Новости истории сегодня. Инжиниринг
Темы
Регионы
04.09.2024 9:02 Новости
4 сентября 1700 года Петр I утвердил приказ рудокопных дел
Российский император Петр I своим указом от 4 сентября 1700 года утвердил приказ рудокопных дел. Документ положил начало государственному управлению горно-геологическими работами по поиску руды и других полезных ископаемых в различных регионах Российской империи. Это учреждение ведало поисками руды и подготовкой лиц, сведущих в горном деле, заботилось о постройке заводов, собирало сведения о добытых металлах и вновь открытых месторождениях полезных ископаемых. С тех пор Россия перестала нуждаться в заграничном металле. В конце царствования Петра I Россия вела заграничную торговлю русским железом и медью. В 1775 году при Петербургском горном училище было организовано Ученое собрание, призванное выполнять роль научного центра по вопросам горного дела. В 1825 году был организован Ученый горный комитет по горной и соляной части. Комитет представлял общество, аналогичное Ученому собранию. В нем принимали участие виднейшие деятели горной науки и техники. В 19 веке штаб корпуса горных...
09.08.2024 15:46 Новости
Программа для распознавания древнерусских рукописей создана в НовГУ
Программу, которая позволит по фрагментам древних рукописей устанавливать их датировку и авторство, разработали в Передовой инженерной школе Новгородского университета им. Ярослава Мудрого (НовГУ). Разработка основана на базе нейросетей и стала возможной благодаря участию университета в программе "Приоритет 2030". Об этом сообщили в пресс-службе вуза, передает ТАСС. "Программу, которая по фотографиям древней рукописи может определить, когда, где и кем она была написана, придумали разработчики из лаборатории технического зрения при Передовой инженерной школе НовГУ. Для этого они обучили нейросеть распознавать рукопись по фрагментам текстов. Сейчас она уже умеет делать это по церковнославянскому языку. А также создали базу данных фотографий первоисточников", - сообщили в вузе. Как уточнили в НовГУ, разработанная программа позволит более просто и быстро проводить атрибуцию, локализацию, датировку и устанавливать авторство рукописных материалов, связанных с деятельностью Новгородской...
19.07.2024 13:12 Новости
Тайный рекорд Олимпиады–80
19 июля 1980 года в Москве состоялось открытие XXII летних Олимпийских игр. Разработкой главного символа Олимпиады – факела – поручено было заниматься специальной группе сотрудников завода имени Климова под руководством Бориса Тучина. О том, как создавался уникальный факел в непростой обстановке на международной арене и какие технические подвиги совершили советские учёные – в материале. В 1934 году Международный Олимпийский комитет принял решение о проведении торжественной церемонии зажжения олимпийского огня в Афинах. В её основе заложен древнегреческий миф о титане Прометее, который, ослушавшись богов, похитил огонь с горы Олимп и передал его людям. В благодарность за этот дар люди установили обряд зажжения и перенесения олимпийского огня из Греции в место проведения Олимпиады. Этим великолепным зрелищем открываются Олимпийские игры и по сей день: в солнечный день, на развалинах языческого храма древнегреческой богини...
14.07.2024 10:06 Новости
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был выставлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 14 июля 1896 года. В ходе мероприятия он совершал демонстрационные поездки. Создателями транспортного средства стали предприниматель Евгений Яковлев и инженер Петр Фрезе. В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства - немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они решили построить подобную машину. Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел...
06.06.2024 11:02 Новости
Мурал с изображением российских изобретателей появился в Ленобласти
В Ленинградской области накануне Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024) появился граффити-портрет, посвященный изобретателям первого русского паровоза и первой железной дороги в Российской империи. Событие приурочено к юбилейной дате. В 2024 году исполняется 190 лет с момента создания первого российского паровоза. Машина была построена на Нижнетагильском заводе отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми. Рисунок, посвященный Черепановым, открыт в рамках совместного социокультурного проекта АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и Российского военно-исторического общества (РВИО). В рамках проекта в нескольких городах страны фасады многоквартирных домов будут расписаны изображениями знаковых отечественных инженеров и их изобретений. - В этом проекте мы хотели показать значение инженерной мысли для развития страны. Изобретения наших инженеров живут до сих пор, воплощаясь в современной технике и проектах. Можно сказать, что именно с открытия...
03.05.2024 12:40 Новости
Советская летающая лодка: первый полет гидросамолета МБР-2
Гидросамолет МБР-2, советская летающая лодка, разработана в ЦКБ МС под руководством Георгия Бериева, совершил первый полет 3 мая 1932 года. Испытания машины показали, что МБР-2 обладал хорошими летно-техническими характеристиками, которые намного превосходили показатели зарубежных машин подобного типа. Испытания головного экземпляра и серийных машин проводил летчик-испытатель, комбриг Адольф Ульсен. Руководством страны самолет был рассмотрен 5 августа 1933 года, когда у Сталина прошло совещание, на котором был затронут вопрос о морской авиации. Присутствовавший там конструктор Андрей Туполев назвал этот самолет «деревяшкой», но машина такого типа была нужна авиации ВМФ и МБР-2 был принят на вооружение. Самолет широко применялся в качестве морского ближнего разведчика и частично как дальний. Был специальный аэрофотосъемочный вариант. Несколько МБР ранних серий были выпущены в варианте «волнового управления и наведения» - для взаимодействия с торпедными катерами ...
29.04.2024 10:08 Новости
29 апреля 1931 года в СССР проведена первая телепередача
«Внимание! Показывает Москва. Начинаем первую телевизионную передачу» - такими простыми словами 29 апреля 1931 года в Советском Союзе началась эра телевидения. К тому времени в некоторых наиболее развитых странах уже проводились как опытные, так и регулярные передачи механического телевидения. Но когда немецкая станция «Кенигсвустерхаузен» запустила передачи, которые уверенно принимались даже на европейской территории СССР, устранить отставание в этой важной области государственные деятели поручили сразу нескольким научным организациям. Наибольших успехов добилась лаборатория телевидения Всесоюзного электротехнического института ВЭИ. Весьма благоприятные возможности для решения проблемы советского телевидения в ВЭИ создались к концу 1920-х годов. Ученые развивали необходимые вакуумно-технологические направления, активно работал коллектив лаборатории ультракоротких волн. В 1929 году профессором Павлом Шмаковым была создана лаборатория телевидения. Ее основной...
22.04.2024 10:28 Новости
60 лет назад прошла торжественная закладка Останкинской телебашни
Торжественная закладка Останкинской телебашни в Москве состоялась 22 апреля 1964 года. Само возведение башни, первоначально началось летом 1960 года, но уже через год строительство было приостановлено из-за сомнений в надежности предложенного Никитиным фундамента неглубокого залегания от 3,5 до 4,6 метра, меньше, чем у заводской трубы. Инженер был уверен в расчетах, но согласился на увеличение основания на 1,5 метра в ширину и 2,25 метра в глубину. Также, по рекомендации немецкого инженера Фрица Леонардта, число опор было увеличено с 4 до 10. После завершения строительства, спустя три года, она стала второй по высоте в мире после Си-Эн Тауэр в Торонто и самым высоким свободностоящим сооружением в Европе. Высота Останкинской телевизионной башни равна 540 метрам. Башня имеет 45 этажей, десятки кольцевых площадок и балконов. На высоте 328-334 метра находится ресторан «Седьмое небо», занимающий три этажа. Кольцеобразное помещение ресторана за 40 минут совершает полный...
19.03.2024 12:35 Новости
102 года назад в Москве началась трансляция радиопередач
Радиопередающая башня в Москве была сдана в эксплуатацию 19 марта 1922 года, положив начало трансляции радиопередач. Проект радиопередающей башни разработал русский инженер Владимир Григорьевич Шухов. Небольшой земельный участок для строительства башни был отведен на тихой пустынной улице Шаболовке недалеко от Кремля. В 1919 году на отведенном земельном участке были возведены три антенные опоры-мачты с деревянными стволами высотой по 150 метров. Опоры поддерживались многоярусными наклонными стальными оттяжками. Функции заказчика по организации проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию этого объекта были поручены Народному комиссариату почт и телеграфов. И за сравнительно короткий срок был разработан первый вариант металлической башни высотой 350 метров, на 50 метров превышавшей всемирно известную башню Густава Эйфеля, построенную в 1889 году на Марсовом поле в Париже. Башня должна была состоять из девяти гиперболических пространственных секций, установленных друг...
18.02.2024 9:33 Новости
18 февраля 1918 года в Москве открылся Киевский вокзал
В Москве 18 февраля 1918 года состоялось открытие здания Киевского вокзала. Здание построено по проекту Ивана Рерберга при участии Вячеслава Олтаржевского и Владимира Шухова. Это был нетипичный образец архитектуры столицы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. Величественное здание, построенное в стиле неоклассицизма, стало самым большим в Европе. Новый вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком «нового Ренессанса». Место, где сейчас располагается Киевский вокзал, раньше называлось Дорогомиловской ямской слободой. Еще в XV веке жившие здесь крестьяне занимались извозом, или «ямской гоньбой», из Москвы и назад. Позднее сюда переселили и ямщиков — очень уж удобно стояла слобода на дороге между Киевом и Москвой. В конце XIX века Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги обратилось к правительству с прошением разрешить проложить пути от Москвы до...
08.02.2024 17:55 Новости
Кто и когда придумал слово "вертолет"
8 февраля 1929 года, 95 лет назад, в Протоколе заседания Технической комиссии Центрального Совета Осоавиахима было зафиксировано рождение в русском языке нового слова - "вертолет". Именно так авиаконструктор Николай Камов назвал свое изобретение. Вместе с коллегой Николаем Скржинским, из отдела морского опытного самолетостроения, он создал первый советский винтокрылый летательный аппарат КАСКР-1 "Красный инженер". Такая аббревиатура родилась благодаря слиянию фамилий двух авторов проекта, двух Николаев: Камова и Скржинского. Внешне их аппарат был похож на английский Cierva C.8L, имел фюзеляж первого советского биплана У-1 и был оснащен двигателем М-2 мощностью 120 л. с. КАСКР-1 поднял в воздух 25 сентября 1929 года летчик-испытатель Иван Михеев. Он стал первым советским вертолетчиком. До появления слова "вертолет" для обозначения подобных аппаратов в России еще с XIX века использовали французский термин "геликоптер". Но изобретение Камова геликоптером назвать было нельзя. По...
05.02.2024 9:32 Новости
Талантливый инженер, который стал гениальным разведчиком
Как объяснить современному молодому человеку, кому посвящена эта мемориальная доска? Как объяснить воспитанному на постсоветских учебниках, привыкшему к тому, что слово «большевик» – ругательство, кого увековечили «на Патриках»? Артур Адамс родился в Швеции в 1885-м, отец – швед, мать – русская еврейка. Мать вернулась в Россию после смерти мужа, когда Артуру было 10. Он получает военно-инженерное образование, вступает в РСДРП, участвует в первой русской революции – 1905 года, царская власть отправляет его в ссылку, Адамс совершает побег, эмигрирует в 1913 году в США. И возвращается уже в Советскую Россию, работает в авто- и авиапромышленности, в 1931 году он начальник научно-исследовательского сектора Государственного объединения авиационной промышленности. И вдруг в 1935-м, когда Адамсу уже пятьдесят (небывалый случай!), он поступает на службу в военную разведку и отправляется в США – нелегалом. Адамс создаёт разведывательную сеть, с помощью которой добывает целый массив уникальных...
30.01.2024 9:29 Новости
100 лет назад состоялась премьера первой киноленты «На крыльях ввысь»
В Москве 30 января 1924 года состоялась премьера немой кинокартины «На крыльях ввысь» - первого фильма новой студии «Москинокомбинат» - «Мосфильм». Тираж фильма был совсем скромным - всего 20 копий. Кинокритики того времени охарактеризовали жанр как «первый советский детектив». Героико-патриотический фильм о русском инженере Глаголеве и его сыне Борисе, бравом авиаторе-конструкторе, ставшем в годы гражданской войны красноармейцем. По сюжету киноленты, в дореволюционное время инженер Глаголев изобрел новую конструкцию самолета. Служащие иностранной авиационной фирмы подкупают механика и заставляют его повредить самолет русского инженера. В результате на состязании побеждает самолет иностранной марки. Проходят годы. После Октябрьской революции 1917 года инженер Глаголев и его сын Борис конструируют новый самолет. Борис Глаголев вступает в ряды Красной армии и становится летчиком. Во время выполнения ответственного задания он попадает в плен к белым, но находчивость и мужество...
28.01.2024 9:54 Новости
118 лет назад в Петербурге открылись женские политехнические курсы
Женские политехнические курсы стали первым в России высшим техническим учебным заведением для женщин, которые открылись в Санкт-Петербурге 28 января 1906 года. Первым ректором сроком на два года был избран Николай Леонидович Щукин - профессор Технологического института. Для проведения занятий было снято помещение в доме 68/2 по Загородному проспекту. В короткий срок жилые квартиры удалось переоборудовать под учебные классы и лаборатории. На имя ректора поступило около 700 заявлений желающих получит техническое образование. По конкурсу аттестатов о среднем образовании были отобраны 234 слушательницы, которые составили первый курс втуза. Учебный процесс был организован по предметной системе, которая тогда делала лишь первые шаги. Курсистки имели право по своему усмотрению посещать занятия, а экзамены сдавать по мере готовности в течение всего учебного года. Первые два года курсы действовали в рамках единого факультета, который в 1908 году разделили на два: архитектурный и...
25.01.2024 9:32 Новости
25 января 1701 года в Москве основана школа Пушкарского приказа
Школа математических и навигацких наук, или школа Пушкарского приказа, является первым в России артиллерийским, инженерным и морским училищем, исторической предтечей и предшественником всей современной системы инженерно-технического образования России. Училище было основано в Москве 25 января 1701 года по указу Петра Первого для подготовки артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота. С момента основания школа находилась в ведении Оружейной палаты, подчиненной Пушкарскому приказу, которой руководил Федор Головин. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. В Военной энциклопедии Сытина сказано, что Московская пушкарская школа заведена и построена стараниями Андрея Виниуса. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс. Главным предметом обучения были математические и навигацкие науки - артиллерийские, инженерные и морские науки. Школа выпускала молодых людей во все роды оружия и службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний...
21.01.2024 8:40 Новости
21 января 1701 года в России началось формирование инженерных войск
Датой создания инженерных войск в России принято считать 21 января 1701 года, когда Петр Великий издал указ о создании первой инженерной школы. В том же году им был подписан указ о формировании первых инженерных подразделений, которые первоначально были представлены минерной ротой, инженерной и понтонной командами. По мере развития военного дела создавались новые подразделения инженерных войск. К началу 1870-х годов в российской армии наметилась тенденция объединения всех технических средств в рамках инженерных войск. Это привело к тому, что в разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные виды и рода войск. Воины инженерных войск России принимали участие во всех сражениях по защите Родины: Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя Крымской войны, в годы русско-японской войны, Первой...
20.01.2024 13:40 Новости
20 января 1953 года был совершен первый полет на бомбардировщике М-4
Первый советский реактивный серийный дозвуковой стратегический бомбардировщик М-4 разработки ОКБ Мясищева совершил свой первый полет 20 января 1953 года. На базе проекта М-4 было создано несколько опытных и серийных модификаций. Последовательным развитием проекта М-4, в направлении повышения летно-тактических характеристик явились два серийных базовых варианта: «3М» и «3МД». Проектирование самолета велось на конкурсной основе и в единые сроки с турбовинтовым самолетом Ту-95 - в противовес создаваемым, так же на конкурсной основе, американским аналогам фирмы Боинг - B-52 и фирмы Конвэйр - YB-60. В отличие от американского конкурса, завершившегося принятием на вооружение только машины фирмы Боинг, в серийное производство и на вооружение дальней авиации СССР были приняты обе конкурирующие машины, которые в течение всего периода доводки и модернизации оставаясь конкурентами - буквально подстраховывали и дополняли друг друга в плане обеспечения ядерного паритета со стороны СССР. Самолет...
16.01.2024 10:06 Новости
16 января 1712 года основана русская Военная инженерная школа
Петр I основал первую русскую Военную инженерную школу 16 января 1712 года. В Указе императора говорится о создании в Москве инженерной школы: «Школу инженерную умножить, а именно: сыскать мастера из русских, который бы учил цифири, или на Сухареву башню для сего учения посылать; и когда арифметику окончат, учить геометрию столько, сколько до инженерства надлежит, а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 100 человек или 150, из коих две трети или по нужде были из дворянских людей». Говоря современным языком, Петр тогда потребовал усиленного изучения математики учащимися инженерного класса школы пушкарского приказа, для чего при необходимости требовал посылать их доучиваться в Сухаревой башне. Указом Сената 19 ноября 1713 года было предписано «набрать в эту школу еще 77 человек, из всяких чинов людей, также из царедворцовых детей, за которыми есть до 50-ти дворов; и учить инженерной науке, чтобы они могли воспринять учение». Следует отметить, что дети...
14.01.2024 12:47 Новости
14 января 1966 года скончался великий конструктор Сергей Королев
Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Павлович Королев скончался 14 января 1966 года, в возрасте 59 лет от острой сердечной недостаточности. По инициативе и под его руководством Сергея Павловича осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Сергей Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомир, Украина. Мальчик вырос в семье учителя. Из-за распада семьи с двух до десяти лет воспитывался в городе Нежин, ныне Черниговской области в большой купеческой семье родителей матери, Москаленко. С 1917 года парень жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. С 1921 года учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках. В этом же году Королев познакомился с летчиками водного отряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с шестнадцати лет...
12.01.2024 12:11 Новости
12 января 1907 года родился ученый, конструктор Сергей Королёв
30 декабря 1906 года (12 января 1907 года) в Житомире в семье преподавателя русской словесности родился советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда Сергей Павлович Королёв. В истории освоения космического пространства с именем Королёва связана эпоха первых значимых достижений. Научные и технические идеи Королёва получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством были созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королёв, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. В 1924 года Сергей...
12.01.2024 10:04 Новости
82 года назад погиб в авиакатастрофе конструктор Владимир Петляков
Авиаконструктор, создатель бомбардировщика ПЕ-2 Петляков Владимир Михайлович погиб 12 января 1942 года в авиационной катастрофе, при перелете из Казани в Москву. Владимир Петляков родился 27 июня 1891 года в селе Самбек, Ростовская область. Мальчик вырос в семье Михаила Ивановича и Марии Евсеевны. После окончания технического училища в Таганроге продолжил образование в Москве в Императорском техническом училище, потом Московском высшем техническом училище. Одновременно с учебой работал лаборантом в аэродинамической лаборатории, затем в составе конструкторской группы Андрея Туполева принимал участие в разработках глиссеров, аэросаней и самолетов. С 1925 года в течении двенадцати лет работал в Центральном Аэрогидродинамическом институте, где занимался проектированием крыльев, проводил расчеты, возглавлял группу и замещал Туполева по сектору опытного самолетостроения. Петляков сыграл большую роль в...
10.01.2024 16:38 Новости
О том, как строили неглубокие станции метро рассказал Главархив Москвы
В январе 2024 года исполнится 61 год с того момента, когда сотрудники Мосметростроя и Метрогипротранса утвердили технологию для заложения неглубоких станций московского метро, которую разработали столичные инженеры-метростроевцы под руководством Василия Полежаева. Строительство станций метро довольно дорогостоящий процесс, так как для того чтобы выкопать и проложить глубокие тоннели, нужно специальное оборудование и технологии, которые подходят для горного дела. Например, инженеры проводили подготовительные буровзрывные работы, прокладывали шахтные стволы. Готовый тоннель представляет собой металлическую трубу в чугунной оболочке. Чтобы упростить процесс заложения новых линий метро, московские инженеры с середины 1955 года стали активно внедрять открытый способ заложения неглубоких станций. Для этого рабочие на местности рыли котлован, полностью соответствующий глубине и направлению трассы будущей станции. Дно котлована бетонировали, а на откосах...
31.12.2023 8:30 Новости
125 лет назад открылась телефонная линия Санкт-Петербург - Москва
Телефонная линия Москва - Петербург соединила две столицы Российской империи. Официальное открытие состоялось 31 декабря 1898 года в Петербурге в 11 часов утра. В то время она являлась самой длинной в Европе, ее протяженность составляла 660 километров. В 1894 году на Красной площади, в недавно возведенном здании Верхних торговых рядов, ныне ГУМ, открылась первая подстанция Московской городской телефонной сети. В 1895 году был издан первый список абонентов Московской телефонной станции, в который вошли 1740 владельцев телефонов. Среди них были Страховое общество, известные театры, магазины, рестораны, банкирские дома и крупные предприниматели - Абрикосовы, Трамбле, Дэпре, Кнооп, Вогау, Дангауэр и другие. В том же году в Москве появилась телефонная связь с городами Богородицк, Пушкино, Коломна, Химки, Одинцово, Подольск и Серпухов. Но еще в 1887 году Министерство внутренних дел России дало поручение Главному управлению почт и телеграфов решить вопрос создания телефонной линии...
29.12.2023 11:57 Новости
29 декабря 1923 года была подана заявка на патент иконоскопа
Русско-американский инженер, один из изобретателей телевидения Владимир Козьмич Зворыкин 29 декабря 1923 года подал заявку на патент иконоскопа. Изобретатель родился и получил образование в России, однако впоследствии он эмигрировал в США. Иконоскоп - первая электронная передающая телевизионная трубка, изобретена и запатентована Зворыкиным, работавшим в это время в компании Radio Corporation of America. В основе работы иконоскопа лежат явления внешнего фотоэффекта и накопление зарядов. Советские источники приписывают изобретение иконоскопа Семену Катаеву, который подал заявку на полтора месяца раньше Зворыкина. В действительности, первые работающие экспериментальные образцы иконоскопов были созданы Зворыкиным еще до 1930 года, а первые опыты по электронному получению и передаче изображений происходили еще в 1911 году под руководством Бориса Розинга в Санкт-Петербурге. Во время Первой мировой войны Зворыкин служил в войсках связи в Гродно, затем работал в офицерской...
25.12.2023 14:14 Новости
77 лет назад был запущен первый советский ядерный реактор
Первый советский реактор Ф-1, построенный в Лаборатории №2 АН СССР в Москве, был выведен в критическое состояние 25 декабря 1946 года. Теоретические и экспериментальные исследования особенностей пуска, работы и контроля реакторов были проведены группой физиков и инженеров под руководством академика Игоря Курчатова. Реактор Ф-1 был набран из графитовых блоков и имел форму шара диаметром примерно 7,5 метров. В центральной части шара диаметром 6 метров по отверстиям в графитовых блоках размещены урановые стержни. Реактор Ф-1, как и реактор CP-1, не имел системы охлаждения, поэтому работал на очень малых уровнях мощности. Результаты исследований на реакторе Ф-1 стали основой проектов более сложных по конструкции промышленных реакторов. В 1948 году был введен в действие реактор И-1, по другим данным он назывался А-1, по производству плутония, это позволило создать заряд для первой советской атомной бомбы. Задача создания ядерного реактора возникла в связи с созданием ядерного оружия...
19.12.2023 9:01 Мероприятия
Об архитектуре бывших стран СССР расскажут на ВДНХ
20 декабря на ВДНХ начинается совместный проект главной выставки страны и образовательной компании «Глазами инженера» — «Модернизм в республиках СССР в национальных павильонах ВДНХ». В программе пять лекций, которые будут посвящены строительному искусству Еревана, Алма-Аты, Ташкента, Минска и Баку. Их прочтут известные историки архитектуры, каждое мероприятие будет проходить в национальных павильонах Армении, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и Азербайджана. Первой темой станет архитектура 1960–1980-х годов. В эту эпоху Советский Союз переживал один из крупнейших экономических подъемов в своей истории. По всей стране, и прежде всего в союзных республиках, появилось большое количество уникальных объектов. С одной стороны, они отражали ценности интернационализма, прогресса, устремленности в будущее, а с другой — в них окрепшие союзные республики стремились выразить свою национальную идентичность. Первая лекция «Эпос и космос. Архитектура казахского...
07.12.2023 17:22 Новости
Дольмен Менга в Испании признан грандиозным инженерным сооружением
В Испании междисциплинарная команда ученых провела детальный анализ монументального сооружения - дольмена Менга. Анализ этого памятника показывает, что он представляет собой одно из величайших инженерных достижений эпохи неолита. Как рассказывает Phys.org, в исследовательскую группу были включены археологи, геологи, инженеры и историки из нескольких институтов Испании. Свои выводы они обнародовали в журнале Scientific Reports. Дольмен Менга впервые был изучен при помощи самых передовых технологий. Результаты поразили ученых. Теперь дольмен Менга представляет собой еще большую инженерную загадку, чем раньше. Этот древний курган расположен недалеко от Антекеры, провинция Малага. Предыдущие исследования показали, что его возраст составляет примерно 5700 лет. Он является одним из крупнейших мегалитических сооружений Европы, был построен на вершине холма из гигантских валунов. Достаточно сказать, что вес самого крупного из них превышает 100 тонн. Уже много лет...
30.11.2023 13:23 Новости
30 ноября считается датой рождения первого трансформатора
30 ноября 1876 года во Франции российский изобретатель и предприниматель Павел Николаевич Яблочков получил патент на создание трансформатора переменного тока. Павел Николаевич Яблочков — русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») и другими изобретениями в области электротехники. Не смотря на то, что самым выдающимся его изобретением является электрическая свеча, мир должен быть ему благодарен и за многие другие изобретения. Так, в годы пребывания во Франции Павел Николаевич работал не только над изобретением и усовершенствованием электрической свечи, но и над решением других практических задач. Только за первые полтора года — с марта 1876 по октябрь 1877 — он подарил человечеству ряд других выдающихся изобретений и открытий. Павел Яблочков сконструировал первый генератор переменного тока, который, в отличие от постоянного тока, обеспечивал...
22.11.2023 12:04 Новости
Первая автоколонна отправилась по Дороге жизни 22 ноября 1941 года
Во время Великой Отечественной войны единственной транспортной магистралью связывающей блокадный Ленинград с остальной страной была «Дорога жизни» через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни, официально - Военно-автомобильная дорога № 101. Первая автоколонна с продовольствием отправилась по льду Ладоги 22 ноября 1941 года. Магистраль действовала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. В октябре 1941 года начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. В основном работы заключались в обобщении разрозненных данных о ледовом режиме озера, трассировки дороги исходя из этих данных и расчете затрат на ее сооружение. Начальником тыла Ленинградского фронта Лагуновым 13 ноября был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец - маяк Кареджи». Военно-автомобильную дорогу предполагалось устроить шириной 10 метров...
20.11.2023 15:19 Новости
Памятник конструктору Юрию Калачникову открыт в Перми
В Перми состоялось открытие памятника выдающемуся советскому и российскому конструктору артиллерийских систем, главному конструктору машиностроительного завода им. В.И. Ленина (ныне ПАО «Мотовилихинские заводы») Юрию Николаевичу Калачникову. Он установлен в Мотовилихинском районе, в сквере , который получил имя Юрия Калачникова. Участие в мероприятии приняли губернатор Прикамья Дмитрий Махонин, управляющий директор ПАО «Мотовилихинские заводы» Сергей Дядькин, глава города Эдуард Соснин, а также ветераны завода, представители общественности. Памятник установлен по поручению главы региона. В рамках событий и мероприятий к 300-летию Перми особое внимание уделяется патриотической составляющей. В частности, сохранению памяти о тружениках предприятий оборонно-промышленного комплекса, благодаря которым городу Перми присвоено почетное звание «Город трудовой доблести». «Благодаря организаторским способностям Юрия Калачникова развивались Мотовилихинские заводы, разрабатывались новые...
18.11.2023 11:51 Новости
18 ноября 1842 года издан указ о строительстве Благовещенского моста
Император Николай I издал указ о построении первого постоянного моста через Неву в Петербурге 18 ноября 1842 года. Мост должен был соединить Васильевский остров с Английской набережной. Автором проекта стал инженер Станислав Кербедз, придумавший использовать при строительстве арочные конструкции из чугуна. Участвовал в создании моста и знаменитый архитектор Александр Брюллов, установивший на нем миниатюрную часовню Николая Чудотворца, газовые фонари и красивую чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков. Первоначально мост был назван Благовещенским. Он стал самым первым разводным мостом, построенным в северной столице. Открытие моста состоялось в 1850 году, и вскоре он был переименован в Николаевский. Легенда гласит, что император Николай I очень серьезно относился к сооружению первого большого моста в Санкт-Петербурге, и чтобы заставить строителей работать добросовестно, он пообещал руководившему их работой Кербедзу, что будет повышать его в чине на...
16.11.2023 11:54 Мероприятия
В Москве проходит уличная выставка к 130-летию ГУМа
В этом году Главный универсальный магазин страны отмечает свое 130-летие. К этому событию Главархив Москвы подготовил выставку «Главный магазин Москвы», которая при помощи архивных фотографий рассказывает историю ГУМа – памятника архитектуры, одного из символов столицы. Экспозицию можно посмотреть до 26 января 2024 года на улице Профсоюзная, а также в виртуальном музее «Москва – с заботой об истории» в зале 1950–2000 гг., в разделах «Медиатека», «Выставки». В экспозицию выставки вошло более 20 архивных фотографий, представляющих облик ГУМа в конце XIX – начале XX веков, во время преобразований 1950–1960-х годов, а также в настоящее время. Фотоснимки, запечатлевшие жителей и гостей Москвы у здания и в интерьерах разных отделов, передают атмосферу эпохи, рассказывают о модных веяниях и предпочтениях людей в одежде и быту. Например, на кадрах середины прошлого века можно посмотреть, как посетители магазина выбирали одежду, новогодние игрушки, наволочки для диванных подушек...
11.11.2023 9:23 Новости
186 лет назад открыта первая пассажирская железная дорога в России
Торжественное открытие линии Царскосельской железной дороги в присутствии всех министров и дипломатического корпуса состоялось 11 ноября 1837 года. Эта линия стала первой построенной в России железной дорогой. В 1834 году горное ведомство России пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе Франца Антона фон Герстнера. В том же году он был командирован на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения. По возвращении в Петербург он предоставил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России, в том числе и магистрали Петербург - Москва. После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства таких дорог специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской железной дороги Петербург - Царское Село - Павловск. Средства для выполнения работ - три миллиона рублей, были собраны по...
10.11.2023 9:06 Новости
135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева
Советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев оставил заметный след в истории авиации. Он разработал более 120 самолетов разнообразных типов, из которых 70 выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. На самолетах, созданных Туполевым, было установлено 78 мировых рекордов и совершено 28 уникальных перелетов. А.Н. Туполев вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). После смерти Жуковского А.Н. Туполев с С.А. Чаплыгиным продолжили работу по дальнейшему расширению и развитию ЦАГИ. Конструктор Туполев настаивал на том, что дерево не годится в качестве материала для самолетов, и видел будущее авиации, особенно тяжелой, в металле. В 1923 г. он создал свой первый самолет. Это был легкий спортивный самолет смешанной конструкции АНТ-1, названный в его честь. Испытания самолета прошли успешно, и это стало доказательством для...
05.11.2023 13:36 Новости
5 ноября 1967 года введена в эксплуатацию Останкинская телебашня
Днем рождения Останкинской телебашни принято считать 5 ноября 1967 года, в этот день государственной комиссией был подписан Акт о вводе ее в эксплуатацию. Вышка построена по проекту архитекторов Леонида Баталова, Дмитрия Бурдина и конструктора Николая Никитина. Он был выбран по итогам всесоюзного конкурса на строительство башни. Летом 1960 года началось строительство башни, но уже через год строительство было приостановлено из-за сомнений в надежности предложенного Никитиным фундамента неглубокого залегания от 3,5 до 4,6 метра - меньше, чем у стандартной заводской трубы. Инженер был уверен в своих расчетах, но согласился на увеличение основания на 1,5 метра в ширину и 2,25 метра в глубину. Также, по рекомендации автора штутгартской телебашни немецкого инженера Фрица Леонардта, число опор было увеличено с 4 до 10. Торжественная закладка Останкинской телебашни состоялась 22 апреля 1964 года. На момент окончания строительства в зоне действия передатчиков проживало около 10 000...
04.11.2023 10:36 Новости
4 ноября 1957 года в СССР выдан патент на первый радиотелефон
Советский инженер Леонид Куприянович первым в мире изобрел мобильный радиотелефон. Патент №115494 на это изобретение он получил 4 ноября 1957 года. Но по каким-то загадочным причинам его изобретение так и не было запущено в производство. Радиотелефон мог передавать звуковые сигналы на базовую станцию на расстояние до 25 км. Он представлял собой ящик с диском набора номера, двумя тумблерами и трубкой. Весил полкило и работал до 30 часов в режиме ожидания. Автором фактически излагались принципиальные основы мобильной телефонии, компрессия и декомпрессия сигналов, разработка которых позже приписали себе и разрекламировали зарубежные специалисты. В патенте также была приведена принципиальная схема первого советского мобильника. О жизни советского радиоинженера Леонида Ивановича Куприяновича сохранилось очень мало информации. Известно только, что родился он в 1929 году, в 1953 году успешно окончил факультет «Приборостроение» Московского государственного технического университета имени Н.Э...
02.11.2023 9:53 Новости
Памятник архитектору Останкинской телебашни открыт в Москве
Бронзовый бюст архитектора и ученого, автора проекта Останкинской телебашни Николая Никитина открыли на церемонии в Москве. Скульптуру установили у подножия телебашни. Об этом сообщает ТАСС. "Инженер Никитин входит в плеяду выдающихся деятелей нашей науки, инженерии и архитектуры. Его трудами создана и конструкция спортивного комплекса "Лужники", и конструкция нашего главного университета МГУ, и [монумент] "Родина-мать". <...> Мы рады, что сегодня этот бронзовый бюст станет одной из достопримечательностей этих мест. Теперь многие экскурсии будут начинаться отсюда, с закрепления памяти об этом выдающемся конструкторе и архитекторе", - сказал журналистам скульптор Владимир Суровцев. По словам художника, над бюстом он работал вместе со своим сыном, скульптором Данилой Суровцевым и архитектором Владимиром Сягиным. Суворовцев создал более 40 монументов, среди которых скульптурная композиция "Летчикам и техникам полка Нормандия-Неман" (аэропорт Париж-Ле-Бурже, Франция), памятники...
01.11.2023 17:47 Новости
Памятник Екатерине II открыли в Горном университете Санкт-Петербурга
1 ноября исполнилось 250 лет со дня рождения Санкт-Петербургского горного университета. Ровно четверть тысячелетия тому назад, 21 октября 1773 года по старому стилю, Екатерина Великая начертала на указе об основании первого высшего технического учебного заведения в стране «Быть посему». Как признают практически все историки и эксперты, это решение было крайне актуальным и своевременным. Ведь оно позволило начать в России подготовку собственных компетентных специалистов, способных повысить эффективность эксплуатации залежей полезных ископаемых и создать отечественные технологии для добычи и переработки сырья. Ранее, до резолюции императрицы, наши инженеры получали образование исключительно за границей. Их число было не слишком велико, а потому для руководящей работы на месторождениях или металлургических заводах приглашались иностранцы, далеко не всегда горевшие желанием ехать далеко от развитой инфраструктуры, на Урал, где в тот момент располагалась основная ресурсная база...
01.11.2023 10:27 Новости
142 года назад выдано разрешение на строительство телефонных сетей
Кабинет министров Российской империи 25 сентября 1880 года утвердил положение об «Основных условиях устройства и эксплуатации городских телефонных сообщений в России». Затем объявлен тендер, в котором участвовали многие известные компании.В острой конкуренции конкурс выиграл купец первой гильдии, инженер, частный предприниматель Владимир Оттомарович фон Баранов, получивший лично от императора право на осуществление телефонизации. Инженер начал закупать за границей оборудование, было получено 50 стоек, 6000 кг проволоки, 5000 изоляторов, 400 аппаратов, 125 кг комнатной проволоки и 6 коммутаторов.Александр II 26 февраля 1881 года утвердил решение Комитета министров: «Учреждение телефонного сообщения, по новизне предмета, допустить впредь до полного его разъяснения на первое время в виде опыта…» 30 марта 1881 года император Александр III подписал указ об «Устройстве телефонного сообщения частными лицами и общественными, а также правительственными...
27.10.2023 11:34 Новости
27 октября 1984 года открыто сквозное движение поездов по БАМу
Официальное открытие сквозного движения поездов по Байкало-Амурской магистрали состоялось 27 октября 1984 года. БАМ является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет. Еще в конце 19 века лучшие инженерные умы России обдумывали направление первой железной дороги к Тихому океану. В 1889 году полковник генерального штаба Николай Волошинов преодолел с небольшим отрядом тысячекилометровое пространство от Усть-Кута до Муи, как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса Байкало-Амурской магистрали. И пришел к выводу, что строительство линии по этому направлению технически невозможно. Волошинов трезво осознавал, что ни техники, ни средств для выполнения таких грандиозных работ у России на тот момент не было. Лишь с 1932 года были развернуты проектно-изыскательские работы. После Великой Отечественной войны несколько лет строительство велось силами...
17.10.2023 9:20 Новости
Уличная фотовыставка, посвященная Щусеву и Шухову, открылась в Москве
На Гоголевском бульваре открылась фотовыставка «Архитектор Алексей Щусев / инженер Владимир Шухов. Двойной портрет». Она посвящена 150-летию со дня рождения Алексея Щусева и 170-летию со дня рождения Владимира Шухова. Выставку под открытым небом можно посетить до 6 ноября. «Проект реализован Департаментом культуры города Москвы, Московской дирекцией массовых мероприятий совместно с Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева и архивом Российской академии наук. Уникальные кадры из альбома “Виды работ, произведенных строительной конторой инженера А.В. Бари на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде” предоставлены Татьяной Виноградовой», — рассказала Ака Марзаева, заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы. Экспозиция состоит из двух исторических разделов. В первой части представлены эскизы знаменитых сооружений Алексея Щусева: храма Сергия Радонежского на Куликовом поле...
06.10.2023 16:52 Новости
Память о выдающихся деятелях увековечат в Петербурге
Состоялось заседание Совета по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга. Участники совета рассмотрели несколько инициатив, которые поступили с 1 января по 30 июня 2023 года. Об этом сообщает пресс-служба Правительства Санкт-Петербурга. Мемориальная доска филологу-иранисту, академику РАН Михаилу Боголюбову будет установлена на фасаде одного из зданий Санкт-Петербургского государственного университета. Выдающийся ученый проработал в университете более 60 лет, сделав за это время большой вклад в востоковедческую науку. Совет поддержал предложение научно-исследовательского института командных приборов об установке мемориальной доски инженеру-конструктору, заслуженному создателю космической техники, Герою Социалистического Труда Вячеславу Арефьеву на Новочеркасском проспекте, 14 - на фасаде дома, где он прожил 54 года. Также принято решение установить мемориальную доску ученому, доктору технических наук, главному конструктору первого в мире атомного ледокола «Ленин» Василию...
11.09.2023 8:56 Новости
В Москве после реставрации открылись два зала Сандуновских бань
Завершилась реставрация двух исторических залов Сандуновских бань. Речь идет о холлах первого мужского и высшего женского разрядов — помещений, куда входит холл, зал отдыха, мыльное отделение и парная. Торжественное открытие было приурочено к 215-летнему юбилею со дня основания банного комплекса. Сандуновские бани обладают статусом объекта культурного наследия регионального значения. «Сандуновские бани, старейшие и самые знаменитые из сохранившихся до нашего времени бань, впервые распахнули свои двери в 1808 году. На протяжении более чем двух столетий они сохраняют свою историческую функцию и являются точкой притяжения для многих поколений москвичей. К 215-летию завершилась реставрация холлов мужского и женского разрядов. Специалистами проделана огромная работа, которая заняла 1,5 года. Обнаружены подлинные цвета, которые изначально использовались в оформлении холлов. Для того чтобы...
15.07.2023 11:32 Новости
86 лет назад был открыт канал Москва-Волга
15 июля 1937 года состоялось торжественное открытие канала, соединившего реки Москву и Волгу для движения пассажирских и грузовых судов. В 1947 году в ознаменование 800-летия города Москвы и 10-летия существования канала Москва—Волга ему было присвоено имя нашей столицы. Начало разработки проекта соединения рек и создания сквозного водного пути из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России относится к рубежу XVII–XVIII столетий, когда Пётр I лично занялся изучением возможных путей коммуникации. Один из рассматривавшихся тогда вариантов почти совпадал с современной трассой канала. Однако после смерти императора реализация масштабного проекта была отложена, вернулись к этой идее только в 1825 году. Строительство растянулось почти на два десятилетия, но было прекращено из-за недостатка средств. За это время был вырыт канал, связавший реки Сестру и Истру, построено 38 каменных шлюзов, в долине Сестры сооружена земляная плотина, на месте миниатюрного...
05.07.2023 15:06 Новости
Памятник выдающимся авиаконструкторам открыли в Иркутске
На улице Ленина между домами № 40 и № 46 состоялась торжественное открытие памятника известным авиаконструкторам, иркутянам Николаю Камову и Михаилу Милю. В мероприятии участвовали руководители региона и областного центра, меценаты, художники и архитекторы, жители и гости Иркутска. Церемонию открыл пролет вертолета МИ-8. Решение об увековечении памяти выдающихся земляков принято в начале 2022 года. Инициатива принадлежала мэру города Руслану Болотову и председателю Думы Евгению Стекачеву. Изготовление и установка памятника профинансированы Государственной корпорацией «Ростех». Благоустройство прилегающей территории выполнено при участии депутата Законодательного Собрания региона Нины Чекотовой. Архитектором скульптуры стал Сергей Демков. Пятиметровая архитектурно-художественная композиция изображает взлетающий вертолет. Основа памятника выполнена из гранита, а все «воздушные» элементы – из бронзы с патиной. В общей композиции предусмотрено место в виде горизонтальной плоскости для...
03.07.2023 15:25 Мероприятия
В Москве прошло мероприятие, посвященное 100-летию гражданской авиации
3 июля 2023 года в Доме Российского исторического общества в Москве состоялся круглый стол, посвящённый 100-летию отечественной гражданской авиации. В рамках мероприятия обсуждалась роль авиационной отрасли в судьбе страны, её текущее состояние и перспективы развития. Участие в круглом столе принял Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, руководитель Росавиации Александр Нерадько, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский, а также представители других органов государственной власти, общественных и научных организаций. Открывая заседание, Сергей Нарышкин заметил, что мечта о покорении небесных просторов веками волновала умы выдающихся отечественных изобретателей: «Огромный интеллектуальный путь был проделан от первых эскизов воздухоплавательного аппарата, сделанных ещё Ломоносовым, до знаменитого аэроплана «Жар-птица», построенного адмиралом Можайским. Дело Можайского продолжил опытный конструктор Игорь...
03.07.2023 10:28 Новости
Как менялись знаковые гостиницы Москвы на протяжении десятилетий
За 11 лет в Москве появились 72 гостиницы. Большую часть из них построили в центре города, рядом с главными достопримечательностями и деловыми объектами. Сейчас в городе почти две тысячи отелей на любой вкус и кошелек. В начале XX века в Москве насчитывалось около 200 гостиниц. Несколько из них работает и сейчас, например, «Метрополь» и «Националь». Эти здания стали одними из главных символов Москвы. Некоторые отели, построенные в советское время, прочно ассоциируются с архитектурой города. Среди них гостиница «Ленинградская» и бывшая гостиница «Москва» на Манежной площади. Сегодня эти отели — визитные карточки города. При них открыты рестораны, регулярно проводят иммерсивные спектакли-экскурсии. Здесь организуют деловые мероприятия на высоком уровне, принимают российских и зарубежных гостей, в том числе из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. «Метрополь»: театр с гостиницей и революционное прошлое. Знаменитый меценат Савва Мамонтов открыл этот отель в конце XIX века —...
28.06.2023 13:24 Новости
1804 году был открыт первый водопровод, снабжавший Москву чистой водой
В 1779 году Екатерина II повелела найти источники чистой воды для организации водоснабжения Москвы, а в 1804 году завершилось строительство Мытищинского водопровода, который действует и сегодня. С древних времен основными источниками воды для москвичей были пруды и реки – Москва-река, Неглинка, Яуза и другие. К началу XVIII века в Москве насчитывали более 800 прудов, но в них часто сливали нечистоты, из-за чего водоемы становились источниками инфекций. Самой чистой считалась колодезная вода, но большинство колодцев находились в частных владениях, поэтому горожане не могли ими воспользоваться. Городские колодцы, однако, часто были загрязнены, вода в них содержала бактерии чумы, холеры, дизентерии. Известно, что еще в 1767 году в законодательную комиссию Петербурга поступило прошение от жителей Москвы «найти в удобных местах хорошую воду и увеличить идущие сквозь город реки проведением воды из ближайших мест». В 1771 году в Москве случилась эпидемия чумы, унесшая более четверти...
21.06.2023 17:54 Новости
Боец РККА: Человеку, создавшему это оружие, — вечная благодарность
У Фёдора Токарева – создателя легендарного пистолета ТТ - талант к конструированию проявился ещё в детстве. Будучи казаком по рождению, ему суждено было стать создателем стрелкового оружия. Однако Токарев был не простым оружейником – за свою долгую жизнь он разработал около 150 разнообразных стрелковых систем, его оружие выпускалось миллионами экземпляров. Выдающийся русский оружейник Фёдор Васильевич Токарев, автор всем известного пистолета ТТ, происходил из небогатых донских казаков. Его детство прошло в станицах Мечётинской и Егорлыкской. Любознательный и смышлёный, мальчик любил работать руками. Он всё время что-то мастерил: то плуг сделает из дерева и жести, то ветряную мельницу из дощечек рассохшейся бочки. Первый класс Федя окончил с похвальным листом, но отец, уверенный, что будущему казаку достаточно уметь читать и считать, вскоре забрал мальчика из школы, чтобы тот помогал ему по хозяйству. Однако Токареву в жизни повезло: ему встретились люди, которые сумели оценить его...
26.05.2023 10:22 Новости
26 мая 1913 года состоялся первый полёт на четырёхмоторном самолёте
26 мая 1913 года был совершён первый полёт на первом в мире четырёхмоторном самолёте «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского. Авиаконструктор родился 25 мая 1889 года в Киеве в семье медиков. С детства он интересовался механикой и мечтал о лётной карьере, посещал лекции по математике, химии и кораблестроению в Париже, прежде чем в 1907 году поступил в Киевский политехнический институт, где заинтересовался строительством летательных аппаратов и создал студенческое авиационное общество. Первые плоды его инженерного гения относятся уже к периоду 1908–1911 годов, когда им были построены два простейших вертолёта, однако, несмотря на внушительную по тем временам грузоподъемность – практически 150 кг, ни один из них не смог взлететь с пилотом, поэтому Сикорский переключился на самолёты и в 1910 году поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2, который поднялся на 180-метровую высоту и установил новый всероссийский рекорд, а в 1911 году исполнил детскую мечту – получил диплом...
23.05.2023 17:31 Новости
Спасенные Советами
Как СССР спас экспедицию Нобиле и позвал итальянца строить дирижабли в нашу страну. 95 лет назад началась арктическая экспедиция итальянца Умберто Нобиле - он вылетел к Северному полюсу на дирижабле "Италия" со Шпицбергена. На второй день полета летательный аппарат достиг цели. А на следующий день потерпел крушение близ Шпицбергена… Восемь членов экипажа, в том числе Нобиле, выжили, двое погибли, шестеро пропали без вести. В спасательной операции принимало участие несколько стран. В июне 1928-го Нобиле спас шведский летчик Эйнар Лундборг. Других выживших нашел и взял на борт ледокол "Красин" - советское правительство направляло на поиски также корабль "Малыгин", но он застрял во льдах. Именно "Красин" и пилот самолета (его в зону спасательной операции также доставили на борту ледокола) Борис Чухновский обнаружили членов экспедиции. При этом самолет Чухновского попал в аварию, но он сообщил по радио, что не нуждается в помощи, пока ледокол не возьмет на борт...
22.05.2023 13:51 Новости
Новые технологии в банях: Главархив — о чистке шаек для воды
В мае 1940 года Моссовет выделил деньги на создание опытного образца агрегата для автоматической мойки шаек. В конце 1930-х и начале 1940-х годов в администрацию Моссовета часто поступали проекты от горожан, которые хотели бы что-то улучшить в Москве. Часть подобных предложений даже была одобрена. Один из таких случаев произошел в 1939 году. В московском Главархиве и сегодня хранятся документы, свидетельствующие о той инновации. Так, среди прочих в Моссовет обратились братья Петр и Павел Никольские. Они работали инженерами и предложили рассмотреть конструкцию для автоматической чистки банных шаек в столице, которую сами придумали и хотели ввести в массовое производство. Изобретателям удалось привлечь к работе директора Краснопресненской бани №1, он составил подробную смету и описание всех преимуществ аппарата братьев Никольских. Дело в том, что раньше металлические банные шайки для воды чистили вручную, но, по замечанию опытного банщика, эта процедура не была особенно...
18.05.2023 13:31 Мероприятия
Состоялись мероприятия, посвящённые изучению засечных черт России
В нескольких регионах России состоялись 5 круглых столов, посвящённых исследованию засечных черт России. Организаторами мероприятий выступили отделения Российского исторического общества. Круглые столы состоялись при поддержке Фонда президентских грантов и фонда «История Отечества». Засечные черты (линии) — это система инженерных оборонительных сооружений на пограничных рубежах Русского государства в XVI–XVII веках. Белгородская засечная черта — одна из важнейших таких черт на южной границе Русского государства в XVII веке. Она предназначалась для защиты от набегов крымских и ногайских татар. В её состав входили города-крепости, остроги, крепостцы. Между крепостями в лесных местах сооружались засеки и частоколы, в степи — земляные рвы и валы, усиленные оградами и башнями (пять больших земляных валов по 25–30 км — Карповско-Белгородский, Яблоновский, Новооскольский, Усманский, Козловский — и более 20 малых валов), на переправах — надолбы и частоколы. Научно-просветительские встречи...
18.05.2023 13:17 Новости
Герои негромких профессий. Трубопроводчик
За годы Великой Отечественной войны Красной армии потребовалось более 16 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. Одной из причин упорного, не считаясь с потерями стремления немецких войск удержать Сталинград была задача отрезать советские войска от бакинской нефти, дававшей тогда 70% ее добычи в СССР. И, конечно, транспортировка горючего в таких условиях, особенно в прифронтовую зону, оказалась делом гораздо более сложным и опасным, чем добыча «черного золота». И хотя днем рождения трубопроводных войск – кстати, первых в мире – считается 14 января 1952 года, когда приказом министра Вооруженных сил СССР маршала Василевского был сформирован первый отдельный батальон перекачки горючего по трубопроводу, настоящее рождение такой военной профессии как трубопроводчик, наверное, все-таки случилось весной 1942 года, когда танковая бригада 61-й армии генерала Попова в ходе боев под Тулой осталась отрезана от горючего Окой. И тогда через реку – под обстрелами, был переброшен резинотканевый...
10.05.2023 12:29 Новости
«Выше всех!» - из истории советских стратостатов
Пожалуй, именно в 1920–1940-х гг. освоение воздушного пространства во всем мире получило свое наибольшее развитие. Это было время «взрыва» технической и конструкторской мысли. Аэропланы, дирижабли, автожиры, стратостаты – конструкторы по всему миру изобретали новые и технически совершенные летательные аппараты. Кто будет быстрее, кто взлетит выше? Одной из страниц этого состязания стран и конструкторских бюро стала история освоения стратосферы – слоя атмосферы на высотах от 11 до 50 км. Начальник Бюро особых конструкций завода № 35 В.А. Чижевский в 1934 г. писал: «Изучение и освоение стратосферы приобрело в настоящий момент чрезвычайно большое, как научное, так и военное значение. …Упорная борьба за каждые 100 метров ведется во всех странах. Организуются специальные стратосферные школы по подготовке летного персонала, изучается влияние стратосферы на человека, строятся камеры для высотных моторов и т.п.». Первые подъемы человека в стратосферу начались в 1927 г., когда капитан армии...
26.04.2023 9:15 Персоны
Главный гироскопист страны
Виктор Иванович Кузнецов, главный конструктор по разработке и созданию гироскопических командных приборов, академик Академии наук СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских, Ленинской и двух Государственных премий СССР, родился 27 апреля 1913 г. в Москве. В 1938 г. окончил Ленинградский индустриальный институт по специальности «Расчет и конструкция летательных аппаратов». В 1937-1940 гг. Виктор Иванович работал инженером-исследователем на заводе № 212 в Ленинграде. Занимался теорией гироскопов. Осенью 1940 г. молодой инженер Кузнецов был направлен в Германию для закупки приборов для Военно-морского флота СССР. Там его и застала война. Виктор Иванович вместе с сотрудниками советского посольства был интернирован Германией. В Москву он вернулся только в августе 1941 г. До 1943 г. работал в НИИ-10 в должности начальника отдела. В 1943–1947 гг. возглавлял отдел в МНИИ-1 при Министерстве судостроительной промышленности СССР. Создал ряд уникальных гироскопических...
25.04.2023 22:40 Персоны
Ленинград: технологический прорыв в кольце блокады
Апрель 1942 года, Ленинград в кольце блокады. Позади первая блокадная зима. Город выстоял, и во многом благодаря ледовой «дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера. По ней подвозили грузы с продовольствием, она же частично решала проблему острейшего дефицита топлива, необходимого, как для городских нужд и работы предприятий, так и для воинских частей и подразделений Ленинградского фронта. Недостаток бензина, солярки, авиационного керосина приводил к ограниченному использованию техники, а это в свою очередь снижало боеспособность частей Красной армии. Всего по льду Ладоги за зиму 1941-1942 годов было перевезено 43 717 тонн горюче-смазочных материалов. Такого количества нефтепродуктов было недостаточно для того, чтобы если не победить, то хотя бы минимизировать энергетический голод. Однако с наступлением тепла и этот тоненький ручеек, по которому текло топливо в осажденный Ленинград, иссяк. 25 апреля 1942 года с ледовой трассы были сняты все элементы дорожной...
02.03.2023 10:37 Новости
Конструктор железобетонной «Николаевны»
Все знают, что Эйфелеву башню создал Гюстав Эйфель, Шуховскую – Владимир Шухов, а вот о конструкторе Останкинской телебашни известно немногим. Между тем Николай Никитин, родившийся в 1907 году в Тобольске, сконструировал также главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова, Центральный стадион в Лужниках, монумент «Родина-мать зовет!» в Волгограде и другие знаковые объекты. 3 марта исполнится 50 лет со дня смерти Николая Васильевича Никитина (1907–1973). Накануне этой мемориальной даты рядом с Останкинской телебашней в Москве установлен бюст выдающегося инженера. Увековечить память о русском инженере предложили президент Международного Шуховского фонда Леонид Штерн и президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. Инициативу поддержало руководство Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС). Уже в начале 30-х годов XX века Никитин создавал уникальные конструкции из сборного железобетона. Он начал заниматься этим направлением во время учебы в Томском технологическом...
31.08.2022 17:39 Мероприятия
Социальный проект «Инженеры Победы»: интерактивная связь поколений
31 августа в ТАСС в преддверии Дня Знаний состоялась пресс-конференция «Инженеры Победы: интерактивная связь поколений», посвященная развитию социального проекта по сохранению исторической памяти о победах и достижениях отечественной промышленности в критически важные для страны годы. Начатый в год 75-летия победы во Второй мировой войне, проект «Инженеры победы», который проводится в рамках Международного молодежного научно-технического фестиваля «От Вина!» (под эгидой Минпромторга России), впервые представил широкой аудитории уникальные архивные данные о конструкторах, инженерах, ученых, внесших ключевой вклад в технологический прорыв 40х-50х годов прошлого века и добиться впечатляющих успехов в дальнейшем. В работе конференции приняли участие представители власти, науки и промышленности, общественные деятели, журналисты. Обращаясь к собравшимся, Директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Алексей Матушанский...