Сегодня 02.12.2024, 19:04 мск, публикаций: 9153, за сутки: пользователей 8314, просмотров 150002
Новости истории
27.11.2024 14:40
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 1295; сегодня: 95.

Общая история требует совместного изучения

Общая история требует совместного изучения

27-28 ноября с государственным визитом в Казахстан приедет президент России Владимир Путин. В планах – подписание пакета из 20 документов, включая совместное заявление лидеров двух стран об углублении стратегического партнерства в условиях нового глобального порядка. Этот документ затрагивает не только торгово-экономическое сотрудничество, но и культурно-гуманитарные связи. 

Так, в преддверие визита глава МИД России Сергей Лавров сообщил о создании совместной группы историков, которая будет прорабатывать спорные вопросы в сфере исторической памяти. Какую роль это играет в развитии казахстано-российских отношений, в интервью «Евразия.Эксперт» объяснила историк, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби Лайла Ахметова.

– Лайла Сейсембековна, на Ваш взгляд, насколько важно в контексте двусторонних отношений создание совместной группы историков Казахстана и России?

– Когда министр иностранных дел Сергей Лавров объявил о создании совместной группы историков между Казахстаном и Россией, я искренне порадовалась этой инициативе. Такой шаг давно назрел: совместная история требует совместного изучения. Да, у нас могут быть разные взгляды на те или иные аспекты исторических событий, но в целом история наших народов на протяжении более трех веков остается общей. Это положительное явление и важный шаг в развитии двусторонних отношений.

– Какие ключевые цели преследует это сотрудничество, и в чем Вы видите его первоочередные задачи?

– Естественно, такое сотрудничество направлено на укрепление мира и развитие дружественных связей между нашими странами. Это особенно актуально для приграничных государств с общей историей.

Прежде всего, нужно изучить прошлое, включая периоды, когда наши страны еще не были объединены, и понять, почему в итоге произошло воссоединение. Историкам предстоит рассмотреть не только события и факты, но и привлечь к работе литературоведов, чтобы взглянуть на историю с разных ракурсов. Важно провести анализ как работ советского периода, так и современных публикаций. Необходимо показать, что изучением этих тем занимались ученые, в первую очередь историки. Далее стоит проанализировать учебники и книги, опубликованные за последние десятилетия, выявить дискуссионные моменты и найти точки соприкосновения. На основе архивных данных следует воссоздать максимально объективную и правдивую картину совместной истории.

Не хочу утверждать, кто прав, а кто виноват в том или ином историческом контексте. Однако хотелось бы, чтобы история наших взаимоотношений была объективной и честной, охватывая как далекое прошлое, так и ключевые периоды XVIII, XIX, XX и XXI веков.

– Какие темы или периоды наиболее актуальны для совместного изучения и обсуждения российскими и казахстанскими историками?

– Актуальными вопросами для совместного изучения и обсуждения между Казахстаном и Россией являются самые разные аспекты общей истории. Особенно важен вопрос, который в последнее время вызывает множество споров и обсуждений: тема «колонизации». На эту тему защищаются диссертации и пишутся статьи, но стоит разобраться, как было на самом деле.

У нас есть замечательные труды, например, Ирины Ерофеевой, а также работы российских историков. Необходимо показать архивные документы, которые объясняют, почему казахские ханы обратились к Российской империи с просьбой войти в ее состав. Если это действительно факт, и руководство нашей страны в то время приняло такое решение, то это никак нельзя назвать «колонизацией».

Этот вопрос меня всегда волновал. Хочу подчеркнуть, что существуют архивные документы, решения и обращения. Да, присоединение не всегда было полностью добровольным, но говорить о «колонизации» со стороны России абсурдно. Это свидетельствует о невежестве тех, кто так утверждает. Никого не хочу обидеть, но историю нужно знать. Сложности, конечно, существовали, особенно на юге. Однако колонизацией можно назвать те действия, которые сопровождались уничтожением народов и культур, например, как это было с индейцами в Америке. В случае с Казахстаном присоединение происходило иначе.

Это был процесс с определенными договоренностями, и это нужно изучать, публиковать документы, готовить презентации и обучать специалистов, которые смогут рассказывать об этом в социальных сетях, на YouTube и других платформах. Это важный и болезненный вопрос, требующий объективного подхода.

Еще один значимый вопрос – наследие советского периода. Культура сохранения памятников – это то, чего нам не хватает. Отказ от символов советского периода, таких как красный флаг, выглядит необоснованным. Это часть нашей истории, и игнорировать ее неправильно. Да, у Советского Союза были как плюсы, так и минусы. Например, голод, который затронул не только Украину, но и Казахстан, Поволжье и другие регионы. Но это были трагедии, которые необходимо рассматривать в контексте всего того времени, а не преувеличивать отдельные аспекты. Репрессии, голод, Великая Отечественная война – все эти события нужно освещать правильно и объективно.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, и именно с этого дня казахстанцы, как и другие советские народы, начали героическую борьбу. Многие до сих пор путают ее с началом Второй мировой войны в 1939 году, но для нас ключевой датой остается 22 июня. Казахстанцы, в том числе казахи, наравне с представителями других национальностей защищали Брестскую крепость, проливая кровь с первых дней войны. Эти события, как и вся наша общая история, должны быть известны, поняты и переданы будущим поколениям. Каждый гражданин наших стран обязан знать об этом, помнить и рассказывать об исторических уроках.

– Какие вызовы стоят перед двумя странами в борьбе с попытками недружественных внешних сил использовать историческую память для разобщения Казахстана и России?

– Перед нами стоят огромные вызовы. Особенно остро они проявляются в этом году. Когда распался Советский Союз, многим, возможно, показалось, что наступило облегчение: исчезло противостояние двух сверхдержав, и осталась только одна – Соединенные Штаты Америки. Остальные страны, казалось, утратили свое значение. Да, это было больно и обидно, но тогда казалось, что, по крайней мере, прекратится гонка вооружений, исчезнет угроза конфликта. Однако мы глубоко ошиблись. Прошло более 30 лет, и теперь мы видим, как гегемон начинает давить на всех, призывая каждую страну к ответу за ее шаги.

Почему одна, пусть и великая, держава должна диктовать всем свои правила? В период существования двух противоположных систем, каким бы странным это ни казалось, существовало определенное равновесие. Это сдерживало гонку вооружений и не позволяло обижать малые и средние страны. Сегодняшние вызовы сложны. Мы воспитаны в XX веке, в социалистической системе, а теперь строим капиталистическую. Многие этого не понимают, и требуют от государства невозможного, ставя перед ним цели, которых оно просто не может достичь. Это приводит к многочисленным конфликтам.

Сохранение исторической памяти – это наша задача. Все болезненные вопросы прошлого нужно решать совместно, обсуждая каждую строку будущих учебников и пособий. Нам нужно ответить на ключевые вопросы: происходили ли определенные события по всей стране или были локализованы в одной республике? Был ли умысел кого-то обидеть, унизить или уничтожить? Комплекс обиды, который сформировался у некоторых людей, давно пора преодолеть.

Недружественные внешние силы питаются этим разобщением, стремятся разделить нас, используя принцип «разделяй и властвуй», который лежит в основе капиталистического общества. Мы, помнящие социалистический строй, должны указать на эти факторы и разъяснить их. Наша государственная политика должна быть транспарентной и открытой, чтобы каждый гражданин понимал ее цели и задачи. Но вместо этого мы часто сталкиваемся с другой картиной, которая вызывает тревогу. Именно поэтому совместное изучение истории крайне необходимо.

Мы должны вместе противостоять вызовам, как это делали в годы войны, как преодолевали голод, холод, разруху и строили новое государство. Мы – наследники этого государства, и благодаря нашему общему прошлому, нашему советскому наследию, мы стали теми, кем являемся сегодня. Да, мы теперь суверенные государства, но это не значит, что мы должны забывать об общем прошлом. Наоборот, мы обязаны сохранять наше единство, противостоять внешним силам, которые стремятся разрушить не только наше прошлое, но и наше настоящее и будущее.

– Какие подходы и механизмы Вы считаете наиболее эффективными для поиска точек соприкосновения в общей истории двух стран, чтобы способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания между народами?

– Прежде всего, должен быть диалог. Мы должны сесть за стол переговоров, чтобы обсуждать важные вопросы. При этом за столом должны находиться ученые, но не только те, кого выбрали власти. Это должен быть коллектив специалистов с разными взглядами, представленный учеными из разных регионов.

Необходима профессиональная команда из 18-20 человек, которые смогут тщательно проанализировать каждую спорную позицию. Они должны обсудить все исторические события, проанализировать факты и прийти к единому знаменателю. Только после этого можно приступать к созданию работ и выносить их на суд общественности. Важно объяснить, почему те или иные события происходили именно так, почему существуют разные точки зрения, и какие факторы на них повлияли. Все это требует большой совместной работы профессионалов.

Такая деятельность будет способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания между нашими народами, а также заложит основу для общего будущего. Бросать обвинения, играть роль обиженного или обвиняющего – это не цель, это неправильно и непрофессионально. Главная задача сейчас – объединить усилия и работать сообща. Только так мы сможем найти общий язык, сохранить историческую правду и укрепить отношения между нашими странами.

– Какие примеры совместных исторических исследований или проектов уже существуют, и как их опыт может быть использован для дальнейшего углубления сотрудничества в области изучения исторической памяти?

– Получается так: как только наступает юбилей Победы, раз в пять лет мы объединяем усилия, создаем хорошие научные труды, публикуем их и проводим мероприятия. Однако между этими пятилетиями появляются иногда странные работы, которые, возможно, финансируются из-за рубежа или отдельными олигархами. Их поддержка вызывает сомнения в объективности подобных исследований. Нам нужно собрать все работы, опубликованные за последние 30 лет, внимательно изучить их, обсудить спорные моменты и договориться о том, как следует писать нашу общую историю.

Я рада, что достигнута договоренность о создании совместных инициатив. Очень надеюсь, что это решение на высшем уровне будет реализовано, а не останется просто символом, связанным с очередным юбилеем. Например, проекты наподобие «Судьбы солдата», международных конференций поисковиков из постсоветских стран и их публикаций не претендуют на научность в полном смысле слова. Но эти инициативы содержат те самые зерна, из которых формируется большая картина. Они позволяют восстановить историю каждого солдата, назвать их поименно. Этот опыт может быть использован для дальнейшего углубления сотрудничества.

Как председатель комиссии по сохранению исторической памяти Ассамблеи народов Евразии, я в этом году выступила с международным волонтерским проектом «Мой подарок Родине к юбилею Победы 9 мая 2025 года». В мае я посетила 12 организаций: 11 в Алматы и одну в селе Панфилов Алматинской области. Это название, кстати, заслуживает особого внимания. Я предложила этим организациям объединиться, чтобы показать, что у нас много единомышленников, готовых работать вместе.

19 июля этого года мы провели пресс-конференцию, онлайн и офлайн, с участием Гражданского альянса Казахстана, который горячо поддержал нашу инициативу, а также представителей Ассамблеи народов Евразии и Африки. К инициативе присоединились не только жители Алматы, но и представители разных регионов Казахстана и России. На данный момент к проекту присоединились представители 19 стран, а также международные ассоциации, творческие союзы, художники, артисты и музыканты. Сейчас у нас уже 73 проекта, объединенных общей целью – сделать подарок Родине к юбилею Победы 9 мая 2025 года.

Подобные инициативы становятся все более популярными. Например, накануне я присутствовала на мероприятии, организованном Россотрудничеством и Славянскими и казачьими общественными организациями Ассамблеи народов Казахстана, посвященном 100-летнему юбилею Виктора Карповича Изюмникова. Сначала юбиляра тепло поздравили, а затем провели завершающий этап фестиваля «Военная песня: мы помним». Концерт прошел в душевной атмосфере: зрители и ветеран пели вместе, а после каждый хотел сфотографироваться с ним.

Такие проекты – не только исторические исследования, но и инициативы, объединяющие людей по всей стране. Они показывают, что в каждом регионе есть те, кто помнит и чтит историю, готов организовывать и проводить мероприятия. Такие усилия необходимо поддерживать и развивать.

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:

Тематические сайты: Государство, История, Международные отношения, Наука, Патриотизм, Праздники, памятные даты, юбилеи, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: Азия Центральная, Америка Северная, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Беларусь, Беларусь - Брест, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европа Восточная, Казахстан, Приволжский федеральный округ, Россия, СНГ - Содружество независимых государств, Соединенные Штаты Америки, Союзное государство Россия-Беларусь, Украина, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества
Поделиться:

Интересно:

Образование в Древней Руси
02.12.2024 14:26 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать поучения и наставления, переводить и создавать литературные произведения. Грамотность нужна была князьям и...
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании ВРНС
01.12.2024 10:38 Новости
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании ВРНС
В Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора «Русский мир: внешние и внутренние вызовы». Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры! Уважаемые представители государственной власти! Сердечно приветствую всех участников пленарного заседания XXVI Всемирного русского народного собора. В прошлом году, на юбилейном съезде, мы говорили о настоящем и будущем Русского мира. Именно так звучала тогда тема нашей встречи, по этой теме и проходили дискуссии. Мы тогда много размышляли о понятии «Русский мир», о его ценностной парадигме и о том, какое место в ней занимает традиция. Напомню, нами был сформулирован следующий важный тезис: Русский мир — это культурное пространство высоких духовных и нравственных ценностей, особое место среди которых занимают верность традиции...
Святейший Патриарх Кирилл возглавил пленарное заседание ВРНС
01.12.2024 10:37 Мероприятия
Святейший Патриарх Кирилл возглавил пленарное заседание ВРНС
В Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством главы Всемирного русского народного собора Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось пленарное заседание XXVI Всемирного русского народного собора на тему «Русский мир: внешние и внутренние вызовы». В президиуме Собора также присутствовали заместители главы ВРНС: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий; сопредседатель регионального отделения ВРНС в Московской области, руководитель Научно-аналитического центра ВРНС, председатель комитета ВРНС по культуре, ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель председателя Комиссии по культуре и культурно-историческому наследию Общественной палаты г. Москвы А.В. Щипков; член Общественной палаты Российской Федерации С.Ю. Рудов. В работе Собора приняли участие иерархи, священнослужители и монашествующие Русской...
К 90-летию Студии военных художников имени М.Б. Грекова
29.11.2024 14:56 Аналитика
К 90-летию Студии военных художников имени М.Б. Грекова
29 ноября 1934 года в Москве была организована изомастерская самодеятельного красноармейского искусства. Идея ее создания принадлежала первому советскому художнику-баталисту Митрофану Борисовичу Грекову (1882-1934). Донской казак, получивший академическое художественное образование, учившийся живописи у таких мастеров, как К.К. Костанди, И.Е. Репин и Ф.А. Рубо, он воевал в Первую мировую войну в рядах лейб-гвардии Атаманского полка. С 1920 года добровольцем служил в Красной армии. Творческое наследие художника составили более 300 картин. Наиболее известные из них: «Трубачи Первой конной армии», «Тачанка», «Бой при Егорлыкской», «Чертов мост», «Вступление красных в Баклановскую станицу», «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Оборона Царицына». В 1934 году Митрофан Борисович возглавлял коллектив, работавший в Севастополе над созданием панорамы «Штурм Перекопа», но 27 ноября того же года его не стало. Спустя всего лишь два дня после смерти Грекова, народный комиссар обороны СССР К.Е...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
29.11.2024 12:12 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой, князь настолько поразился красоте тех мест, что распорядился основать город с многочисленными...