Сегодня 30.11.2023, 23:15 мск, публикаций: 4275, за сутки: пользователей 10092, просмотров 111323
10.11.2023 09:06
Новости.
Просмотров всего: 2461; сегодня: 96.

135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева

135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева

Советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев оставил заметный след в истории авиации. Он разработал более 120 самолетов разнообразных типов, из которых 70 выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. На самолетах, созданных Туполевым, было установлено 78 мировых рекордов и совершено 28 уникальных перелетов.

А.Н. Туполев вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). После смерти Жуковского А.Н. Туполев с С.А. Чаплыгиным продолжили работу по дальнейшему расширению и развитию ЦАГИ. Конструктор Туполев настаивал на том, что дерево не годится в качестве материала для самолетов, и видел будущее авиации, особенно тяжелой, в металле. В 1923 г. он создал свой первый самолет. Это был легкий спортивный самолет смешанной конструкции АНТ-1, названный в его честь. Испытания самолета прошли успешно, и это стало доказательством для комиссии, что самолеты из металла можно и нужно строить.

В 1922 г. Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолетов при ЦАГИ, и с этого времени в системе ЦАГИ начало действовать опытное конструкторское бюро по проектированию и производству цельнометаллических самолетов различных классов. По предложению самого А.Н. Туполева дату создания Комиссии – 22 октября 1922 г. – считают датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ – ОКБ А.Н. Туполева.

Первой авиационной «звездой» Туполева, не имевшей аналогов в мире, стал АНТ-4 «Страна Советов», выпущенный в 1929 г. Именно этот самолет пересек СССР с запада на восток, Тихий океан и, преодолев расстояние в 21 242 километра, достиг Америки.

В начале 1930-х гг. мир узнал об АНТ-6 (ТБ-3), который стал первым в мире массовым четырехмоторным самолетом стратегического назначения. Этот самолет, хотя и имел угловатый вид, был передовой машиной в те годы и повлиял на развитие мировой бомбардировочной авиации.

Идея создания ТБ-3 принадлежала Туполеву, в разработке проекта участвовали такие выдающиеся конструкторы, как В.М. Петляков, В.М. Мясищев, А.А. Архангельский и В.Н. Беляев. Этот самолет стал первым четырехмоторным свободнонесущим монопланом-бомбардировщиком с двигателями, установленными в ряд по размаху крыла, и эта схема стала основой для всех самолетов подобного типа. При создании ТБ-3 была освоена технология производства подобных машин, и было налажено их серийное производство.

В состав научно-исследовательской документации ЦАГИ, находящейся на постоянном хранении в Российском государственном архиве в г. Самаре (РГА в г. Самаре), входит отчет о летных испытаниях самолета ТБ-3 за 1937–1938 гг., которые проводились с использованием новых приборов на различных режимах и скоростях полета.

Самолет, вызывавший восхищение у авиаспециалистов и представлявший внушительную силу в начале и середине 1930-х гг., очень быстро устарел из-за стремительного развития авиации в предвоенные годы.

Еще одним легендарным самолетом, разработанным А.Н. Туполевым, стал Ту-2, также известный как АНТ-58 и самолет «103». Этот двухмоторный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик был разработан им в «шарашке», в Особом техническом бюро при НКВД СССР.

Ту-2 отличался от других самолетов благодаря продуманному размещению экипажа, хорошему оборонительному вооружению, бронезащите и заполнению баков инертным, непожароопасным газом. Серийное производство Ту-2 началось весной 1942 г., самолеты стали поступать на фронт. Это были бомбардировщики, способные нести три авиационные бомбы ФАБ-1000 и представлявшие угрозу для кораблей, бронированных сооружений и объектов.

В документах РГА в г. Самаре представлены отчеты об испытаниях Ту-2 в аэродинамической трубе ЦАГИ, результаты испытаний максимальных скоростей на разных высотах, а также приказ начальника Летно-исследовательского института о составе бригады для испытаний самолета.

А.Н. Туполев осуществил мечту о создании сверхзвукового пассажирского лайнера: первый полет первого в мире пассажирского сверхзвукового самолета состоялся 31 декабря 1968 г.

Для его создания пришлось решить множество задач, например, предотвращение плавления металла на крыльях из-за высоких скоростей; необходимость смены центра тяжести самолета после преодоления звуковой скорости. Для взлета и посадки были разработаны первые автопилоты. В самолете с системой управления второго поколения были реализованы элементы, характерные для более позднего третьего поколения управления. Таким образом, самолет установил рекорд, развив скорость 2430 км/ч.

В 2019 г. одному из четырех основных аэропортов Москвы – Внуково – присвоено имя советского конструктора Андрея Николаевича Туполева, обладавшего высочайшим потенциалом творческой энергии и инженерного таланта.

А.Н. Туполев во многом определил историю отечественной авиации в XX веке и был одним из самых талантливых авиационных инженеров и конструкторов.

Текст: Н.Ю. Скрипкина, Российский государственный архив в г. Самаре (РГА в г. Самаре)


Участники событий:

  • Жуковский Николай Егорович;
  • Туполев Андрей Николаевич, советский учёный, авиаконструктор, генерал-полковник, академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий, Государственной премии СССР;
  • Чаплыгин Сергей Алексеевич.
Тематические сайты: Авиация, Изобретательство и рационализация, Инжиниринг, История, Машиностроение, металлообработка, Патриотизм, Праздники, памятные даты, юбилеи, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: Америка Северная, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Москва, Приволжский федеральный округ, Россия, Самарская область, Самарская область - Самара, Соединенные Штаты Америки, СССР, Центральный федеральный округ

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Отчет по испытанию самолета ТБ-3. ЦАГИ. 1937 г. РГА в г. Самаре
Отчет по испытанию самолета ТБ-3. ЦАГИ. 1937 г. РГА в г. Самаре

Приказ начальника ЛИИ В.С. Молокова о составе бригады для испытаний самолета Ту-2 № 717 ЛИИ. 29 марта 1943 г. РГА в г. Самаре
Приказ начальника ЛИИ В.С. Молокова о составе бригады для испытаний самолета Ту-2 № 717 ЛИИ. 29 марта 1943 г. РГА в г. Самаре

Отчет по испытанию самолета ТУ-2 в аэродинамической трубе Т-10.1 ЦАГИ. 1944 г. РГА в г. Самаре
Отчет по испытанию самолета ТУ-2 в аэродинамической трубе Т-10.1 ЦАГИ. 1944 г. РГА в г. Самаре

Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре
Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре

Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре
Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Предмет изобретения. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Предмет изобретения. 1969 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Чертеж. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Чертеж. 1969 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Описание к авторскому свидетельству. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Описание к авторскому свидетельству. 1969 г. РГА в г. Самаре

Поделиться:

Интересно:

В Молдавии почтили память 102-летнего ветерана Сталинградской битвы
30.11.2023 18:05 Новости
В Молдавии почтили память 102-летнего ветерана Сталинградской битвы
В парламенте Молдавии почтили минутой молчания память последнего из живших в республике участников Сталинградской битвы, гвардии полковника Павла Гладкова, с которым простились в четверг, передает ТАСС. "Он принимал участие в освобождении всего европейского континента от фашистской оккупации. Это человек, который поспособствовал хорошему воспитанию нескольких поколений. Этого человека проводили в последний путь, в том числе наши коллеги, но, к сожалению, Минобороны не предоставило того, что должно было по закону этому ветерану, а именно - воинские почести. Даже Дом офицеров, который был построен этими людьми именно для проводов в последний путь, благодаря Минобороны был недоступен", - заявил вице-спикер парламента Влад Батрынча. Он напомнил, что Гладков был кавалером не только советских орденов и медалей, но и высшей награды Молдавии - Ордена Республики. Проститься с ветераном к его дому пришли сотни людей, в том числе гражданские активисты, представители оппозиционных партий, бывший...
Живописные маршруты Москвы, по которым ездили цари
28.11.2023 11:39 Новости
Живописные маршруты Москвы, по которым ездили цари
Интернет-издание «Russpass-журнал» рассказало, какие столичные достопримечательности находятся на пути трех популярных транспортных маршрутов: трамвая № 39, автобусов М1 и М3. Все желающие смогут самостоятельно совершить познавательное путешествие по цене одной поездки по карте «Тройка». Каждое описание маршрута представляет собой подробный рассказ о старинных зданиях, памятниках и связанных с ними известных деятелях. Кроме того, можно узнать об улицах и проспектах, вошедших в историю не только города, но и страны. Трамвайная прогулка соединяет станции метро «Чистые пруды» и «Университет». Пассажиры маршрута № 39 увидят места, знакомые по популярным советским фильмам, Кремль, сталинскую высотку на Котельнической набережной и Донской монастырь, где расположен один из самых известных московских некрополей. Кроме того, они пересекут историческую границу города там, где она проходила до начала...
Молодежь Москвы изучила архивные документы выдающихся медиков
24.11.2023 12:11 Новости
Молодежь Москвы изучила архивные документы выдающихся медиков
В Главархиве Москвы завершился первый поток проекта «Уникальные документы. Взгляд нового поколения», в рамках которого старшеклассники и студенты колледжей научились работать с архивными документами и изучили подлинники материалов из личных студенческих дел выдающихся медиков. О результатах исследований первого потока проекта рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «В этом году мы запустили уникальный проект, в рамках которого ученики старших классов и студенты колледжей исследуют личные документы известных студентов и преподавателей Императорского Московского университета. В течение нескольких занятий будущие специалисты знакомятся с методикой работы с архивными материалами, понимают, как выявлять и изучать документы, узнают, как им присваивают статус “уникальный”, готовят биографические справки о выдающихся соотечественниках. В первом...
Кто в ответе за историческое просвещение молодёжи?
24.11.2023 11:38 Мероприятия
Кто в ответе за историческое просвещение молодёжи?
В Кишинёве состоялся круглый стол на тему «Историческое просвещение молодёжи». Организатором выступил Конгресс русских общин Республики Молдова. Поддержку форуму оказала Ассамблея народов Евразии (АНЕ). Заседание, которое проходило в онлайн- и офлайн-формате, собрало педагогов, профессиональных историков, представителей общественных организаций, занимающихся популяризацией исторических знаний и патриотическим воспитанием молодёжи. Присутствовали и школьники – молодые активисты и победители XVII Республиканского конкурса по истории России. По видеосвязи к разговору подключились российские эксперты, собравшиеся в штаб-квартире Ассамблеи народов Евразии, любители истории из Пскова, Чеченской республики, учителя и руководители общин россиян из различных городов и сёл Молдовы. Сохранение исторической памяти и противодействие её фальсификации всегда было и остаётся приоритетом в деятельности Конгресс русских общин РМ. Реализуемые в этой сфере проекты адресованы прежде всего...
Образ Пушкина воссоздали с помощью искусственного интеллекта
22.11.2023 18:09 Новости
Образ Пушкина воссоздали с помощью искусственного интеллекта
Пока на полях Международного культурного форума в Санкт-Петербурге дискутировали о будущем, которое уже никто не представляет без искусственного интеллекта, - в Институте русского языка им. Пушкина в Москве с помощью этого самого ИИ и 3D-технологий воссоздали облик Пушкина. Его представили на открывшихся XXXIII Пушкинских чтениях ученым и исследователям со всего мира. По словам сотрудников института, это далеко не первая попытка с помощью ИИ понять, как же на самом деле выглядел гений, но им в этом эксперименте удалось "пойти несколько дальше".Первый поэт нейросети "То, как на самом деле выглядел Пушкин, всегда волновало исследователей, - говорит главный эксперт Центра языковой политики и международного образования, кандидат педагогических наук Владимир Жильцов. - Все художественные изображения Пушкина в различной степени субъективны, и даже на прижизненных портретах Пушкин выглядит несколько по-разному". Что же есть в арсенале пушкинистов? Воспоминания современников? Они...