Сегодня 11.10.2024, 17:59 мск, публикаций: 8377, за сутки: пользователей 9921, просмотров 124219
19.09.2024 17:34
Аналитика.
Просмотров всего: 2404; сегодня: 41.

Симфонический детектив

Симфонический детектив

Автор: Александр Звягинцев

В середине 80-х годов я окончательно перебрался в Москву и поселился у своего старинного друга — именитого пианиста Виктора Бунина, сына известного композитора, лауреата Сталинской премии Владимира Бунина. Благодаря Виктору мне довелось общаться со знаменитыми советскими музыкантами. В их числе был и Георгий Васильевич Свиридов. Увы, прошло уже более четверти века, как не стало этого гениального русского композитора. Уже после смерти Свиридова я познакомился с его племянником, президентом Национального Свиридовского фонда Александром Сергеевичем Белоненко. Во время очередной нашей встречи он выразил радость по поводу положительных перемен в отношении чествования 100-летнего юбилея Георгия Свиридова и мы вспомнили одну «детективную» историю, о которой мне ранее рассказывали музыковеды — исследователи творчества этого композитора. Помню, с каким восторгом они делились своими воспоминаниями…

«И ударили громогласно литавры.

Изо всех сил помчались следом скрипки, а потом вступили и флейты с кларнетами.

Мощный хор валторн за ними.

На этом фоне запела труба.

Музыка заполнила собой все пространство.

Потрясенные души слушателей живо отозвались на волшебную силу музыки великого Свиридова.

Но внезапно все стихло…»

Сам Евгений Светланов, величайший дирижер современности, непревзойденный знаток русской музыки, обескураживающе объяснил: «Боюсь, сделать здесь почти ничего нельзя. По крайней мере, я за это не возьмусь».

Увы, авторская рукопись неизвестного крупного сочинения русского композитора-классика Георгия Васильевича Свиридова — его Первой симфонии — сохранилась в удручающем состоянии. Треть ее была размыта водой: чернила расплылись и образовали на страницах партитурной бумаги безобразные «озера» с рваными краями. Следы уничтоженного текста не читались. То, что здесь был когда-то текст, сомнений не возникало, но вот какие именно ноты написал композитор — уже было не разобрать…

История этой симфонии вообще необычна. Она написана в 1937 году, который в нашей истории ассоциируют с печально известным «большим террором». Но этот год был отмечен еще и небывалым ростом рождаемости. В тридцать седьмом - совершен первый беспосадочный перелет Валерия Чкалова через Северный полюс, а для советского павильона на Всемирной выставке в Париже Верой Мухиной и Борисом Иофаном создана скульптурная группа «Рабочий и колхозница».

Георгий Свиридов тогда только что закончил свою Первую симфонию, а его учитель Дмитрий Дмитриевич Шостакович как раз написал знаменитую Пятую симфонию. На Шостаковича в тот период обрушились чудовищные гонения со стороны идеологического руководства ВКП(б): его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей» разгромили в газете «Правда». На заседании Союза композиторов СССР Шостаковичу даже предложили «помочь встать на правильный путь».

Шостакович бросился за помощью к своему покровителю — маршалу Тухачевскому, но… Буквально через несколько дней маршала расстреляли.

В такой обстановке предварительное прослушивание симфоний Свиридова и Шостаковича решили проводить скрытно, в условиях строгой секретности, в присутствии предельно узкого числа лиц. Говорят, что слушателей было всего… трое.

Тем не менее, после такого «тайного» прослушивания Шостаковичу дали «зеленый свет». Доброжелательно оценили и симфонию Свиридова. Дирижер, исполнявший произведение Георгия Васильевича, высказал лишь несколько пожеланий композитору по части оркестровки.

Свиридов прислушался к мнению маэстро и принес рукопись симфонии домой для доработки. После этого она таинственным образом бесследно исчезала. Как? Чьими стараниями? Неизвестно. Одни догадки…

Сам Георгий Васильевич был уверен, что симфония утеряна безвозвратно, о чем и говорил всем составителям списка его произведений. «Местонахождение рукописи неизвестно». Эта надпись автоматически переходила из одного нотографического указателя в другой.

Прошли годы. Уже после смерти композитора его племянники стали разбирать оставшиеся вещи и совершенно случайно обнаружили ноты симфонии в стареньком желтом диване у бабушки – Елизаветы Ивановны Свиридовы – в квартире на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге! Правда, изрядно поврежденные. Можно только гадать, какие причины заставили кого-то из домочадцев в свое время засунуть залитую водой рукопись на самое дно дивана.

Поначалу у наследников сложилось впечатление, что симфония так и не была окончена — уж слишком много оказалось «белых пятен» на страницах партитуры. Не обнадеживало и однозначное заключение Евгения Светланова: «восстановлению не подлежит». Казалось, симфонии уготована судьба черновика, наброска…

Прошло еще несколько лет. Все ближе становилось 100-летие со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова. К юбилею композитора так хотелось найти что-то свежее, а лучше бы — неизвестное сочинение из его богатого творческого наследия. И тут вспомнили о Первой симфонии. Неужели мир так и не услышит это произведение великого композитора?

Официальные структуры к этому произведению особого внимания не проявили. Наверное, в силу вышеуказанных обстоятельств. И вот тогда-то от Александра Сергеевича Белоненко и музыковеда Павла Васильевича Лукьянченко, который был ревностным исследователем творчества Свиридова, я узнал о существовании этой рукописи и предложил (с согласия всех учредителей Культурно-просветительской ассоциации Орден) профинансировать все организационные, экспертные работы и реставрацию партитуры.

К работе вместе с Александра Сергеевича Белоненко и Павлом Васильевичем Лукьянченко над пострадавшей рукописью приступили сразу. Начали с поиска технических специалистов по восстановлению утраченных текстов. Но как и где их искать? Ведь подобных «узких» профессионалов, возможно, вообще не существует. И все-таки решили испытать судьбу. Обратились к экспертам из МВД, но получили вежливо-уклончивый ответ: «Техническими возможностями для выполнения таких работ не располагаем».

И тут мне вспомнилось, как в советское время в Львовском художественном музее Западно-европейского искусства удалось реставрировать и идентифицировать подлинность картины Де Латура «У скупщика», о чем тогда я написал в своем очерке «Де Латур и криминалисты». Пришла идея: а не попытать ли и в этот раз счастья в наших художественных музеях? Ведь при реставрации проводят самые сложные исследования произведений живописи, просвечивают и фотографируют слой за слоем. Возможно, там смогут помочь?

Неожиданно быстро на запрос откликнулся петербургский Русский музей. Заведующий отделом технологических исследований музея Сергей Владимирович Сирро согласился взяться за спектральный анализ и восстановление проблемных мест рукописи. Сирро снимал, снимал и еще раз снимал своими «волшебными лучами» покалеченные страницы, упорно искал технический режим, при котором можно попытаться прочитать смытые знаки, нанесенные рукой композитора…

И — о чудо! Утраченный нотный текст постепенно стал «оживать», возвращаться к жизни. Нет, исследователи не получили сразу и без проблем фотографии нотных листов, когда-то написанных композитором. Но следы смытых знаков стали яснее, а за ними проступило направление музыкальной мысли Свиридова, а потому стало ясно — однозначно ясно! — какие же ноты были так безжалостно смыты водой и временем. Смыты, но не уничтожены. Вот уж действительно: рукописи не горят и, как выяснилось теперь - в воде не тонут!

Целый год день за днем шла кропотливейшая работа. Шаг за шагом, нота за нотой. И пробил час, когда неизвестная симфония Свиридова наконец была возвращена миру.

Гармония звуков заполнила собой все пространство. Слушателей подчинила и увлекла за собой волшебная сила музыки великого русского композитора.

 «И ударили громогласно литавры.

Изо всех сил помчались следом скрипки, а потом вступили и флейты с кларнетами.

Мощный хор валторн за ними.

На этом фоне запела труба.

Музыка заполнила собой все пространство.

Потрясенные души слушателей живо отозвались на волшебную силу музыки великого Свиридова»…

Она длилась 45 минут. Но это время пролетело мгновенно. И произошло это эпохальное событие 23 сентября 2016 года в Иркутской областной филармонии. А 2 декабря 2016 года на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме, который открывал Президент России Владимир Путин, под величественными сводами Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга впервые в Северной столице прозвучала недавно возрожденная симфония великого Георгия Свиридова в исполнении Иркутского Губернаторского оркестра.

«P.S. Конечно, у музыки Свиридова — тысячи энтузиастов. Есть и такие деятельные, как секретарь Союза писателей России А. Г. Звягинцев и возглавляемый им культурно-просветительский центр «Орден», немало сделавшие для восстановления текста Симфонии», - выдержка из газеты «Труд» от 23 сентября 2016 года.

И в заключении нельзя не отметить: в столице весьма скудно увековечена память о великих русских композиторах. И это прискорбно! В частности, нет улицы Чайковского. Нет улицы Шостаковича. Нет улицы Сергея Прокофьева. Нет и улицы Георгия Свиридова, и нет даже памятника ему. А ведь именно им российская культура обязана своей мировой славой! Но это тема другого разговора, который, я думаю, тоже нужно начать…


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Музыкальный стиль
Региональные сайты: Европа Восточная, Европа Центральная, Европейский союз, Иркутская область, Москва, Россия, Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, СНГ - Содружество независимых государств, СССР, Украина, Украина - Львов, Франция, Франция - Париж, Центральный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

На острове Шумшу хотят создать музей о Курильской десантной операции
11.10.2024 9:09 Новости
На острове Шумшу хотят создать музей о Курильской десантной операции
Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев и Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко посетили Шумшу – один из островов северной группы Курильских островов. Здесь появится музей, посвящённый Курильской десантной операции – последней крупной битве СССР против милитаристской Японии. Вместе с ними на Шумшу прибыли врио командующего войсками Восточного военного округа Михаил Носулев, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, губернатор Камчатского края Владимир Солодов, главный федеральный инспектор по Сахалинской области Иван Терентьев, мэр Северо-Курильского городского округа Александр Овсянников. «Сегодня мы посетили легендарное, героическое место, где закончилась Вторая мировая война и где когда‑то, в августе 1945-го, Курильский десант показал невероятный пример мужества. Даже сейчас невозможно понять, как бойцы смогли это сделать...
Как писалась история русской Средней Азии
10.10.2024 9:04 Аналитика
Как писалась история русской Средней Азии
28 сентября (10 октября по новому стилю) 1873 года был подписан Шаарский договор с Бухарским ханством, в результате которого влиятельное государство в Средней Азии приняло протекторат России. Это стало одним из важнейших событий, завершивших процесс присоединения региона к Российской империи. Но история русской политики в Азии началась куда раньше. После того как Русь, завоеванная монголами, оказалась заперта в тесных границах вокруг Москвы, Твери и Новгорода, несколько столетий об освоении земель на востоке невозможно было даже мечтать. Стоял вопрос о выживании, а не о расширении. Да и русская демография, подорванная ордынским нашествием и последующим игом, долго не позволяла начать освоение новых территорий. Все изменилось при князе Иване III, создателе централизованного Русского государства. Он избавился от унизительной зависимости от Орды, а люди перестали бояться, что очередной разбойничий набег разорит их дома и уведет в полон детей. Это немедленно привело к быстрому...
Писательская рота Московского народного ополчения
09.10.2024 15:33 Аналитика
Писательская рота Московского народного ополчения
Это уникальное, не предусмотренное никакими уставами, воинское подразделение было сформировано в самом начале Великой Отечественной войны из профессиональных литераторов, членов Союза советских писателей. Во время всех войн «во стане русских воинов» всегда находились литераторы, запечатлевшие их боевые подвиги в поэзии и прозе. Но впервые в мировой истории войн рота практически полностью состояла из писателей. Вопросами их призыва на службу занималась специально созданная Оборонная комиссия Союза писателей. Рота входила в состав 1-го батальона 22-го стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы, которая была сформирована в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) № 10 от 4 июля 1941 года «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения». Запись в дивизию велась добровольно. Однако, как писал критик и публицист Борис Рунин в мемуарах «Мое окружение» это не всегда было так...
Кавказ в творчестве Пушкина
09.10.2024 15:08 Интервью, мнения
Кавказ в творчестве Пушкина
Пушкин и Кавказ – это особая тема, которая волнует не только исследователей творчества Пушкина, но исследователей истории Кавказа, истории взаимоотношений России и Кавказа в XIX веке. Период Кавказской войны имел судьбоносное значение как для Кавказа, так и для самой России: возникают новые и укрепляются уже имеющиеся русско-кавказские связи. В горниле войны сталкиваются две культуры, два миропонимания, которые взаимообогащают друг друга. Кавказ становится особым местом – местом, где обитает дух вольности и свободы для сосланных декабристов, местом, где сталкиваются две культуры, две цивилизации, два менталитета, что отражается в произведениях русских писателей конца XIX века. Основная веха знакомства русской интеллигенции с Кавказом и, в частности, с Дагестаном произошла в XIX веке, в период Кавказской войны, когда царь Николай I сослал декабристов на Кавказ, чтобы те доказали верность царю и отечеству ратными подвигами. В Кавказский корпус декабристы прибывали рядовыми солдатами. На...
На запад уходило ополчение — Потомственная гвардия Москвы....
09.10.2024 9:36 Мероприятия
На запад уходило ополчение — Потомственная гвардия Москвы
11 октября, в День памяти Московского народного ополчения 1941 года, Наро-Фоминский историко-краеведческий музей проведет урок мужества «На запад уходило ополчение — Потомственная гвардия Москвы....» В ходе урока мужества гости познакомятся с историей Московского народного ополчения.  В рамках Международного проекта «Территория Победы» и Ассоциации исторических и военно-исторических музеев в ходе памятного мероприятия пройдет показ фильма III этапа Фестиваля правильного кино «Повесть о московском ополчении». Писательская рота», рассказывающий о Краснопресненской дивизии московского ополчения. В ходе просмотра фильма участники мероприятия узнают, как формировалась в июле 1941 года дивизии, о трагической гибели спустя три месяца в Вяземском котле, о том, как сложилась судьба ее бойцов. В этот день в 1941 году произошел прорыв из Вяземского окружения у села Богородицкое. Во главе этой операции командованием Красной армии были поставлены дивизии народного ополчения...