Мероприятия.
Просмотров всего: 1787; сегодня: 41.
Интерес к историческим сюжетам в литературе обсудили в Петербурге

В рамках блока «Познание истории через культуру», организованного Российским историческим обществом при поддержке фонда «История Отечества» на площадке IX Санкт-Петербургского международного культурного форума — Форума объединённых культур, состоялась панельная дискуссия «Историческая память и художественное слово».
Участники встречи обсудили, чем обусловлен интерес к историческим сюжетам в литературе и в какой степени историческая литература формирует коллективные представления о прошлом.
Дискуссию модерировал Директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Владимир Григорьев. В своей приветственной речи он напомнил присутствующим о взаимной интеграции литературы и истории.
«Так сложилось, что литература неразрывно связана с историей. Художественные произведения отражают эпоху, события, в которых живёт автор, его восприятие. Достаточно долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Если вспомнить историю русской литературы, то “Повесть временных лет”, “Слово о полку Игореве” и сотни других произведений, которые вошли в литературный канон, являются также историческим наследием. Знаменитые историки, вроде Карамзина, Соловьёва, были писателями, а наши звёзды — авторы русской литературы, Пушкин, Толстой, в своих работах выступали как высокопрофессиональные историки», — подчеркнул он.
Продолжая тему единства художественных произведений и истории, профессор исторического факультета Университета Уорвика (Великобритания) Кристофер Рид отметил:
«Прежде всего мы говорим о том, что история — это аспект художественного и литературного творчества. Мы можем “впрыскивать” в литературу историю, но, кроме того, литературное произведение вносит свой вклад в объём нашего знания о прошлом. Необязательно это связано с тем, что прошлое отражается в произведении».
На сложное состояние европейской культуры и игнорирование ею важных персоналий из не европейских стран обратил внимание политолог, директор издательства «Сандро Тети» (Италия) Сандро Тети:
«У нас очень много переводов Чингиза Айтматова, он посещал нашу страну неоднократно, и это самый известный писатель Центральной Азии. Это такой феномен, потому что европейская культура, историография и школа являются очень европоцентричными, вплоть до того, что по истине величайшие представители культуры, философии и искусства из тюркских стран у нас не знают».
Мысль о роли литературы в исторических исследованиях продолжил генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Вадим Гигин:
«Говоря о литературе, о культуре, можем утверждать, что это история, постоянно обращённая в прошлое. Именно культурные образы позволяют актуализировать давно прошедшие события, давно умерших людей».
Директор Русского драматического театра имени В. Маяковского Мунира Дадаева рассказала о познании истории через искусство.
«Традиции и самобытность фиксируют и самостоятельность, и специфику общества, не только историческую преемственность, которую через традиции обеспечивает связь прошлого с настоящим, соответственно, ориентируя на будущее. Познание истории через культуру даёт понимание взаимосвязи народов друг с другом, тем самым улучая мировую сцену», — заявила она.
Народный поэт Кыргызской Республики Акбар Рыскулов продолжил мысль Сандро Тети об огромном значении кыргызского писателя Чингиза Айтматова и напомнил, что в этом году культурный мир празднует 95 лет со дня рождения писателя:
«Билингвизм Айтматова даёт полное право назвать его и русским писателем, ибо самые знаменитые творения он создавал, вдохновившись Толстым и Пушкиным».
Дискуссию продолжил поэт, общественный деятель, Председатель Союза писателей Таджикистана Низом Косим, отметивший сложности с написанием исторических произведений в своей стране:
«За тридцать с лишним лет нашей независимости, независимости нашей республики, у нас появилось больше тридцати исторических романов. Я думаю, что это очень несерьёзно. К написанию исторических книг, произведений надо отнестись более серьёзно».
Обсуждение исторических сюжетов в литературе резюмировал директор Института исторических наук Республики Сербской Драго Мастилович, рассказавший о значимости художественной литературы в процессе национального становления сербов:
«Художественная литература играет большую роль в формировании национального самосознания сербского народа. В двадцатом веке существовал целый пласт авторов, игравших в этом процессе решающую роль».
Текст: Анастасия Димиртиева
Фото: Юрий Быковский
Участники событий:
- Карамзин Николай Михайлович, русский историк, историограф, поэт и литератор, действительный статский советник, создатель «Истории государства Российского»;
- Маяковский Владимир Владимирович, русский и советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, Лауреат премии Ленинского комсомола, один из наиболее значимых русских поэтов, классик советской литературы;
- Пушкин Александр Сергеевич, русский поэт, драматург и прозаик, публицист, национальный русский поэт, основоположник современного русского литературного языка;
- Соловьёв Сергей Михайлович, русский историк, ректор Московского университета, тайный советник, применил термины «Новгородская Русь», «Киевская Русь», «Владимирская Русь», «Московская Русь», как периоды истории Российского государства;
- Толстой Лев Николаевич, один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, классик русской литературы, один из величайших в мире писателей-романистов.
Региональные сайты: Азия Центральная, Беларусь, Великобритания, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европа Восточная, Европа Центральная, Европейский союз, Италия, Кыргызстан (Киргизия), Россия, Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь, Таджикистан Республика, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества
Интересно:




