Послание «Москва - Третий Рим» 1523 (2)
Послание «Москва - Третий Рим» (1523 год) - теологическая, историософская и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. Ставит целью доказать закономерность переноса политического и религиозного центра православного мира в Россию. Основные положения сформулированы в послании (1523 - не позднее 1524 года) Филофея, монаха псковского Спасо-Елеазаровского монастыря. Ряд исследователей считает, что концепция восходит к «Изложению пасхалии» (1492) митрополита Московского и всея Руси Зосимы, который, не выходил за рамки идеи преемственности Москвы по отношению к Константинополю.
Теория послужила смысловой основой представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Ивана III на царский титул) рассматривались как преемники римских и византийских императоров. Заявлявшая о своем родстве с римскими и византийскими императорами династия Рюриковичей прервалась в 1598 году со смертью Фёдора Ивановича, а воцарившаяся после них династия Романовых не вспоминала о византийских предках. Однако после упадка при Смуте начала XVII в. теория не исчезла, а получила новое развитие при первых Романовых (особенно Алексее Михайловиче) в середине XVII в. как идеологическое обоснование борьбы России с Речью Посполитой и Османской империей (вместе с ее вассалом Крымским ханством) за Украину.
Участники события
- Рюрикович Василий III Иванович, 25.03.1479 — 03.12.1533, великий князь владимирский и московский в 1505 -1533 годах, государь всея Руси, сын Ивана III Великого и Софьи Палеолог, отец Ивана IV Грозного
- Филофей Псковский, 1465 — 1542, монах, старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря, автор послания «Москва - Третий Рим», изложенного им в письмах дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину и Великому князю Василию III Ивановичу