Сегодня 06.12.2023, 13:58 мск, публикаций: 4357, за сутки: пользователей 9403, просмотров 97301
13.11.2023 11:50
Новости.
Просмотров всего: 3042; сегодня: 33.

172 года назад введена в эксплуатацию Николаевская железная дорога

172 года назад введена в эксплуатацию Николаевская железная дорога

Старейшая в России Николаевская железная дорога была введена в эксплуатацию 13 ноября 1851 года соединив две российские столицы. В этот день в 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, прибывший в Москву на следующие сутки. В пути он пробыл 21 час 45 минут.

Расстояние между Петербургом и Москвой составляет 634 километра, длину дороги определили в 644 километра. В то время это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей. В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость движения составляла 29,6 км/ч.

Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось. В 1830-1840 годах вопрос о соединении надежной дорогой Санкт-Петербурга с центральными районами России потребовал неотложного разрешения. Отсутствие удобных путей сообщения ставило Петербург под угрозу голода, а также становилось все более серьезной помехой развитию промышленности.

Император Николай Первый 13 февраля 1842 года подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва. Дорогу решили проложить по кратчайшему расстоянию между двумя столицами, длину ее определили в 644 километра. Впоследствии, при строительстве Веребьинского обхода в 1877 году, протяженность дороги увеличилась до 650 километров.

Строительство было поручено осуществлять двум дирекциям - Северной и Южной. Северную дирекцию возглавил Павел Мельников, Южную - Николай Крафт. Строительные работы начались летом 1843 года. Дорога строилась по инженерно обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. Земляное полотно возводилось сразу под два пути.

По настоянию Мельникова ширина колеи была установлена равной пяти футам или 1524 миллиметрам. Она стала стандартной для всех железных дорог России. На линии Петербург - Москва впервые были применены широкоподошвенные рельсы, изготовленные на Людиновском заводе. Впоследствии этот профиль рельса распространился по всем железным дорогам мира.

Строителям для преодоления водных преград пришлось возвести восемь больших и 182 средних и малых моста. На дороге были построены 34 станции. Возведены два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проектам архитектора Константина Тона.

Движение на отдельных участках железной дороги началось уже в 1846 году, а 13 ноября 1851 года состоялось официальное открытие всей магистрали. Первый поезд, состоящий из паровоза, двух мягких, трех жестких и одного багажного вагона, вышел из Петербурга в 11 часов 15 минут и прибыл в Москву на следующие сутки в девять часов утра, пробыв в пути 21 час 45 минут. В нем было 192 пассажира.

Первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда в сутки. Дорога была двухпутной, а движение - левосторонним. Пассажирский поезд состоял из семи вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость поезда составляла тогда 29,6 километра в час. В 1854 году был введен график движения поездов.

В 1855 году магистраль получила название: «Николаевская железная дорога», в честь императора Николая I, а с 1923 года носит название «Октябрьская». Северо-Западные железные дороги 1 сентября 1929 года объединились с Октябрьской. Основные магистрали - Ленинград - Москва, Ленинград - Псков, Ленинград - Нарва, слились в единое Управление Октябрьских железных дорог, с 1936 года - Управление Октябрьской железной дороги.

Во время Великой Отечественной войны из-за блокады Ленинграда резко изменился характер работы дороги. Действующие линии использовались в основном для перевозок грузов к фронту и продовольствия в Ленинград.

Гитлеровские войска были отброшены от Ленинграда 27 января 1944 года, а 23 февраля из Ленинграда в Москву по восстановленному главному ходу был отправлен первый после снятия блокады грузовой поезд, 20 марта в столицу отправился поезд «Красная стрела» - фирменный поезд, курсирующий по Октябрьской железной дороге между Москвой и Ленинградом с 1931 года.

К 1950 году на Октябрьской дороге было восстановлено 3,5 тысячи километров главных путей, более 300 вокзалов и 1126 зданий, 240 мостов, свыше 6,3 тысяч километров линий связи. В 1950-1960-х годах было произведено ее техническое перевооружение. В 1962 году линия Ленинград - Москва была переведена на электротягу. На главном ходу Ленинград - Москва 15 декабря открылось регулярное движение пассажирских поездов с электровозами ЧС-1, ЧС-2, с конструктивной скоростью 160 километров в час.

В середине 1980-х годов техническое оснащение дороги позволило наряду с обычными поездами начать эксплуатацию высокоскоростных экспрессов ЭР 200, развивающих скорость до 200 километров в час.

В 1996-2000 годы была проведена реконструкция магистрали Петербург - Москва, фактически построена по современным технологиям новая железная дорога. Благодаря реконструкции составы могут достигать скорости 200-250 километров в час. 

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий:

  • Романов Николай I Павлович, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский, третий сын императора Павла I, брат императора Александра I, отец императора Александра II, внук Екатерины II.
Тематические сайты: Дороги, Железнодорожный транспорт, История, Металлургия и изделия, Праздники, памятные даты, юбилеи, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт
Региональные сайты: Германия, Европа Центральная, Европейский союз, Москва, Прибалтика, Псковская область, Псковская область - Псков, Россия, Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, СССР, Центральный федеральный округ, Эстония
Поделиться:

Интересно:

Об уроках Нюрнберга московским студентам рассказал Александр Звягинцев
04.12.2023 10:36 Мероприятия
Об уроках Нюрнберга московским студентам рассказал Александр Звягинцев
С исполнения гимна России в Университете науки и технологий (МИСИС) — в одном из наиболее динамично развивающихся научно-образовательных центров страны – началась встреча Александра Звягинцева, заместителя директора Института государства и права РАН, вице-президента Союза криминалистов и криминологов, профессора, заслуженного юриста РФ, общественного деятеля, писателя, историка, драматурга и киносценариста с профессорско-преподавательским составом и студентами. В ходе встречи прошла трехчасовая научно-популярная лекция по актуальным вопросам современности. Александр Звягинцев акцентировал внимание на новых вызовах и угрозах и консолидации общества, рассказал о значении Нюрнбергского процесса и Конвенции ООН 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, 75-летие принятия которой отмечается в этом году. Во встрече также участвовали и студенты других вузов. В частности: - Государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК); - Университета дружбы...
О подвигах народного ополчения расскажут на встрече в Москве
01.12.2023 18:13 Мероприятия
О подвигах народного ополчения расскажут на встрече в Москве
В Музее Победы 5 декабря состоится мероприятие «Народное ополчение. Битва за Москву». Встреча с потомками защитников Москвы приурочена ко Дню начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. На встрече выступят председатель Московской городской думы Алексей Шапошников, российский историк, государственный и общественный деятель Александр Кибовский, генеральный директор киностудии «ВоенФильм», народный артист России Игорь Угольников, директор Музея Победы Александр Школьник, первый заместитель начальника Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-майор Сергей Гусев, депутат Законодательного собрания Калужской области Олег Комиссар, заслуженный артист России Сергей Маховиков и представители сообщества потомков ополченцев. В своих выступлениях почетные гости расскажут об этапах героической обороны Москвы, подвиге Московского народного ополчения, начале контрнаступления советских войск под Москвой, а также представят видеохронику 1941 года и фильм «Подольские...
В Молдавии почтили память 102-летнего ветерана Сталинградской битвы
30.11.2023 18:05 Новости
В Молдавии почтили память 102-летнего ветерана Сталинградской битвы
В парламенте Молдавии почтили минутой молчания память последнего из живших в республике участников Сталинградской битвы, гвардии полковника Павла Гладкова, с которым простились в четверг, передает ТАСС. "Он принимал участие в освобождении всего европейского континента от фашистской оккупации. Это человек, который поспособствовал хорошему воспитанию нескольких поколений. Этого человека проводили в последний путь, в том числе наши коллеги, но, к сожалению, Минобороны не предоставило того, что должно было по закону этому ветерану, а именно - воинские почести. Даже Дом офицеров, который был построен этими людьми именно для проводов в последний путь, благодаря Минобороны был недоступен", - заявил вице-спикер парламента Влад Батрынча. Он напомнил, что Гладков был кавалером не только советских орденов и медалей, но и высшей награды Молдавии - Ордена Республики. Проститься с ветераном к его дому пришли сотни людей, в том числе гражданские активисты, представители оппозиционных партий, бывший...
Живописные маршруты Москвы, по которым ездили цари
28.11.2023 11:39 Новости
Живописные маршруты Москвы, по которым ездили цари
Интернет-издание «Russpass-журнал» рассказало, какие столичные достопримечательности находятся на пути трех популярных транспортных маршрутов: трамвая № 39, автобусов М1 и М3. Все желающие смогут самостоятельно совершить познавательное путешествие по цене одной поездки по карте «Тройка». Каждое описание маршрута представляет собой подробный рассказ о старинных зданиях, памятниках и связанных с ними известных деятелях. Кроме того, можно узнать об улицах и проспектах, вошедших в историю не только города, но и страны. Трамвайная прогулка соединяет станции метро «Чистые пруды» и «Университет». Пассажиры маршрута № 39 увидят места, знакомые по популярным советским фильмам, Кремль, сталинскую высотку на Котельнической набережной и Донской монастырь, где расположен один из самых известных московских некрополей. Кроме того, они пересекут историческую границу города там, где она проходила до начала...
Молодежь Москвы изучила архивные документы выдающихся медиков
24.11.2023 12:11 Новости
Молодежь Москвы изучила архивные документы выдающихся медиков
В Главархиве Москвы завершился первый поток проекта «Уникальные документы. Взгляд нового поколения», в рамках которого старшеклассники и студенты колледжей научились работать с архивными документами и изучили подлинники материалов из личных студенческих дел выдающихся медиков. О результатах исследований первого потока проекта рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «В этом году мы запустили уникальный проект, в рамках которого ученики старших классов и студенты колледжей исследуют личные документы известных студентов и преподавателей Императорского Московского университета. В течение нескольких занятий будущие специалисты знакомятся с методикой работы с архивными материалами, понимают, как выявлять и изучать документы, узнают, как им присваивают статус “уникальный”, готовят биографические справки о выдающихся соотечественниках. В первом...