Аналитика.
Просмотров всего: 1688; сегодня: 105.
К 120-летию А.А. Морозова - выдающегося конструктора советских танков
Александр Александрович Морозов родился 16 (29) октября 1904 года в селе Бежица, что ныне находится в черте Брянска. Слесарем здесь многие годы работал отец конструктора. Незадолго до Первой мировой войны семья перебралась в Харьков, где Морозов-старший устроился слесарем на Харьковский паровозостроительный завод. Его сын Александр с детства имел склонность к созданию всевозможных механизмов. До революции он учился сначала в частной начальной школе, затем в реальном училище.
Революция нарушила привычный ход вещей. Только в декабре 1919 года в городе прочно утвердилось советская власть. К этому времени 15-летний Александр Морозов трудился переписчиком технической документации на паровозостроительном заводе и постепенно дорос до чертёжника-конструктора. Принимал участие в разработке механизмов для гусеничного трактора «Коммунар». Два года проходил службу в Красной армии мотористом авиационной эскадрильи. После демобилизации вернулся на родной завод и получил распределение в танковую конструкторскую группу. Заочно окончил техникум и автотракторный институт. В это время в США приобрели лицензию на производство танков американской фирмы «Кристи», на основе которых в 1931 году начали разрабатывать собственный колёсно-гусеничный танк БТ. К середине 1930-х гг. было создано целое семейство этих машин – танки БТ-2, БТ-5, БТ-7, для которых Александр Морозов проектировал трансмиссию и ходовую часть. Кроме того, в мае 1934 года он окончил курсы командиров танков, что дало инженеру возможность взглянуть на боевую машину глазами танкиста.
В середине 1937 года было репрессировано руководство ХПЗ и заводского КБ. Главным конструктором был назначен М.И. Кошкин, его заместителем стал А.А. Морозов. Перед харьковскими конструкторами поставили задачу дальнейшей модернизации БТ-7, при этом М.И. Кошкин убедил И.В. Сталина в необходимости начать работу над чисто гусеничным танком, помимо колёсно-гусеничного. Впоследствии танк получил индекс Т-34. После смерти Кошкина в сентябре 1940 года Морозов возглавил КБ, занимался доводкой танка и внедрением его в серийное производство. Организаторские способности и талант конструктора в полной мере раскрылись в Морозове во время эвакуации завода в Нижний Тагил. Александр Александрович постоянно совершенствовал главный советский танк Великой Отечественной, и в результате его глубокой модернизации к началу 1944 года был выпущен средний танк Т-34-85.
Почти сразу с запуском в серию Т-34-85 А.А. Морозов приступил к проектированию нового танка – сначала Т-44, затем – Т-54. В 1951 году А.А. Морозов вернулся в Харьков как главный конструктор. Он приступил к созданию будущего Т-64. На нём использовался оппозитный пятицилиндровый турбопоршневой дизельный двигатель мощностью 700 л.с. с наддувом, который харьковчане разрабатывали в общей сложности более пятнадцати лет. На танке впервые была применена комбинированная броня. Машину вооружили 115-мм гладкоствольной пушкой, вскоре ее заменили на 125-мм пушку, которая могла стрелять как снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами. Впервые в танкостроении установили автомат заряжания. Автомат позволил увеличить скорострельность танка до десяти выстрелов в минуту и сократить численность экипажа до 3-х человек. В результате Советский Союз получил концептуально новую машину – со скоростью и подвижностью среднего танка, с защитой и огневой мощью тяжёлого. По сути, А.А. Морозов создал новый тип – основной боевой танк (ОБТ). К сожалению, будучи почти во всем новаторской, машина страдала многими детскими болезнями, особенно это касалось двигателя.
В 1972 г. конструктор выступил с докладом о проекте нового основного танка Т-74 (индекс разработки «Объект 450»). В этой машине экипаж сокращался до двух человек, которые размещались в корпусе танка в хорошо бронированной капсуле, а башня проектировалась необитаемой. При такой компоновке лобовое бронирование можно было увеличить до 700 мм с расположением бронелиста под углом 75°, что исключало его пробитие любым известным в то время противотанковым снарядом. Несмотря на мощное бронирование, расчётный вес танка не превышал 38 тонн (масса сокращалась за счёт уменьшения габаритов машины). Боекомплект планировалось разместить впереди пушки с подачей очередного выстрела на автоматическую тележку с досылателем по полу корпуса к казеннику. Возимый боекомплект – 60 выстрелов. Экипаж получал полный круговой обзор. Использование нового дизельного мультитопливного 1000-сильного двигателя 6ТДМ и гидрообъемной трансмиссии обещало сделать новый танк очень быстрым, маневренным и экономным. Конструкция предусматривала взаимозаменяемость членов экипажа, как при ведении огня, так и при управлении машиной.
Пока на Украине доводили до ума Т-64 и разрабатывали Т-74, нижнетагильские конкуренты харьковчан сконструировали свою модернизированную версию морозовского Т-64 – танк Т-72, а в Ленинграде был создан газотурбинный Т-80. Харьковчанам перестали выделять средства на разработку Т-74. В мае 1976 года А.А. Морозов ушёл с поста главного конструктора завода, а 14 июня 1979 года его не стало.
А.А. Морозов в 1943 и 1974 гг. был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён многими орденами, в т.ч. полководческими орденами Кутузова I степени и Суворова II степени, он был лауреатом трех Сталинских (1942, 1946, 1948) и Ленинской (1967) премий. Имел звание генерал-майора технических войск (1943) и учёную степень доктора наук (1972). Большой интерес для историков науки и техники представляет дневник конструктора, изданный в 2007 году, в котором повествуется о перипетиях разработок различных моделей танков. Имя Морозова присвоено Харьковскому КБ машиностроения. В КБ работал конструктором сын Морозова – Евгений, а затем традицию продолжила внучка - Ирина Александровна Морозова. Небольшого роста, худенькая девушка освоили профессию водителя – испытателя танков. Она же стала и главным хранителем семейной памяти знаменитого деда.
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
- Первая мировая война 28.07.1914-11.11.1918;
- Октябрьская революция 07.11.1917-08.11.1917;
- Великая Отечественная война 22.06.1941-09.05.1945.
Участники событий и другие указанные лица:
Региональные сайты: Америка Северная, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Брянская область, Брянская область - Брянск, Европа Восточная, Россия, Санкт-Петербург, Свердловская область, Свердловская область - Нижний Тагил, Северо-Западный федеральный округ, СНГ - Содружество независимых государств, Соединенные Штаты Америки, СССР, Украина, Украина - Харьков, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ