Сегодня 15.07.2024, 01:36 мск, публикаций: 7483, за сутки: пользователей 7625, просмотров 112449
02.07.2024 18:01
Новости.
Просмотров всего: 2423; сегодня: 9.

К 185-летию со дня рождения художника Константина Маковского

К 185-летию со дня рождения художника Константина Маковского

К.Е. Маковский – Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы.

Родился Константин Егорович Маковский 20 июня (2 июля по новому стилю) 1839 г. в Москве. Его отец работал в Экспедиции кремлёвского строения, ведавшей строительством и реставрацией императорских дворцов Москвы и окрестностей. Кроме того, он состоял в комиссии, занимавшейся возведением храма Христа Спасителя. В молодые годы Егор Иванович талантливо вырезал из кости интересные миниатюры и всерьёз пробовал себя в живописи. Мать будущего художника, Любовь Корнелиевна, в девичестве Молленгауэр, одна из первых красавиц Москвы, прекрасно пела, преподавала пение в консерватории Н.Г. Рубинштейна. В семье росли еще два сына и две дочери. Все три мальчика и их сестра Александра стали художниками, однако самым талантливым и известным из них оказался Константин.

В доме Маковских царила творческая атмосфера. Здесь часто бывали известные художники и композиторы, детей обучали музыке, пению и рисованию. Выбирая свой жизненный путь, Константин последовал примеру отца, который владел мастерством живописца. Позже, став уже успешным и известным художником, он отмечал, что достигнутыми успехами более всего обязан именно отцу, а не преподавателям и профессорам живописи.

В 12 лет Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, одним из основателей которого был Е.И. Маковский. Здесь вместе с ним учились будущие мэтры живописи: В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин и другие участники будущего «Товарищества передвижных художественных выставок». В годы ученичества, в 1856 г., Константин написал свою первую заметную работу — «Портрет Е.И. Маковского», который в настоящее время экспонируется в Третьяковской галерее.

В 1858 г. молодой живописец отправился в Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств (далее – Академия), чтобы совершенствоваться в рисунке и композиции, в чем очень скоро преуспел. Создав целый ряд заметных работ, в числе которых «Исцеление Иисусом Христом слепых после изгнания, торгующих из Храма» (1860 г.), «Харон перевозит души через реку Стикс» (1861г.) Маковский получил золотые и серебряные медали за талантливое художественное воплощение различных исторических, мифологических и библейских сюжетов. Выбор подобных тем, считавшихся классическими, приветствовался в стенах Академии, которая сама определяла тематику дипломных работ своих выпускников. Такая постановка вопроса и стала причиной «бунта четырнадцати», когда 14 самых талантливых учащихся, в числе которых был и К. Маковский, отказались писать дипломы по предложенным темам и досрочно покинули стены учебного заведения. Тем не менее, живописец считал обучение в Академии важным этапом в своей творческой жизни и не прерывал с ней связи.

Покинув академические стены, Маковский присоединился к Артели художников, которую возглавлял И.Н. Крамской. Помимо замечательных портретов современников, Константин Егорович до 1883 г. писал картины на социальные темы. Материалы для своих работ он собирал не только в столицах, но и в Саратовской, Тамбовской и Тверской губерниях, где подолгу жил. В 1867 г. Маковский за несколько картин, представленных на академических выставках, в числе которых была знаменитая «Селёдочница», получил звание академика. В 1869 г. за картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» был удостоен звания профессора.

В 1870 г. К.Е. Маковский вместе с коллегами, среди которых были В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, основали «Товарищество передвижных художественных выставок». Главными целями «Товарищества» стало лишить Академию монополии на проведение выставок, и показать провинциальному зрителю новейшие достижения российского изобразительного искусства. Уже в 1871 г. состоялась первая успешная выставка работ художников-передвижников. В таких показах Маковский неизменно принимал участие. Именно на передвижнических выставках зритель впервые увидел его широко известные работы «Дети, бегущие от грозы» (1872 г.) и «Дети в поле» (1870-е гг.).

В начале 1870-х гг. заболела туберкулезом первая жена художника — Елена Тимофеевна Буркова, служившая актрисой в труппе Императорских театров. Семья отправилась для поправки ее здоровья в Египет. Там Константин Егорович много и плодотворно трудился над этюдами. Однако теплый североафриканский климат не помог супруге художника. В 1873 г. она умерла, и Маковский вернулся в Египет, где написал несколько работ, в том числе этюд к картине «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир» (1876 г.), приобретенный императором Александром II.

Вскоре художник познакомился со своей второй супругой — Юлией Павловной Летковой. В 1875 г. супруги Маковские во время свадебного путешествия встретились в Париже с И.Е. Репиным, который оставил о своем коллеге воспоминание: «Красивый, молодой блондин, уже прославленный, уже богач». К тому времени Маковский действительно стал уже признанным, очень популярным и высокооплачиваемым мастером живописи. Ему заказывали портреты весьма состоятельные люди, в том числе, особы августейшей фамилии и сам император Александр II.

Творчество Маковского насчитывает большое количество семейных портретов. Он очень любил писать жену и детей. Получили известность и признание «Портрет Ю.П. Маковской» (1881 г.), «Портрет детей художника» (1882 г.), «Портрет сына в мастерской» (1882 г.) и многие другие работы в этом жанре, выполненные в разные годы.

Известен Константин Егорович также как признанный мастер жанровых произведений, пейзажей и натюрмортов. Перечислять все работы мастера вряд ли уместно, поскольку он был на удивление плодовитым художником. Причем работал во многих жанрах, в том числе занимался росписью домашних интерьеров (особняк барона фон Дервиза в Петербурге). Помимо отображения современной ему жизни, К.Е. Маковский часто обращался к русской истории, изображая людей минувших веков. Впечатляют такие работы живописца, как «Боярский свадебный пир XVII в.» (1883 г.), «Под венец» (1890 г.), «Боярыня у окна» (1885 г.), «Девушка в жемчужном ожерелье» (1880-е гг.), «У околицы» (1890 г.).

В 1896 г. на Всероссийской Нижегородской выставке было представлено эпическое полотно художника, созданное им в 1890 г., «Минин на площади Нижнего Новгорода призывает народ к пожертвованиям», талантливо воскресившее, по мнению современников, славное прошлое русской земли. К этому времени К.Е. Маковский, получивший уже мировое признание, расстался со своей второй супругой и вскоре женился на Марии Алексеевне Матавтиной, с которой счастливо прожил до конца своих дней.

На склоне лет К.Е. Маковский написал замечательную картину «Боярышня. За чаем» (1914 г.), хранящуюся ныне в Ульяновском художественном музее. В сентябре 1915 г. с художником произошла трагедия – при столкновении трамвая с пролёткой, в которой находился Маковский, он получил тяжелую травму головы и, несмотря на проведенную операцию, скончался. Похоронили художника на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

За несколько лет до кончины К.Е. Маковский признавался: «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству». Действительно, многие задумки художника остались нереализованными, но так или иначе, Константин Егорович Маковский прожил замечательную жизнь, оставив после себя богатейшее творческое наследие. Его работы украшают коллекции большого числа музеев в России и за рубежом, а многочисленные документальные свидетельства жизни и творчества выдающегося мастера живописи бережно хранятся в фондах отечественных архивов.

Текст: С.В. Чернявский, к.и.н., Российский государственный исторический архив (РГИА).


Участники событий и другие указанные лица:

  • Крамской Иван Николаевич, русский живописец, художник русского реализма XIX века, автор исторических картин и портретов, академик Императорской Академии художеств;
  • Маковский Константин Егорович, русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников;
  • Перов Василий Григорьевич, русский живописец, первостепенная фигура реалистической школы второй половины XIX века; академик и профессор Императорской Академии художеств, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок;
  • Репин Илья Ефимович, русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской академии художеств;
  • Романов Александр II Николаевич, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский из династии Романовых, проводивший широкомасштабные реформы;
  • Саврасов Алексей Кондратьевич, русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, академик Императорской Академии художеств;
  • Шишкин Иван Иванович, русский живописец, рисовальщик, академик Императорской академии художеств, один из главных мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века.

Фотография художника К.Е. Маковского. РГИА.
Фотография художника К.Е. Маковского. РГИА.

Прошение ученика К.Е. Маковского в Совет Академии художеств о прекращении занятий в Академии и с просьбой удостоить его званием свободного художника. 9 ноября 1863 г. РГИА
Прошение ученика К.Е. Маковского в Совет Академии художеств о прекращении занятий в Академии и с просьбой удостоить его званием свободного художника. 9 ноября 1863 г. РГИА

Диплом К.Е. Маковского на звание классного художника. 10 сентября 1867 г. РГИА
Диплом К.Е. Маковского на звание классного художника. 10 сентября 1867 г. РГИА

Прошение академика К.Е. Маковского в Совет Академии художеств с просьбой удостоить его званием профессора. 4 октября 1869 г. РГИА
Прошение академика К.Е. Маковского в Совет Академии художеств с просьбой удостоить его званием профессора. 4 октября 1869 г. РГИА

Репродукции с картин художника К.Е. Маковского из фонда Редакции журнала «Старые годы». Начало XX в. РГИА
Репродукции с картин художника К.Е. Маковского из фонда Редакции журнала «Старые годы». Начало XX в. РГИА

Некролог на кончину К.Е. Маковского из утреннего выпуска газеты «Биржевые ведомости». 18 сентября 1915 г. РГИА
Некролог на кончину К.Е. Маковского из утреннего выпуска газеты «Биржевые ведомости». 18 сентября 1915 г. РГИА

Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Праздники, памятные даты, юбилеи, Соотечественники, земляки, диаспоры, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт, Художественный салон
Региональные сайты: Африка, Ближний Восток, Европа Центральная, Европейский союз, Египет, Москва, Нижегородская область, Приволжский федеральный округ, Россия, Санкт-Петербург, Саратовская область, Северо-Западный федеральный округ, Тамбовская область, Тверская область, Ульяновская область, Франция, Франция - Париж, Центральный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
14.07.2024 10:06 Новости
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был выставлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 14 июля 1896 года. В ходе мероприятия он совершал демонстрационные поездки. Создателями транспортного средства стали предприниматель Евгений Яковлев и инженер Петр Фрезе. В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства - немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они решили построить подобную машину. Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел...
Владимир Путин посетил дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум
12.07.2024 11:06 Новости
Владимир Путин посетил дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум
Президент России Владимир Путин посетил дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум, где около месяца назад после долгой реставрации полностью открылся Китайский дворец Екатерины II - уникальный памятник архитектуры в стиле рококо, сообщает ТАСС. Китайский дворец был возведен в конце 1750-1768 годов итальянским архитектором Антонио Ринальди. Несмотря на внешнюю сдержанность, внутренняя отделка изысканна и нарядна. Специалисты считают самой значимой частью живописной коллекции плафоны, выполненные мастерами Венецианской академии живописи. Свое название дворец получил благодаря любимым интерьерам императрицы, выполненным в стиле шинуазри - ориенталистском подражании китайской архитектуре. Дворец остался одной из немногих императорских резиденций в пригородах Петербурга, практически не пострадавших в годы Великой Отечественной войны, благодаря чему памятник сохранил оригинальные интерьеры и внешний облик. Построенный как летняя резиденция, дворец в XVIII веке не использовался как жилое...
Уникальные археологические находки обнаружили новгородские ученые
12.07.2024 10:54 Новости
Уникальные археологические находки обнаружили новгородские ученые
Учёные Новгородского университета рассказали об археологических находках, сделанных на Троицком раскопе в Великом Новгороде и поступивших в камеральную лабораторию Центра археологических исследований кафедры истории России и археологии Гуманитарного института НовГУ.  С начала сезона сделано уже более 3000 индивидуальных находок, в том числе 24 берестяные грамоты. Последняя из них, под номером 1196, была обнаружена сегодня. — Грамоту ещё в древности разорвали на три части. Сначала обнаружили один фрагмент, а затем еще два. Нашли документ будущие учителя истории, студенты-практиканты первого курса НовГУ Даниил Таценко и Артём Тишкевич, а также будущий историк и археолог, студент третьего курса НовГУ Трофим Миненко, — сообщила заведующая кафедрой истории России и археологии НовГУ Елена Торопова. — Документ содержит более десяти строк, надеемся, что и текст тоже будет интересный, но, прежде чем он станет доступен для прочтения, его необходимо осторожно развернуть и...
В атмосферу загородного отдыха прошлых веков погрузится Москва
12.07.2024 10:18 Мероприятия
В атмосферу загородного отдыха прошлых веков погрузится Москва
С 12 июля по 18 августа в рамках фестиваля «Усадьбы Москвы» «Городская дача» открывается на территории музея-заповедника «Царицыно» и в усадьбе Измайлово. На протяжении месяца любой желающий сможет погрузиться здесь в атмосферу загородного отдыха прошлых веков, а после «Городская дача» переедет на новые локации. На «Городской даче» ждут тех, кто, как и 200 лет назад, ищет на даче покоя, вдохновения и единения с природой. На территории есть веранда с гамаками и плетеной мебелью в полотняных чехлах, творческие мастерские, где за круглым столом под лампой с абажуром или кружевным зонтом можно научиться чему-то новому. Кроме того, обустроено место для садоводства, а также игровая для детей, концертная площадка под открытым небом и тихий уголок, где можно отдохнуть или поработать. Воссоздавая для посетителей атмосферу загородной...
День Прохоровского поля поддержат телебашни РТРС в городах России
11.07.2024 17:31 Новости
День Прохоровского поля поддержат телебашни РТРС в городах России
На телебашнях РТРС в городах Российской Федерации в честь 81-й годовщины битвы под Прохоровкой включат триколор. А в Белгороде помимо российского флага появятся изображения вечного огня, световая проекция Звонницы и надпись «81». «12 июля телебашня в Белгороде включит подсветку в честь 81-летия битвы под Прохоровкой — крупнейшего танкового сражения Второй мировой войны. В битве у железнодорожной станции Прохоровка Белгородского района было задействовано до 1,2 тысяч танков и самоходно-артиллерийских установок со стороны немецких и советских войск. Немцам не удалось взять стратегически важную станцию и изменить ход Курской битвы, и их армия понесла крупные потери», - сообщили в пресс-службе РТРС. На медиафасаде белгородской башни будет развеваться российский флаг, появятся изображения вечного огня и световая проекция Звонницы. Надпись «81» на красном фоне обозначит годовщину со дня сражения. В Белгородской области 12 июля отмечается как День Прохоровского поля...