Сегодня 15.07.2024, 01:51 мск, публикаций: 7483, за сутки: пользователей 7614, просмотров 111969
03.07.2024 14:46
Новости.
Просмотров всего: 1810; сегодня: 9.

К 170-летию моряка и художника Василия Васильевича Игнациуса

К 170-летию моряка и художника Василия Васильевича Игнациуса

Если начать спрашивать любителей истории флота о самых ярких художниках-маринистах XIX в., мы получим много ответов – Айвазовский, Боголюбов, Беггров, Алексеев… А если спросить – кто в XIX в. интереснее всех рисовал «портреты» кораблей, то ответ будет скорее всего один – Игнациус. Знающие люди согласно закивают головами. И тут же другие взглянут удивленно: «не слышали о таком художнике».

Василий Васильевич Игнациус родился 21 июня (3 июля по новому стилю) 1854 г. в Санкт-Петербурге. Его отец – Василий Гаврилович, подпоручик 17-й артиллерийской бригады, в то время состоял в прикомандировании к Дворянскому полку. В 1870 г. отец, уже майор петербургской полиции, пожелал определить сына в Морское училище. По окончании учебы юноша 13 апреля 1875 г. был произведен в гардемарины – по успеваемости и поведению в списке выпускников он занимал 45-е место из 54-х. Надо сказать, что в сложившейся в русском флоте системе знания были далеко не главным показателем по пути на командирский мостик.

Служба его начиналась отлично: он попал в заграничное плавание на винтовой фрегат «Светлана», которым командовал великий князь Алексей Александрович, 30 августа 1876 г. получил первый офицерский чин мичмана, в 1876–1877 гг. находился в заграничном плавании на корвете «Аскольд». С сентября 1877 г. по весну 1878 г. прошел обучение в Минном офицерском классе, после чего в 1879 г. вернулся на «Светлану» уже в качестве минного офицера, более того – офицера Гвардейского экипажа! 1 января 1881 г. Игнациус надевает погоны лейтенанта, в 1881 г. возвращается из очередного плавания в Средиземное море. В 1882–1885 гг. он командует миноносками «Ястреб», а затем «Курица» в составе Отряда миноносок Практической шхерной эскадры, служит на императорских яхтах «Александрия» и «Держава». Осенью 1886 г. он получает приказ отправиться во Владивосток на клипер «Вестник», на котором служит в Отряде судов в Тихом океане, а в 1888 г. совершает переход на Балтику.

Параллельно этой отличной карьере больше и больше В.В. Игнациус увлекается живописью. Еще в годы обучения в Морском училище на его рисунки обратил внимание один из преподавателей, лейтенант В.В. Вахтин (1841–1905). По его просьбе для первого издания «Краткого морского словаря для любителей морского дела» (СПб., 1874) Игнациус нарисовал схемы рангоута и такелажа парусного судна. Позднее, возможно, что с подачи В.В. Вахтина, он начал создавать большую серию рисунков для курса такелажных работ. Идея его заключалась в том, чтобы по рисункам, изображающим поэтапно выполнение различных действий, можно было бы осваивать такелажные премудрости без текстов, визуально. В декабре 1881 г. он показал черновую тетрадь председателю Ученого отделения Морского технического комитета, а затем и управляющему Морским министерством. Идея получила одобрение. Изучив проект атласа такелажных работ, капитан 1 ранга В.Н. Брылкин в своем заключении в декабре 1883 г. указал: «при сравнении [с имеющимися руководствами и пособиями по морской практике] выяснилось, что ни одно из руководств не может служить самоучителем такелажных работ; рисунки лейтенанта Игнациус так хорошо и правильно изложены, что по ним, положительно, без всякого указателя и даже без объяснений можно работать». По решению Морского технического комитета был осуществлен примерный расчет, сколько денег необходимо заплатить В.В. Игнациусу за идею и доработку альбома, но… в октябре 1885 г. Василий Васильевич от работы отказался, предложив передать ее В.В. Вахтину. Альбом так и не вышел, а жаль…

Зимой 1883/1884 гг. В.В. Игнациус, по некоторым данным, вольнослушателем посещал рисовальные классы Императорской Академии художеств. Как-то он познакомился с приехавшим из Парижа в Петербург уже знаменитым художником А.П. Боголюбовым, который принял лейтенанта, посмотрел его работы и нашел «удовлетворительными для некоторого начала». Более того – Боголюбов согласился учить Игнациуса, если начальство командирует того в Париж «для завершения образования по живописи». Конечно, это была мечта! Но на пути к ней стояла масса проблем – служба, начальство, семья (жена с маленькими сыном и дочкой), дороговизна парижской жизни… И все же Игнациусу удалось добиться командирования. Еще во время пути с Дальнего Востока на «Вестнике» он направил командиру Гвардейского экипажа ходатайство о командировании в Париж на год, и 28 июля 1888 г. генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович дал «добро».

В Петербург Игнациус вернулся 5 августа 1889 г. Кажется, ему не удалось завоевать расположения А.П. Боголюбова – тот в своих воспоминаниях об ученике не упомянул, да и рисовал Василий Васильевич в своей собственной манере. И от тематики своей отступать не хотел. Корабли, на якоре, на ходу, под парусами. В штиль, на волнении, в шторм…

В кампанию 1890 г. В.В. Игнациус командовал миноносцем «Луга», который неосмотрительно ударил о подводные камни, проходя слишком близко к одному из островов – впрочем, повреждения были не велики, и дело кончилось двухнедельным арестом на гауптвахте.

Годом его триумфа стал 1892-й – на средства великого князя Александра Михайловича был издан альбом «Русский флот», состоявший из 56 цветных литографий с рисунков лейтенанта В.В. Игнациуса. Это были «портреты» кораблей русского флота, в тот момент находившихся в строю или в достройке (как, например, броненосец «Двенадцать апостолов»). На оборотах листов содержались краткие справочные данные о каждом корабле на русском и французском языках. Уже в 1893 г. альбом вышел вторым изданием! В 2022 г. увидело свет, очередное, четвертое. Гравюры продавались и по отдельности, они нередко использовались при издании открыток, для иллюстрирования журналов и книг. Что же стало причиной такой популярности? Наверное, несколько факторов – широкое распространение, цвет, достаточно высокая точность. И ещё – техника того времени практически не позволяла фотографировать корабли в море, особенно на волнении. А профессиональный моряк-художник мог реалистично передать скользящие по гребням волн уходящие в прошлое парусно-паровые корабли.

В 1890-е гг. Игнациус еще дважды побывал на Тихом океане, покомандовал различными кораблями, 1 апреля 1901 г. получил чин капитана 1 ранга, а 22 октября того же года был назначен командиром строившегося эскадренного броненосца «Князь Суворов».

Корабль вступил в строй лишь в 1904 г., когда на Дальнем Востоке вовсю полыхала русско-японская война. Он стал флагманским кораблем формировавшейся 2-й эскадры Тихого океана, которая под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского в октябре 1904 г. – мае 1905 гг. совершила трудный переход на Дальний Восток. Капитан 2 ранга В.И. Семенов в своих воспоминаниях писал о том, что Игнациус не верил в успех предстоящего сражения: «Изумительную, если можно так выразиться, жизнеспособность проявлял командир “Суворова”… Убежденный сторонник того взгляда, что мы идем на верную гибель, он, решив этот вопрос бесповоротно, как бы закрыл глаза на будущее и жил исключительно настоящим моментом, весь отдавшись заботам о корабле, о своей команде.

– Как погибать? Перевернувшись или нет, от снарядов, от мины, от ядовитых газов, от задушения, от потопления – это от Бога и от начальства! А мы свое дело сделаем! Безусловно, вся сила огня на “Суворове”!...

Так говорил этот человек, которого я, несмотря на обвинения в беспечности, даже в легкомыслии, которыми против него возводились, – не могу не признать идеальным типом солдата… он ни на минуту не терял своего всегда жизнерадостного и бодрого настроения, шутил, острил, живо интересовался разными мелочами, судовой жизни и матросского обихода…».

И действительно, в ходе Цусимского сражения 14 (27) мая 1905 г. на флагманский «Князь Суворов» обрушился шквал огня с японских кораблей. Командир корабля В.В. Игнациус был дважды ранен. По свидетельству того же В.И. Семенова, после перевязки головы В.В. Игнациус находился в жилой палубе, когда в батарее начался пожар. «…Конечно, не выдержал этого момента и, не слушая докторов, бросился по трапу в батарею с криком: “За мной, молодцы! На пожар! На пожар! Только бы одолеть пожар!”.

К нему хлынули разные нестроевые, находившиеся в жилой палубе и легкораненые, уже бывшие на перевязке… Шальной снаряд ударил по люку, и, когда дым рассеялся, ни трапа, ни командира, ни окружающих его людей – никого не было…».

Так ли все было на самом деле – точно неизвестно, но твердо можно сказать, что командир выполнил долг до конца и погиб еще до того, как израненный броненосец погрузился в воды Цусимского пролива.

Мы вспоминаем Василия Васильевича Игнациуса не только как храброго, преданного своему делу офицера, но и как талантливого художника, дающего нам сегодня возможность взглянуть на корабли его молодости.

Текст: А.Ю. Емелин, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Капитан 1 ранга В.В. Игнациус. Фрагмент групповой фотографии офицеров эскадренного броненосца «Князь Суворов». 1904 г.
Капитан 1 ранга В.В. Игнациус. Фрагмент групповой фотографии офицеров эскадренного броненосца «Князь Суворов». 1904 г.

Первый лист журнала Морского технического комитета о рассмотрении проекта альбома рисунков такелажных работа В.В. Игнациуса. 10 декабря 1883 г. РГАВМФ
Первый лист журнала Морского технического комитета о рассмотрении проекта альбома рисунков такелажных работа В.В. Игнациуса. 10 декабря 1883 г. РГАВМФ

Первый лист рапорта командующего Гвардейским экипажем Н.А. Неваховича начальнику Главного морского штаба о просьбе лейтенанта В.В. Игнациуса. 26 июля 1888 г. РГАВМФ
Первый лист рапорта командующего Гвардейским экипажем Н.А. Неваховича начальнику Главного морского штаба о просьбе лейтенанта В.В. Игнациуса. 26 июля 1888 г. РГАВМФ

Тематические сайты: Водный транспорт, История, Праздники, памятные даты, юбилеи, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры, Художественный салон
Региональные сайты: Азия Юго-Восточная, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Дальневосточный федеральный округ, Европа Центральная, Европейский союз, Приморский край, Приморский край - Владивосток, Россия, Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, Франция, Франция - Париж, Япония
Поделиться:

Интересно:

14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
14.07.2024 10:06 Новости
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был выставлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 14 июля 1896 года. В ходе мероприятия он совершал демонстрационные поездки. Создателями транспортного средства стали предприниматель Евгений Яковлев и инженер Петр Фрезе. В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства - немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они решили построить подобную машину. Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел...
Владимир Путин посетил дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум
12.07.2024 11:06 Новости
Владимир Путин посетил дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум
Президент России Владимир Путин посетил дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум, где около месяца назад после долгой реставрации полностью открылся Китайский дворец Екатерины II - уникальный памятник архитектуры в стиле рококо, сообщает ТАСС. Китайский дворец был возведен в конце 1750-1768 годов итальянским архитектором Антонио Ринальди. Несмотря на внешнюю сдержанность, внутренняя отделка изысканна и нарядна. Специалисты считают самой значимой частью живописной коллекции плафоны, выполненные мастерами Венецианской академии живописи. Свое название дворец получил благодаря любимым интерьерам императрицы, выполненным в стиле шинуазри - ориенталистском подражании китайской архитектуре. Дворец остался одной из немногих императорских резиденций в пригородах Петербурга, практически не пострадавших в годы Великой Отечественной войны, благодаря чему памятник сохранил оригинальные интерьеры и внешний облик. Построенный как летняя резиденция, дворец в XVIII веке не использовался как жилое...
Уникальные археологические находки обнаружили новгородские ученые
12.07.2024 10:54 Новости
Уникальные археологические находки обнаружили новгородские ученые
Учёные Новгородского университета рассказали об археологических находках, сделанных на Троицком раскопе в Великом Новгороде и поступивших в камеральную лабораторию Центра археологических исследований кафедры истории России и археологии Гуманитарного института НовГУ.  С начала сезона сделано уже более 3000 индивидуальных находок, в том числе 24 берестяные грамоты. Последняя из них, под номером 1196, была обнаружена сегодня. — Грамоту ещё в древности разорвали на три части. Сначала обнаружили один фрагмент, а затем еще два. Нашли документ будущие учителя истории, студенты-практиканты первого курса НовГУ Даниил Таценко и Артём Тишкевич, а также будущий историк и археолог, студент третьего курса НовГУ Трофим Миненко, — сообщила заведующая кафедрой истории России и археологии НовГУ Елена Торопова. — Документ содержит более десяти строк, надеемся, что и текст тоже будет интересный, но, прежде чем он станет доступен для прочтения, его необходимо осторожно развернуть и...
В атмосферу загородного отдыха прошлых веков погрузится Москва
12.07.2024 10:18 Мероприятия
В атмосферу загородного отдыха прошлых веков погрузится Москва
С 12 июля по 18 августа в рамках фестиваля «Усадьбы Москвы» «Городская дача» открывается на территории музея-заповедника «Царицыно» и в усадьбе Измайлово. На протяжении месяца любой желающий сможет погрузиться здесь в атмосферу загородного отдыха прошлых веков, а после «Городская дача» переедет на новые локации. На «Городской даче» ждут тех, кто, как и 200 лет назад, ищет на даче покоя, вдохновения и единения с природой. На территории есть веранда с гамаками и плетеной мебелью в полотняных чехлах, творческие мастерские, где за круглым столом под лампой с абажуром или кружевным зонтом можно научиться чему-то новому. Кроме того, обустроено место для садоводства, а также игровая для детей, концертная площадка под открытым небом и тихий уголок, где можно отдохнуть или поработать. Воссоздавая для посетителей атмосферу загородной...
День Прохоровского поля поддержат телебашни РТРС в городах России
11.07.2024 17:31 Новости
День Прохоровского поля поддержат телебашни РТРС в городах России
На телебашнях РТРС в городах Российской Федерации в честь 81-й годовщины битвы под Прохоровкой включат триколор. А в Белгороде помимо российского флага появятся изображения вечного огня, световая проекция Звонницы и надпись «81». «12 июля телебашня в Белгороде включит подсветку в честь 81-летия битвы под Прохоровкой — крупнейшего танкового сражения Второй мировой войны. В битве у железнодорожной станции Прохоровка Белгородского района было задействовано до 1,2 тысяч танков и самоходно-артиллерийских установок со стороны немецких и советских войск. Немцам не удалось взять стратегически важную станцию и изменить ход Курской битвы, и их армия понесла крупные потери», - сообщили в пресс-службе РТРС. На медиафасаде белгородской башни будет развеваться российский флаг, появятся изображения вечного огня и световая проекция Звонницы. Надпись «81» на красном фоне обозначит годовщину со дня сражения. В Белгородской области 12 июля отмечается как День Прохоровского поля...