Сегодня 10.10.2024, 08:38 мск, публикаций: 8344, за сутки: пользователей 10506, просмотров 139020
20.09.2023 09:12, Редакция: 20.09.2024 09:02
Новости.
Просмотров всего: 10282; сегодня: 29.

180 лет назад родился князь Николай Александрович

180 лет назад родился князь Николай Александрович

8 (20) сентября 1843 г. в семье цесаревича Александра Николаевича (будущего Александра II) родился великий князь Николай Александрович. Его дед, император Николай I, повелел своим младшим сыновьям Константину, Николаю и Михаилу Николаевичам преклонить колени перед колыбелью новорожденного внука и поклясться в верности младенцу. Кормилицей маленького Николая Александровича была выбрана пулковская крестьянка Анна Гагунова, а няней стала англичанка М.А. Юз, в свое время воспитывавшая еще Николая и Михаила Николаевичей.

С 1846 г. молитвам и русской грамоте Николая Александровича обучала бывшая инспектриса Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института) В.Н. Скрыпицына. Через два года к воспитанию Николая, Александра и Владимира Александровичей подключились мужчины: унтер-офицер Семеновского полка Т. Хренов обучал их фронту, маршировке и ружейным приемам, а 1849 г. воспитателем великих князей стал директор Пажеского корпуса генерал-майор Н.В. Зиновьев. Его помощником был перешедший из Института корпуса путей сообщения полковник Г.Ф. Гогель. Приглашение офицеров отвечало династическим традициям и намерениям Николая Ι: император желал, чтобы каждый великий князь был «военный в душе».

В 1853 г., когда Николаю Александровичу (близкие называли его Никсой) не исполнилось еще и десяти лет, он должен был приступить к освоению гимназического курса. Для преподавания географии, немецкого языка, русской и всеобщей истории ко двору был приглашен профессор Я.К. Грот, служивший до этого в Александровском университете в Гельсингфорсе. Хотя принято считать, что Николай Александрович был очень успешен в учебе, все годы своего преподавания профессор Грот упрекал своего подопечного в невнимательности и нежелании упорно трудиться.

Вместе с Гротом появились и другие преподаватели, с которыми Николай Александрович изучал Закон Божий, русский язык и словесность, английский и французский языки, математику и географию, занимался механикой, чистописанием, рисованием, танцами, гимнастикой и музыкой. Казалось, что Гроту суждено играть роль не только преподавателя, но и наставника великого князя (именно такую должность занимал В.А. Жуковский, руководивший образованием будущего Александра II). Однако Н.В. Зиновьев, произведенный в 1852 г. в генерал-лейтенанты, сделал все от него зависящее, чтобы сохранить управление учебно-воспитательным процессом в своих руках.

В 1855 г. в разгар Крымской войны скончался Николай I. Прощаясь перед смертью со старшим внуком, которому предстояло стать наследником престола, он произнес: «Служи России». Однако либерально настроенной части общества казалось, что Зиновьеву и Гогелю, руководившим подготовкой цесаревича к государственной деятельности, было не под силу понять «потребности времени» и создать условия, необходимые «для воспитания будущего властителя России». Именно поэтому на нового наставника августейших детей В.П. Титова, назначенного в 1856 г., возлагали особые надежды.

Титов не хотел зависеть от Зиновьева, а желал подчиняться непосредственно императорской чете. Он предложил считать обучение более важным делом, чем военные занятия, а также планировал сосредоточить основные усилия на образовании цесаревича и даже отправить Николая Александровича слушать лекции в Московский университет или создать для наследника и немногих избранных молодых дворян особое придворное учебное заведение. Однако усилия Титова не увенчались успехом: на одной из его записок 1857 г. Александр II начертал резолюцию для Зиновьева, в которой требовал, чтобы без ведома генерал-лейтенанта «ничего не делалось» не только по воспитательной, но и по учебной части.

В 1857 г. Титов пригласил для преподавания юридических и экономических наук 14-летнему цесаревичу профессоров К.Д. Кавелина и И.К. Бабста, известных своими либеральными взглядами. Скрепя сердце, Александр II согласился на их назначение, однако возложил на Титова личную ответственность за «направление» деятельности Кавелина. В начале 1858 г. в журнале «Современник» появились извлечения из записки К.Д. Кавелина об освобождении крестьян. Изложенные идеи были гораздо радикальнее правительственных планов. Разгневанный Александр II приказал Кавелина уволить. 7 мая 1858 г. Титов также подал прошение об отставке.

Следующим наставником цесаревича был назначен А.Т. Гримм, не знавший русского языка, но близкий к царской семье: со второй половины 1830-х гг. он был инспектором классов у Константина Николаевича и чтецом у императрицы Александры Федоровны. Сам же цесаревич написал в дневнике 18 октября 1858 г., что наставник больше «заботится о наружном виде занятий наших, чем на существенную пользу их». Против назначения Гримма выступил А.И. Герцен, опубликовавший 1 ноября 1858 г. в «Колоколе» «Письмо к императрице Марии Александровне», в котором призывал научить наследника престола любить русскую культуру и отказаться от военного характера его обучения, чему якобы мешал Гримм. Известный педагог К.Д. Ушинский, с которым Мария Александровна решила посоветоваться по поводу обучения старшего сына, в письме к императрице негодовал по поводу того, что для формирования личности будущего царя прибегли к помощи немца. Воспитание цесаревича становилось предметом широкого общественного обсуждения, что было немыслимо в предыдущее царствование.

Гримм удержался во многом благодаря покровительству вдовствующей императрицы, но после ее смерти в 1860 г. был вынужден уйти в отставку. Важную роль в его увольнении сыграл бывший попечитель Московского учебного округа, московский военный генерал-губернатор генерал-адъютант граф С.Г. Строганов, назначенный в 1859 г. попечителем Николая Александровича. Хотя в ведении графа должны были находиться скорее имущественные вопросы, благодаря своим личным качествам и прочному положению при дворе он стал руководить образованием цесаревича. Неудивительно, что вскоре Строганов избавился от конкурента в лице Гримма, интриги которого против Грота, Зиновьева и Гогеля привели к их увольнению.

Для обучения своего воспитанника Строганов пригласил профессоров Московского университета. Русскую историю читал С.М. Соловьев, историю русской литературы – Ф.И. Буслаев, политическую экономию – А.И. Чивилев, гражданское право – К.П. Победоносцев, государственное право – Б.Н. Чичерин, статистику – И.К. Бабст. Профессор Московской духовной академии В.Д. Кудрявцев-Платонов знакомил наследника с логикой и историей философии, профессор Петербургского университета М.М. Стасюлевич – со всеобщей историей, а преподаватель того же университета И.Е. Андреевский проходил с ним энциклопедию законоведения и полицейское право.

Строганов полагал необходимым показать цесаревичу страну, которой тому предстояло управлять. В 1861 г. наследник в сопровождении небольшой свиты побывал в Москве, Владимире и Нижнем Новгороде, откуда по Волге отправился в Казань. В 1863 г. он совершил плавание по Волге и Дону, а также посетил Крым и Закавказье. По возвращении цесаревич признался, что путешествие дало ему больше, «чем три года учения за книгами».

В 1864 г. Николай Александрович отправился в заграничное путешествие. Во время поездки по Западной Европе великий князь посватался к датской принцессе Дагмар, в которую уже несколько лет был заочно влюблен. Помолвка состоялась 20 сентября (2 октября).

Между тем путешествие по Западной Европе продолжалось, и в ноябре 1864 г. Николай Александрович оказался в Ницце, где от острой боли в спине слег в постель. Врачи уверяли находившуюся там императрицу, что это ревматизм, но 5 апреля 1865 г. наследника поразил удар (так в то время называли инсульт). В Ницце собралась вся царская семья и 17-летняя невеста цесаревича. 12 апреля Николай Александрович скончался. В патологоанатомическом заключении причиной смерти было названо «бугорчатое воспаление оболочек головного и спинного мозга». Придворные вспомнили, как в начале 1860-х гг. цесаревич упал с лошади во время скачек на ипподроме в Царском Селе, что могло спровоцировать начало болезни. Многие стали обвинять Строганова, будто он недостаточно заботился о своем воспитаннике.

Оплакивая 21-летнего наследника престола, преподаватели вспоминали о нем как об идеальном ученике. Соловьев утверждал, что «если б из Московского университета выходил раз в десять лет один студент с познаниями русской истории, каковые имел цесаревич, то он считал бы свое призвание исполненным». Казалось, что Николай Александрович мог бы стать и идеальным правителем. «Россия, – сетовал профессор Чичерин, – рисковала иметь образованного государя с возвышенными стремлениями, способного понять ее потребности и привлечь к себе сердца благороднейших ее сынов».

Текст: Ф.И. Мелентьев, к.и.н., Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Бабст Иван Кондратьевич, русский историк, экономист, публицист, редактор, заслуженный профессор Императорского Московского университета;
  • Жуковский Василий Андреевич, русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, учитель императрицы Александры Фёдоровны, наставник цесаревича Александра Николаевича, тайный советник, автор гимна Российской империи «Боже, Царя храни!», ученик Н. М. Карамзина, действительный член Академии наук, литературный наставник А. С. Пушкина;
  • Победоносцев Константин Петрович, русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, писатель, переводчик, историк церкви, профессор, действительный тайный советник;
  • Романов Александр II Николаевич, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский из династии Романовых, проводивший широкомасштабные реформы;
  • Романов Николай I Павлович, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский, третий сын императора Павла I, брат императора Александра I, отец императора Александра II, внук Екатерины II;
  • Романова (Гессен-Дармштадтская) Александра (Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса) Фёдоровна, русская императрица, супруга Николая II;
  • Строганов Сергей Григорьевич, русский государственный деятель, археолог, меценат, коллекционер, московский генерал-губернатор, генерал от кавалерии, попечитель Московского учебного округа;
  • Чичерин Борис Николаевич, русский правовед, один из основоположников конституционного права России, философ, историк, публицист и педагог.
Тематические сайты: Государство, История, Образование, Патриотизм, Праздники, памятные даты, юбилеи, Семья
Региональные сайты: Владимирская область, Владимирская область - Владимир, Дания, Европа Центральная, Европейский союз, Крым Республика, Москва, Нижегородская область, Нижегородская область - Нижний Новгород, Приволжский федеральный округ, Россия, Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, Скандинавия, Татарстан Республика, Татарстан Республика - Казань, Франция, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

Писательская рота Московского народного ополчения
09.10.2024 15:33 Аналитика
Писательская рота Московского народного ополчения
Это уникальное, не предусмотренное никакими уставами, воинское подразделение было сформировано в самом начале Великой Отечественной войны из профессиональных литераторов, членов Союза советских писателей. Во время всех войн «во стане русских воинов» всегда находились литераторы, запечатлевшие их боевые подвиги в поэзии и прозе. Но впервые в мировой истории войн рота практически полностью состояла из писателей. Вопросами их призыва на службу занималась специально созданная Оборонная комиссия Союза писателей. Рота входила в состав 1-го батальона 22-го стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы, которая была сформирована в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) № 10 от 4 июля 1941 года «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения». Запись в дивизию велась добровольно. Однако, как писал критик и публицист Борис Рунин в мемуарах «Мое окружение» это не всегда было так...
Кавказ в творчестве Пушкина
09.10.2024 15:08 Интервью, мнения
Кавказ в творчестве Пушкина
Пушкин и Кавказ – это особая тема, которая волнует не только исследователей творчества Пушкина, но исследователей истории Кавказа, истории взаимоотношений России и Кавказа в XIX веке. Период Кавказской войны имел судьбоносное значение как для Кавказа, так и для самой России: возникают новые и укрепляются уже имеющиеся русско-кавказские связи. В горниле войны сталкиваются две культуры, два миропонимания, которые взаимообогащают друг друга. Кавказ становится особым местом – местом, где обитает дух вольности и свободы для сосланных декабристов, местом, где сталкиваются две культуры, две цивилизации, два менталитета, что отражается в произведениях русских писателей конца XIX века. Основная веха знакомства русской интеллигенции с Кавказом и, в частности, с Дагестаном произошла в XIX веке, в период Кавказской войны, когда царь Николай I сослал декабристов на Кавказ, чтобы те доказали верность царю и отечеству ратными подвигами. В Кавказский корпус декабристы прибывали рядовыми солдатами. На...
На запад уходило ополчение — Потомственная гвардия Москвы....
09.10.2024 9:36 Мероприятия
На запад уходило ополчение — Потомственная гвардия Москвы
11 октября, в День памяти Московского народного ополчения 1941 года, Наро-Фоминский историко-краеведческий музей проведет урок мужества «На запад уходило ополчение — Потомственная гвардия Москвы....» В ходе урока мужества гости познакомятся с историей Московского народного ополчения.  В рамках Международного проекта «Территория Победы» и Ассоциации исторических и военно-исторических музеев в ходе памятного мероприятия пройдет показ фильма III этапа Фестиваля правильного кино «Повесть о московском ополчении». Писательская рота», рассказывающий о Краснопресненской дивизии московского ополчения. В ходе просмотра фильма участники мероприятия узнают, как формировалась в июле 1941 года дивизии, о трагической гибели спустя три месяца в Вяземском котле, о том, как сложилась судьба ее бойцов. В этот день в 1941 году произошел прорыв из Вяземского окружения у села Богородицкое. Во главе этой операции командованием Красной армии были поставлены дивизии народного ополчения...
Новым географическим объектам Заполярья присвоят имена
08.10.2024 17:56 Новости
Новым географическим объектам Заполярья присвоят имена
Более 70 безымянным географическим объектам в Мурманской области, которые вовлечены в развитие туризма, промышленных кластеров и особо охраняемых природных территорий, намерены присвоить имена. Об этом сообщила начальник штаба экспедиции "Чистая Арктика - Восток - 77" Оксана Толстых по итогам круглого стола "Академический атлас России: вчера, сегодня, завтра", передает ТАСС. "В Мурманской области в ходе нашей экспедиции было обнаружено свыше 70 географических объектов, не имеющих официальных наименований. Сегодня с местными сообществами гидов, краеведов и с руководством муниципалитетов региона выстраивается диалог по разработке предложений по будущим названиям гор, перевалов, озер и ущелий, которые активно развиваются в качестве объектов туризма, а значит нуждаются в присвоении им названий", сказала Толстых. Как пояснил российский географ-обществовед, доцент СПбГУ Станислав Лачининский, начатая группой ученых работа по присвоению названий географическим объектам крайне своевременна...
Подвиг святой княгини Ольги и историческая судьба России
08.10.2024 15:55 Аналитика
Подвиг святой княгини Ольги и историческая судьба России
Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения, которому, конечно, последовали многие, как было принято следовать за своим князем, княгиней. Народная память долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. Могут быть различные мнения относительно роли святой равноапостольной Ольги в судьбах нашего Отечества, но для всех бесспорен тот образ, который запечатлен навсегда в нашей национальной памяти. Это величественный образ женщины с несокрушимой волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Святая Ольга — необычайно цельная личность, подлинно великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Святая Ольга оказалась достойной того исторического жребия, который ей выпал. Более того, Промыслом Божием именно ей выпала честь...