Сегодня 02.12.2024, 20:05 мск, публикаций: 9153, за сутки: пользователей 8416, просмотров 152610
Новости истории
29.11.2024 12:12
Аналитика.
Просмотров всего: 1819; сегодня: 339.

Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях

Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях

Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями.

Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже.

Китеж

Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой, князь настолько поразился красоте тех мест, что распорядился основать город с многочисленными храмами и белокаменными строениями. Китеж строился три года и по красоте стал превосходить многие города. Но в 1239 году (в 6747) он подвергся нападению «нечестивого и безбожного царя Батыя». Первыми погибли три богатыря, стоявшие на страже города – на месте их гибели появился святой источник Кибелек. Погибли и мужественно сражавшиеся у стен города воины, возглавляемые князем Георгием. Жители города с иконами в руках вышли на совместную молитву, и произошло невиданное чудо: затряслась земля, и город начал погружаться в озеро Светояр. Вода спрятала город. Монголы от испуга убежали в леса, где заблудились и погибли. Город Китеж исчез с поверхности земли. Но истинно верующие люди могут в чистой воде озера увидеть купола церквей и услышать звон церковных колоколов; грешным людям этого не дано.

По другим вариантам сказаний, Китеж вознесся в небо, ушёл под землю или просто стал невидимым. В народе место у озера Светояр считается чудодейственным местом силы. У представителей различных религиозных групп существует вера в новое появление города при пришествии Христовом.

Археологи и исследователи долгое время скептически относились к информации о существовании древнего города на берегу озера Светояр, обнаруживая в этом месте лишь отдельные предметы. К тому же исторические данные показывают, что князь Георгий погиб во время сражения в 1238 году во время сечи с монголами на реке Сити. Но в 2011 году на месте предполагаемого размещения Китежа были найдены следы древнего поселения, которое, возможно, стало прообразом легендарного города Китежа.

Клещин

О могущественной силе воды повествует легенда о городе Клещин, находившемся у Плещеева озера (Ярославская область). 

Клещин славился своей неприступностью: с одной стороны его окружали земляные валы высотой от 3 до 7 метров, с другой стороны находился глубокий овраг. Враги не могли одолеть многолюдный город с оживленной торговлей. Но причиной гибели Клещина стали не враги: по какой-то причине Плещеево озеро невзлюбило жителей, и с озера на город пришёл густой туман, который вызвал у людей ужас и панику. В страхе жители спешно покинули свои дома и убежали из города. Город опустел мгновенно.

По другой легенде, Клещин был уничтожен пожаром в наказание за то, что принявшие христианство жители города сбросили с Александровой горы (Ярилиной плеши) Синий камень (Синь-камень). Этот 12-тонный валун, становившийся синеватым после дождя, был языческой реликвией. Неоднократные попытки христианских священников закопать камень, сбросить его в колодец или утопить в озере закачивались неудачей: камень вновь выходил на поверхность.

Исторический факт: в 1152 году князь Юрий Долгорукий перенёс город южнее, заложив Переславль-Залесский; многие жители Клещина переселялись в новый город, а Клещин постепенно опустел.

Синий камень и в наши дни является местом поклонения.

Тайны города Каменец

Легенды о городах связаны не только с исчезновением поселений, но и с невозможностью на сегодняшний день объяснить некоторые факты. К таким фактам относится появление Белой вежи (Белой башни) в городе Каменец (Брестская область Республики Беларусь).

Согласно летописям, Каменецкая башня была воздвигнута в XIII веке. Существующая и сейчас сторожевая башня имеет высоту около 30 метров, толщину стен около 2,5 метра и наружный диаметр башни около 14 метров. Необычная высота пятиярусной башни породила легенду о великанах, строивших её. Великаны были такие огромные, что они строили вежу, стоя на коленях. Достроив башню, великаны поднялись с колен и пошли гулять в пущу, оставив огромные следы на земле; на месте одного из следов возникло село Ступичево. Не удалось объяснить, зачем нужно было возводить такую высокую башню на отдельно стоящем островке.

Но возникновение Белой вежи – не единственная тайна города Каменец. Согласно Ипатьевской летописи, цитируемой в различных источниках, в городе была Благовещенская церковь, следов которой не удалось найти – она как сквозь землю провалилась, так же как, согласно легендам, ушла под землю Воскресенская монастырская обитель. Не обнаружено на территории Каменца и захоронений XIII-XIV веков; куда они делись и куда вообще ушли люди – осталось загадкой.

Исторические сведения сообщают только о том, что город Каменец и оборонительная башня в нём были основаны князем Владимиром Васильковичем для защиты от досаждавших городу литовцев и ятвягов.

Хутынь

Во многих легендах об исчезнувших городах прослеживаются религиозные мотивы, но хутынская история целиком построена на идее спасения от гибели молитвой и покаянием. Речь идёт о Новгороде Великом, на который Господь разгневался за грехи и беззаконие его жителей. Происхождение названия деревни Хутынь, расположенной в окрестностях Новгорода, объясняется по-разному: по одним источникам, оно означает «худое место», по другим, оно названо в честь божества тёмных сил по имени Худ. Места считались обителью нечистой силы.

Преподобный Варлаам, пришедший в эти места со своими сподвижниками, решил молитвами бороться с нечистью. Варлаам прославился чистотой помыслов и поступков, прозорливостью и чудотворением, за что православной церковью был причислен к лику святых. Незадолго до своей кончины преподобный Варлаам закончил построение каменного храма в Хутыни в честь Преображения Господня, где и был погребён. Земная жизнь святого окончилась в 1192 году, но новгородские сказания повествуют о том, что преподобный «в сияньи лучей» и «с омрачённым печалию ликом» восставал из гроба, чтобы предупредить Новгород о грядущей гибели от поднявшейся воды озера Ильмень, от мора и от пожара. Он сам неустанно молился и просил новгородцев покаяться. Только когда святой понял, что молитвы услышаны, он вновь упокоился. 

В легенде проявлена губительная сила воды, которая отступила перед силой молитвы.

Жители подземного города

Самой распространённой легендой о таинственных жителях подземных городов является предание о племени, названном «чудь белоглазая». О встречах с ними рассказывали новгородские купцы, ходившие на Верхний Урал. Неизвестно, по какой причине таинственный народ, называвший себя «чакли», ушёл жить в подземные пещеры, но известно их описание: это были низкорослые люди со смуглыми лицами, на которых выделялись светло-голубые глаза, за что их и прозвали белоглазыми. «Чудью» славяне назвали их за непонятный язык. Чудь белоглазая обладала многими знаниями в области колдовства, была скрытной и никому не открывала тайны входа в подземные хранилища несметных богатств. По легенде, сопротивляясь христианизации (или захвату), таинственный народ погрёб себя под землёй, обрушив своды большой пещеры. Название племени сохранилось в топонимике: Чудское озеро, Чудский берег, Передние Чуди и т.п.

По поводу этнической принадлежности чуди белоглазой, происхождения племени и причин его исчезновения в науке единого мнения нет. Чудь относят к народам манси, коми и даже ариям; местонахождением племени называют также Алтай.

Изображение (фото): портал "Культура.РФ"


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Рюрикович (Долгорукий) Юрий (Георгий) Владимирович, князь ростово-суздальский и великий князь киевский, сын Владимира Мономаха, основатель Москвы;
  • Рюрикович Юрий (Георгий) Всеволодович, великий князь Владимирский, князь Городецкий, князь Суздальский, сын Великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо от брака с аланской княжной Марией Шварновной, прославленной как преподобная княгиня Мария Владимирская (Ясыня), основатель Нижнего Новгорода, канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных князей, мощи находятся в Успенском соборе Владимира.
Тематические сайты: Государство, История, Культура, искусство, музеи, Литература: произведения, издания, авторы, Наука, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: Азия Центральная, Беларусь, Беларусь - Брест, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европа Восточная, Европейский союз, Литва, Монголия, Нижегородская область, Нижегородская область - Нижний Новгород, Новгородская область, Новгородская область - Великий Новгород, Прибалтика, Приволжский федеральный округ, Россия, Северо-Западный федеральный округ, СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь, Центральный федеральный округ, Ярославская область
Поделиться:

Интересно:

Образование в Древней Руси
02.12.2024 14:26 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать поучения и наставления, переводить и создавать литературные произведения. Грамотность нужна была князьям и...
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании ВРНС
01.12.2024 10:38 Новости
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании ВРНС
В Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора «Русский мир: внешние и внутренние вызовы». Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры! Уважаемые представители государственной власти! Сердечно приветствую всех участников пленарного заседания XXVI Всемирного русского народного собора. В прошлом году, на юбилейном съезде, мы говорили о настоящем и будущем Русского мира. Именно так звучала тогда тема нашей встречи, по этой теме и проходили дискуссии. Мы тогда много размышляли о понятии «Русский мир», о его ценностной парадигме и о том, какое место в ней занимает традиция. Напомню, нами был сформулирован следующий важный тезис: Русский мир — это культурное пространство высоких духовных и нравственных ценностей, особое место среди которых занимают верность традиции...
Святейший Патриарх Кирилл возглавил пленарное заседание ВРНС
01.12.2024 10:37 Мероприятия
Святейший Патриарх Кирилл возглавил пленарное заседание ВРНС
В Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством главы Всемирного русского народного собора Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось пленарное заседание XXVI Всемирного русского народного собора на тему «Русский мир: внешние и внутренние вызовы». В президиуме Собора также присутствовали заместители главы ВРНС: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий; сопредседатель регионального отделения ВРНС в Московской области, руководитель Научно-аналитического центра ВРНС, председатель комитета ВРНС по культуре, ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель председателя Комиссии по культуре и культурно-историческому наследию Общественной палаты г. Москвы А.В. Щипков; член Общественной палаты Российской Федерации С.Ю. Рудов. В работе Собора приняли участие иерархи, священнослужители и монашествующие Русской...
К 90-летию Студии военных художников имени М.Б. Грекова
29.11.2024 14:56 Аналитика
К 90-летию Студии военных художников имени М.Б. Грекова
29 ноября 1934 года в Москве была организована изомастерская самодеятельного красноармейского искусства. Идея ее создания принадлежала первому советскому художнику-баталисту Митрофану Борисовичу Грекову (1882-1934). Донской казак, получивший академическое художественное образование, учившийся живописи у таких мастеров, как К.К. Костанди, И.Е. Репин и Ф.А. Рубо, он воевал в Первую мировую войну в рядах лейб-гвардии Атаманского полка. С 1920 года добровольцем служил в Красной армии. Творческое наследие художника составили более 300 картин. Наиболее известные из них: «Трубачи Первой конной армии», «Тачанка», «Бой при Егорлыкской», «Чертов мост», «Вступление красных в Баклановскую станицу», «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Оборона Царицына». В 1934 году Митрофан Борисович возглавлял коллектив, работавший в Севастополе над созданием панорамы «Штурм Перекопа», но 27 ноября того же года его не стало. Спустя всего лишь два дня после смерти Грекова, народный комиссар обороны СССР К.Е...
Установлено, когда и почему маршал Василевский сменил фамилию
29.11.2024 11:09 Аналитика
Установлено, когда и почему маршал Василевский сменил фамилию
В журнале Костромской духовной семинарии "Ипатьевский вестник" вышла статья, посвященная маршалу Александру Василевскому. Ее автор - ректор Костромской духовной семинарии священник Георгий Андрианов - сумел установить дату изменения фамилии будущего полководца с Васильевского на Василевского. Автор полагает, что это произошло при поступлении Александра Михайловича на службу в Красную армию в конце апреля 1919 года. Определить дату Георгию Андрианову помогли сотрудники Государственного архива Орловской области. Исследователь прислал им благодарность за помощь. В статье на основании архивных документов и новых данных рассказывается о педагогическом таланте маршала СССР Александра Василевского - выпускника Костромской духовной семинарии 1915 года. "В публикации рассматривается его административно-педагогическая работа в Академии Генерального штаба, а также взаимоотношения со Сталиным, которого можно назвать главным учеником Александра Михайловича в области военной стратегии", ...