Сегодня 05.11.2024, 15:41 мск, публикаций: 8769, за сутки: пользователей 8125, просмотров 139837
30.10.2024 13:02, Редакция: 29.10.2024 17:34
Аналитика.
Просмотров всего: 1688; сегодня: 105.

К 120-летию А.А. Морозова - выдающегося конструктора советских танков

К 120-летию А.А. Морозова - выдающегося конструктора советских танков

Александр Александрович Морозов родился 16 (29) октября 1904 года в селе Бежица, что ныне находится в черте Брянска. Слесарем здесь многие годы работал отец конструктора. Незадолго до Первой мировой войны семья перебралась в Харьков, где Морозов-старший устроился слесарем на Харьковский паровозостроительный завод. Его сын Александр с детства имел склонность к созданию всевозможных механизмов. До революции он учился сначала в частной начальной школе, затем в реальном училище.

Революция нарушила привычный ход вещей. Только в декабре 1919 года в городе прочно утвердилось советская власть. К этому времени 15-летний Александр Морозов трудился переписчиком технической документации на паровозостроительном заводе и постепенно дорос до чертёжника-конструктора. Принимал участие в разработке механизмов для гусеничного трактора «Коммунар». Два года проходил службу в Красной армии мотористом авиационной эскадрильи. После демобилизации вернулся на родной завод и получил распределение в танковую конструкторскую группу. Заочно окончил техникум и автотракторный институт. В это время в США приобрели лицензию на производство танков американской фирмы «Кристи», на основе которых в 1931 году начали разрабатывать собственный колёсно-гусеничный танк БТ. К середине 1930-х гг. было создано целое семейство этих машин – танки БТ-2, БТ-5, БТ-7, для которых Александр Морозов проектировал трансмиссию и ходовую часть. Кроме того, в мае 1934 года он окончил курсы командиров танков, что дало инженеру возможность взглянуть на боевую машину глазами танкиста.

В середине 1937 года было репрессировано руководство ХПЗ и заводского КБ. Главным конструктором был назначен М.И. Кошкин, его заместителем стал А.А. Морозов. Перед харьковскими конструкторами поставили задачу дальнейшей модернизации БТ-7, при этом М.И. Кошкин убедил И.В. Сталина в необходимости начать работу над чисто гусеничным танком, помимо колёсно-гусеничного. Впоследствии танк получил индекс Т-34. После смерти Кошкина в сентябре 1940 года Морозов возглавил КБ, занимался доводкой танка и внедрением его в серийное производство. Организаторские способности и талант конструктора в полной мере раскрылись в Морозове во время эвакуации завода в Нижний Тагил. Александр Александрович постоянно совершенствовал главный советский танк Великой Отечественной, и в результате его глубокой модернизации к началу 1944 года был выпущен средний танк Т-34-85.

Почти сразу с запуском в серию Т-34-85 А.А. Морозов приступил к проектированию нового танка – сначала Т-44, затем – Т-54. В 1951 году А.А. Морозов вернулся в Харьков как главный конструктор. Он приступил к созданию будущего Т-64. На нём использовался оппозитный пятицилиндровый турбопоршневой дизельный двигатель мощностью 700 л.с. с наддувом, который харьковчане разрабатывали в общей сложности более пятнадцати лет. На танке впервые была применена комбинированная броня. Машину вооружили 115-мм гладкоствольной пушкой, вскоре ее заменили на 125-мм пушку, которая могла стрелять как снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами. Впервые в танкостроении установили автомат заряжания. Автомат позволил увеличить скорострельность танка до десяти выстрелов в минуту и сократить численность экипажа до 3-х человек. В результате Советский Союз получил концептуально новую машину – со скоростью и подвижностью среднего танка, с защитой и огневой мощью тяжёлого. По сути, А.А. Морозов создал новый тип – основной боевой танк (ОБТ). К сожалению, будучи почти во всем новаторской, машина страдала многими детскими болезнями, особенно это касалось двигателя.

В 1972 г. конструктор выступил с докладом о проекте нового основного танка Т-74 (индекс разработки «Объект 450»). В этой машине экипаж сокращался до двух человек, которые размещались в корпусе танка в хорошо бронированной капсуле, а башня проектировалась необитаемой. При такой компоновке лобовое бронирование можно было увеличить до 700 мм с расположением бронелиста под углом 75°, что исключало его пробитие любым известным в то время противотанковым снарядом. Несмотря на мощное бронирование, расчётный вес танка не превышал 38 тонн (масса сокращалась за счёт уменьшения габаритов машины). Боекомплект планировалось разместить впереди пушки с подачей очередного выстрела на автоматическую тележку с досылателем по полу корпуса к казеннику. Возимый боекомплект – 60 выстрелов. Экипаж получал полный круговой обзор. Использование нового дизельного мультитопливного 1000-сильного двигателя 6ТДМ и гидрообъемной трансмиссии обещало сделать новый танк очень быстрым, маневренным и экономным. Конструкция предусматривала взаимозаменяемость членов экипажа, как при ведении огня, так и при управлении машиной.

Пока на Украине доводили до ума Т-64 и разрабатывали Т-74, нижнетагильские конкуренты харьковчан сконструировали свою модернизированную версию морозовского Т-64 – танк Т-72, а в Ленинграде был создан газотурбинный Т-80. Харьковчанам перестали выделять средства на разработку Т-74. В мае 1976 года А.А. Морозов ушёл с поста главного конструктора завода, а 14 июня 1979 года его не стало.

А.А. Морозов в 1943 и 1974 гг. был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён многими орденами, в т.ч. полководческими орденами Кутузова I степени и Суворова II степени, он был лауреатом трех Сталинских (1942, 1946, 1948) и Ленинской (1967) премий. Имел звание генерал-майора технических войск (1943) и учёную степень доктора наук (1972). Большой интерес для историков науки и техники представляет дневник конструктора, изданный в 2007 году, в котором повествуется о перипетиях разработок различных моделей танков. Имя Морозова присвоено Харьковскому КБ машиностроения. В КБ работал конструктором сын Морозова – Евгений, а затем традицию продолжила внучка - Ирина Александровна Морозова. Небольшого роста, худенькая девушка освоили профессию водителя – испытателя танков. Она же стала и главным хранителем семейной памяти знаменитого деда. 

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Инжиниринг, История, Машиностроение, металлообработка, Оборонная промышленность, Праздники, памятные даты, юбилеи, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: Америка Северная, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Брянская область, Брянская область - Брянск, Европа Восточная, Россия, Санкт-Петербург, Свердловская область, Свердловская область - Нижний Тагил, Северо-Западный федеральный округ, СНГ - Содружество независимых государств, Соединенные Штаты Америки, СССР, Украина, Украина - Харьков, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

Память о подростках, работавших в годы ВОВ, увековечили в Перми
02.11.2024 10:50 Новости
Память о подростках, работавших в годы ВОВ, увековечили в Перми
В Перми в сквере им. М.И. Субботина около предприятий НПК «Пермские моторы» (входят в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) состоялось открытие памятника «Молодому рабочему», памяти подросткам, работавшим в годы Великой Отечественной войны на оборонных заводах Молотова (сейчас – Пермь). В мероприятии принял участие губернатор Прикамья Дмитрий Махонин. Он поблагодарил пермских моторостроителей и организацию «Ветераны пермских моторов» за инициативу и поддержку в создании скульптуры. «Памятник "Молодому рабочему" – это не только символ самоотверженного труда, но и символ победы в Великой Отечественной войне, которая доставалась как на фронте, так и ковалась в тылу детьми и подростками, которые вставали у станков. Наш долг помнить об этом подвиге, бережно хранить и передавать память о нем молодежи», – заключил глава региона. В основе художественного образа скульптурной композиции молодой рабочий, выпускник ремесленного училища Ваня Шиловский, который...
В Москве открыт памятник князю Сергею и княгине Елизавете Романовым
02.11.2024 9:10 Новости
В Москве открыт памятник князю Сергею и княгине Елизавете Романовым
В столице открыли памятник московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу (1857–1905) и его супруге преподобномученице Елизавете Федоровне (1864–1918). Об этом в своем телеграм-канале сообщил Сергей Собянин. «Открыли памятник Великому князю Сергею Александровичу и Великой княгине Елизавете Федоровне. Его установили в честь 160-летия со дня рождения Елизаветы Федоровны в сквере у станции метро “Третьяковская”. Место выбрано неслучайно — рядом находится Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная Великой княгиней в 1909 году», — написал Мэр Москвы. Участие в торжественной церемонии приняли полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев, председатель наблюдательного совета фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова и Министр...
Кто сдал Колчака?
01.11.2024 11:30 Интервью, мнения
Кто сдал Колчака?
Адмирал Александр Колчак пробыл на посту Верховного правителя России чуть больше года. Кто был виноват в его гибели? Своим мнением на этот счет с «Историком» поделился председатель правления Российского исторического общества, доктор исторических наук Руслан Гагкуев. Александр Васильевич Колчак родился 150 лет назад. Его земной путь начался 4 (16) ноября 1874 года в пригороде Петербурга, а завершился 7 февраля 1920-го в Иркутске. В неполных 46 лет уместилась жизнь, насыщенная путешествиями и открытиями. Выбор профессии Колчак сделал еще в юности, окончив Морской кадетский корпус. Потом были служба на военных кораблях и в Морском Генеральном штабе, участие в Русской полярной экспедиции и поисках ее руководителя Эдуарда Толля, оборона Порт-Артура и японский плен. 28 июня (10 июля) 1916 года Колчака произвели в вице-адмиралы и назначили командующим Черноморским флотом. В этой должности он оставался до июня 1917-го. Затем более года находился за границей. Вскоре после...
История Великого чайного пути
31.10.2024 15:45 Аналитика
История Великого чайного пути
Великий чайный путь — караванный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой. По объемам торгового оборота он был вторым после Великого шелкового пути. Великий чайный путь, который охватывал территории Китая, Монголии, России и действовал более 200 лет, оказал огромное влияние на социально-экономическое и культурное развитие России, Монголии и Китая и сыграл важную роль в сближении народов, в развитии экономики и культуры. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. Общая протяженность пути составляла около 10 тысяч километров. Наряду с такими путями, как нефритовый, шелковый, солевой, коричный, оловянный, винный, невольничий, Великий чайный путь сыграл огромную роль в истории развития человечества и установлении торгово-экономических, дипломатических и культурных связей между народами. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов вкладывались в...
О первом русском книгопечатнике Иване Фёдорове расскажет выставка
31.10.2024 13:40 Мероприятия
О первом русском книгопечатнике Иване Фёдорове расскажет выставка
В Российской национальной библиотеке состоялось открытие планшетной выставки «Иван Фёдоров и начало книгопечатания в восточнославянских землях», созданная при поддержке фонда «История Отечества». В открытии выставки принял участие председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев: «Сегодня, когда минуло уже 460 лет с момента создания Иваном Фёдоровым первой печатной книги в России, нам не всегда просто представить судьбоносность тех событий, насколько сильно они повлияли на всю жизнь нашей страны. Всё в дальнейшем было проникнуто печатными книгами. В наши дни значимость этого события можно сравнить разве что с появлением интернета, но только лишь отчасти, ведь всё равно в основе всего этого лежит печатное слово. Российское историческое общество не случайно включило в перечень приоритетных тем 450-летие создания первой славянской печатной азбуки Иваном Фёдоровым. Мы благодарны Российской национальной библиотеке за создание этой нужной выставки, которая может...