Сегодня 01.12.2023, 00:37 мск, публикаций: 4275, за сутки: пользователей 10087, просмотров 111195
13.11.2023 16:21
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 3989; сегодня: 3.

Историческая память становится "полем битвы"

Историческая память становится

Что значит сегодня "историческая память" на фоне бурных политических событий и крупных международных конфликтов? Об этом беседа с и.о. директора Санкт-Петербургского института истории РАН, членом правления Российского исторического общества, членкором РАН Алексеем Сиреновым.

В свое время Чингиз Айтматов писал о манкуртах, которые стали рабами, потому что потеряли связь со своими историческими, национальными корнями, забыли о своем родстве. Но что для современного, устремленного в будущее и обвешанного гаджетами человека значит историческая память? 

Алексей Сиренов: Мне кажется, ключевое слово тут - "память". С одной стороны, память - это всегда что-то личное, индивидуальное, эмоционально окрашенное. У каждого человека есть свои воспоминания, которые обладают для него непреходящей ценностью, служат опорой его личности, основой самосознания. Но кроме бытовых, индивидуальных воспоминаний, есть и воспоминания исторические. Они могут касаться недавнего прошлого, а могут и событий многовековой давности. Современный человек физически не способен помнить о Ливонской войне, потому что его тогда еще попросту не было на свете. Но за счет труда поколений историков, за счет существования архивов, музеев и библиотек, огромной "инфраструктуры памяти", он эту возможность обретает. Есть в этом своего рода магия, настоящее чудо. Из миллионов индивидуальных воспоминаний и ныне живущих, и давно ушедших поколений складывается историческая память народа, и каждый из нас может с ней соприкоснуться, ощутить себя ее носителем.

У нашего народа есть эпизоды, которые очень травматичны. Ну, например, лето 1941 года, когда солдаты отступают, а старухи и дети остаются в оккупации. Или репрессии. Какое должно пройти время, чтобы эти раны перестали кровоточить и о них мы смогли спокойно и объективно говорить, скажем, в школьных учебниках?

Алексей Сиренов: Такие эпизоды есть в истории всех народов, мы здесь не исключение. И в работе с этой памятью школьные учебники, как и учебная литература вообще, - далеко не единственный инструмент. Учебник формирует знания, а память основывается на эмоциях. Преодолению трудного прошлого могут помочь и искусство, и популярная литература, и даже фильмы-блокбастеры. В конечном счете, само время лечит. А с другой стороны, стоит ли бояться этих страниц истории? Пережитая боль делает нас мудрее. К тому же, если старательно замалчивать преступления и ошибки, помнить только о подвигах, то это вряд ли приведет к добру. Манипулирование исторической памятью, представление исторических событий с одной стороны, героической или негативной, в равной степени искажает картину прошлого и, в конечном счете, отрицательно сказывается на настоящем и будущем.

Почему историческая память становится оружием в информационных войнах? 

Алексей Сиренов: Все, что может быть использовано как оружие, к сожалению, чаще всего используется именно так. Такова природа человека. Мы видим, как историческая память тоже становится "полем битвы". Бывает, говорят, что нашу историю искажают. Разумеется, ни о каком "искажении" речи не идёт. Кто бы что ни делал, историческая реальность остаётся такой же, какой была. Но происходят попытки воздействия на наши чувства, на наше восприятие прошлого. В наиболее запущенных случаях доходит и до сноса памятников, до банального вандализма - соответствующие примеры всем известны. На мой взгляд, чем сильнее давление, тем легче распознать фальшь, к которой прибегают манипуляторы. Наши чувства - хороший камертон, если они прошли соответствующее воспитание. В этом смысле историю своей страны нужно не только знать, но и чувствовать, чтобы, при случае, вовремя её защитить.

Есть мнение, что мы плохо презентуем преемственность своей истории. Куликовская битва по значению и смыслу абсолютно точно связана с Великой Отечественной войной, но связь этих героических событий стала почти анекдотическим описанием незнания молодыми своей истории. Говорят, "для него Великая Отечественная как Куликовская битва". Почему так произошло? 

Алексей Сиренов: Для многих сегодняшних школьников главным источником информации о мире является мобильный телефон. К огромному сожалению. Ведь в итоге для миллионов молодых людей и Куликовская битва, и Великая Отечественная война рискуют оказаться событиями уже не живой памяти, а формальной, "школьной" истории. Задача в том, чтобы побудить их не только знать об этих фактах прошлого, но и воспитать сопричастность к ним, пробудить подлинный интерес. Нельзя сказать, что работа в этом направлении проводится плохо. Большие усилия прилагает наше Российское историческое общество, прекрасно организованы экспозиции в музее-заповеднике "Куликово поле", в Музее Победы, в Музее обороны и блокады Ленинграда. Сам я очень люблю посещать такие места. Там чувствуешь, что прошлое не так далеко от нас, как это может показаться. Например, на Куликовом поле исторический ландшафт расскажет больше, чем скупые строки летописи. Когда под ногами ковыль, у горизонта полоска леса, и ветер шумит, как в 1380 году... Так что, еще раз повторюсь, в наши прекрасные музеи молодежь необходимо приводить, причем делать это многократно, в рамках учебных курсов, в школе, в колледже, в университете... Другое дело, что это затруднительно: уж очень забюрократизирован учебный процесс. Когда мы в университете проходили восстание декабристов, то шли на Сенатскую площадь. До сих пор помню, откуда какой полк на нее выходил. А попробуйте-ка сейчас вместо лекции повести студентов на экскурсию! У преподавателя определенно будут проблемы. Начальство не поймет. Но самое досадное, что не понимают и многие молодые люди. Как-то раз после подобной экскурсии ко мне подошли мои студенты и попросили больше такого не повторять, потому как по программе занятия должны проходить в аудитории. "Ведь наша задача, - сказали они, - сдать зачет. Зачем нам экскурсии?". И это, конечно, очень серьезная проблема.

Известно исследование западного ученого Нормана Брауна, профессора университета в Эдмонтоне, в котором людей из 26 стран расспрашивали о самых значимых событиях их биографий. Среди россиян оказалось 20 процентов тех, кто среди личных событий назвали и исторические факты. Например, у россиян старшего поколения это то, что связано с Великой Отечественной, полетом Гагарина в космос, Олимпиадой-80. Интересно, что в топ-лист упоминаемых исторических событий вошла и смерть Владимира Высоцкого. Но тогда получается, что у разных поколений разная историческая память? Она сплачивает или, наоборот, разъединяет людей?

Алексей Сиренов: Безусловно, прошлое может не только сплачивать. И дело тут не только в различиях воспоминаний разных поколений. Например, память о Великой Отечественной войне как бы заслонила собой героику и трагедию революции и Гражданской войны. И поскольку Гражданская война разделила страну на два лагеря, а Великая Отечественная война, напротив, ее сплотила, то в послевоенный период Великой Отечественной войне намеренно уделяли гораздо больше внимания, чем событиям революции. Но сейчас мы отдалились от трагедии Гражданской войны на такое расстояние, что можем и должны включать её в нашу историческую память. Большим достижением постсоветского времени стало "примирение" двух Россий: советской и эмигрантской. Три года назад отмечали 100-летие так называемого "Русского исхода" - массового отъезда в эмиграцию тех, кто не принял советскую власть. А в 2021 году в Севастополе был поставлен памятник, посвященный этому событию и последовавшим после него жертвам Гражданской войны. Опыт осмысления революции и Гражданской войны чрезвычайно ценен для нас сегодняшних. Для нас Бунин и Шолохов - это единая великая русская литература, неотъемлемая часть нашей культуры.

Известно, что немцы начали сейчас бунтовать против простой и четкой идеи о совокупной ответственности германского народа за нацизм. Об этом говорится в книге Алейды Ассман "Новое недовольство мемориальной культурой".

Алексей Сиренов: Мы начинали с того, что память - это живая, адаптирующаяся система. Разные поколения сталкиваются с разными задачами, адресуют прошлому разные вопросы и вдохновляются разными историческими примерами. Нельзя поддерживать один и тот же образ прошлого на протяжении многих десятилетий. И если после Второй мировой войны части немцев было присуще чувство коллективной вины и ответственности за преступления нацизма, что давало им возможность дистанцироваться от ужасов гитлеровского режима, то сейчас у их внуков и правнуков, очевидно, совсем другое восприятие. И это, в целом, естественно. Другое дело, что при таких неизбежных "перезагрузках" памяти крайне важно, что называется, с водой не выплеснуть и ребенка. Трагедия преступлений нацизма не должна забываться. 

Беседовала Елена Новоселова.

Фото: Александр Шалгин. Российское историческое общество.


Исторические события:


Участники событий:

Тематические сайты: Библиотеки, Дети, История, Культура, искусство, музеи, Литература: произведения, издания, авторы, Молодежь, Образование, Патриотизм
Региональные сайты: Америка Северная, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Германия, Европа Центральная, Европейский союз, Канада, Москва, Россия, Санкт-Петербург, Севастополь, Северо-Западный федеральный округ, СССР, Тульская область, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

В Молдавии почтили память 102-летнего ветерана Сталинградской битвы
30.11.2023 18:05 Новости
В Молдавии почтили память 102-летнего ветерана Сталинградской битвы
В парламенте Молдавии почтили минутой молчания память последнего из живших в республике участников Сталинградской битвы, гвардии полковника Павла Гладкова, с которым простились в четверг, передает ТАСС. "Он принимал участие в освобождении всего европейского континента от фашистской оккупации. Это человек, который поспособствовал хорошему воспитанию нескольких поколений. Этого человека проводили в последний путь, в том числе наши коллеги, но, к сожалению, Минобороны не предоставило того, что должно было по закону этому ветерану, а именно - воинские почести. Даже Дом офицеров, который был построен этими людьми именно для проводов в последний путь, благодаря Минобороны был недоступен", - заявил вице-спикер парламента Влад Батрынча. Он напомнил, что Гладков был кавалером не только советских орденов и медалей, но и высшей награды Молдавии - Ордена Республики. Проститься с ветераном к его дому пришли сотни людей, в том числе гражданские активисты, представители оппозиционных партий, бывший...
Живописные маршруты Москвы, по которым ездили цари
28.11.2023 11:39 Новости
Живописные маршруты Москвы, по которым ездили цари
Интернет-издание «Russpass-журнал» рассказало, какие столичные достопримечательности находятся на пути трех популярных транспортных маршрутов: трамвая № 39, автобусов М1 и М3. Все желающие смогут самостоятельно совершить познавательное путешествие по цене одной поездки по карте «Тройка». Каждое описание маршрута представляет собой подробный рассказ о старинных зданиях, памятниках и связанных с ними известных деятелях. Кроме того, можно узнать об улицах и проспектах, вошедших в историю не только города, но и страны. Трамвайная прогулка соединяет станции метро «Чистые пруды» и «Университет». Пассажиры маршрута № 39 увидят места, знакомые по популярным советским фильмам, Кремль, сталинскую высотку на Котельнической набережной и Донской монастырь, где расположен один из самых известных московских некрополей. Кроме того, они пересекут историческую границу города там, где она проходила до начала...
Молодежь Москвы изучила архивные документы выдающихся медиков
24.11.2023 12:11 Новости
Молодежь Москвы изучила архивные документы выдающихся медиков
В Главархиве Москвы завершился первый поток проекта «Уникальные документы. Взгляд нового поколения», в рамках которого старшеклассники и студенты колледжей научились работать с архивными документами и изучили подлинники материалов из личных студенческих дел выдающихся медиков. О результатах исследований первого потока проекта рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «В этом году мы запустили уникальный проект, в рамках которого ученики старших классов и студенты колледжей исследуют личные документы известных студентов и преподавателей Императорского Московского университета. В течение нескольких занятий будущие специалисты знакомятся с методикой работы с архивными материалами, понимают, как выявлять и изучать документы, узнают, как им присваивают статус “уникальный”, готовят биографические справки о выдающихся соотечественниках. В первом...
Кто в ответе за историческое просвещение молодёжи?
24.11.2023 11:38 Мероприятия
Кто в ответе за историческое просвещение молодёжи?
В Кишинёве состоялся круглый стол на тему «Историческое просвещение молодёжи». Организатором выступил Конгресс русских общин Республики Молдова. Поддержку форуму оказала Ассамблея народов Евразии (АНЕ). Заседание, которое проходило в онлайн- и офлайн-формате, собрало педагогов, профессиональных историков, представителей общественных организаций, занимающихся популяризацией исторических знаний и патриотическим воспитанием молодёжи. Присутствовали и школьники – молодые активисты и победители XVII Республиканского конкурса по истории России. По видеосвязи к разговору подключились российские эксперты, собравшиеся в штаб-квартире Ассамблеи народов Евразии, любители истории из Пскова, Чеченской республики, учителя и руководители общин россиян из различных городов и сёл Молдовы. Сохранение исторической памяти и противодействие её фальсификации всегда было и остаётся приоритетом в деятельности Конгресс русских общин РМ. Реализуемые в этой сфере проекты адресованы прежде всего...
Образ Пушкина воссоздали с помощью искусственного интеллекта
22.11.2023 18:09 Новости
Образ Пушкина воссоздали с помощью искусственного интеллекта
Пока на полях Международного культурного форума в Санкт-Петербурге дискутировали о будущем, которое уже никто не представляет без искусственного интеллекта, - в Институте русского языка им. Пушкина в Москве с помощью этого самого ИИ и 3D-технологий воссоздали облик Пушкина. Его представили на открывшихся XXXIII Пушкинских чтениях ученым и исследователям со всего мира. По словам сотрудников института, это далеко не первая попытка с помощью ИИ понять, как же на самом деле выглядел гений, но им в этом эксперименте удалось "пойти несколько дальше".Первый поэт нейросети "То, как на самом деле выглядел Пушкин, всегда волновало исследователей, - говорит главный эксперт Центра языковой политики и международного образования, кандидат педагогических наук Владимир Жильцов. - Все художественные изображения Пушкина в различной степени субъективны, и даже на прижизненных портретах Пушкин выглядит несколько по-разному". Что же есть в арсенале пушкинистов? Воспоминания современников? Они...