Сегодня 16.06.2025, 10:45 мск, публикаций: 11194, за сутки: пользователей 7837, просмотров 83808
Новости истории
22.05.2025 10:12
Аналитика.
Просмотров всего: 2793; сегодня: 18.

Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому

Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому

В 2022 году во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря на реставрацию поступило уникальное знамя из Музея истории донского казачества. Это знамя в 1775 году было пожаловано Екатериной II Войску Донскому за отвагу и доблесть, проявленные в войне с турками. Художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко рассказала об истории знамени и его особенностях, а также о процессе реставрации.

Уникальный внешний вид

Это знамя – единственное в своем роде и не имеет аналогов. Екатерина II решила поощрить и отметить казаков за верную службу и доблесть в предшествовавших войнах – пожаловала им знамя, совершенно отличное от всех существовавших прежде, которые были довольно большие по размеру с изображениями, написанными красками.

Новое знамя из белого штофа было значительно меньше в размерах и почти квадратное: стороны – около 115 см с красной каймой, обведенной золотым узором. Вдоль каймы – орнамент из сплетенных золотых пальмовых и зеленых масличных ветвей.

На лицевой стороне – государственный герб-орел, вышитый цветным шелком, увенчанный тремя коронами со скипетром и державой в лапах, в центре него – медальон с изображением Георгия Победоносца, обрамленный цепью с орденом Андрея Первозванного.

На оборотной стороне знамени – золотой вензель императрицы в желтом овальном медальоне, увенчанном короной, обрамленный восходящими лучами славы и зелеными пальмовыми и масличными ветвями. По краю медальона вышита надпись: "Нашему вернолюбезному Войску Донскому за храбрыя и мужественныя подвиги во время минувшей войны с турками. Дано в 10 день июля 1775 года".

История создания

Известно, что в разработке изображений на знамени и его изготовлении принимал участие фаворит императрицы генерал-фельдмаршал князь Потемкин-Таврический, который даже выдал кредит из собственных средств на его изготовление в размере 1150 рублей. Цена по тем временам немыслимая, однако компенсированная впоследствии войском.

Знамя было освящено архиепископом Московским и Калужским Платоном и 9 декабря 1776 года отправлено на Дон с донским атаманом Василием Орловым, возглавлявшим на тот момент придворную Донскую Лейб-Казачью команду.

Наряду со знаменем донцам была пожалована Похвальная грамота, писанная на пергаменте и богато украшенная – в глазетовом переплете и императорской печатью в позолоченном ковчеге. Также они получили новые наградные регалии – бунчук, булаву и насеку.

Впоследствии Войско Донское неоднократно получало наградные знамена, но совершенно другого образца. Такое богато расшитое шелком, серебряными и золотыми нитями так и осталось единственным за всю историю пожалований.

Все полученные регалии и знамена хранились в войсковой церкви, позже – в атаманском Правлении, и выносились из нее в особых случаях.

Со временем количество реликвий значительно выросло, и в 1900 году по указанию военного министра все они были перенесены в Донской музей, где хранились до 1919 года. Отступая, белые казаки по распоряжению атамана Африкана Богаевского вывезли священные экспонаты из города. После долгих скитаний коллекция оказалась в Пражском национальном музее, где хранилась до 1945 года. Уже в 1946 году по согласованию между советским и чехословацким правительствами казачьи реликвии были возвращены на Родину и переданы Новочеркасскому музею истории казачества.

Реставраторы спасают символ доблести

Центр имени академика И.Э.Грабаря давно и плодотворно сотрудничает с Новочеркасским музеем, поэтому специалисты охотно согласились им помочь с реставрацией. Над знаменем трудилась целая команда профессионалов – художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко, реставратор высшей категории Анастасия Лобанова и реставратор третьей категории Екатерина Горохова.

"В течение своей непростой жизни знамя утратило древко с навершием и кистями, а также золотую бахрому. Да и само оно уже имело вид плачевный. Ткань полотнищ была практически утрачена, так же, как и часть шитья кайм. Однако сохранившиеся фрагменты были кем-то заботливо нашиты на плотную белую материю, благодаря чему и сохранились", – отметила Галина Безрукова-Евсеенко.

Прежде чем приступить к работе, реставраторы обратились к различным письменным источникам и архивным документам, чтобы иметь представление о предмете.

"Были даже найдены изображения, оказавшиеся впоследствии не вполне достоверными, так как выполнялись по описаниям, а не с натуры. Но тем не менее, приступив к работе, мы уже понимали, что и как мы должны делать, чтобы вернуть знамени облик, близкий к первоначальному", – сказала художник-реставратор.

Для начала специалисты приступили к изготовлению чертежей полотнищ в натуральную величину со всеми швами кроя. Сложностей при работе было достаточно: это и трудно устранимая деформация элементов с металлическим шитьем, и поиск материала, который выдержал бы в дальнейшем тяжесть этого шитья.

Далее все сохранившиеся фрагменты были очищены и длительное время находились под прессом для устранения деформации. С той же целью каждый фрагмент был сдублирован на реставрационную ткань и прошит по краям, отстающие нити и элементы декора также были укреплены.

"Отдельной шарадой было расположение кайм на полотнищах. Первоначально, предположив, что они были нашиты с двух сторон материи так, как положено, мы никак не могли их составить и уложить углы. Меняя каймы местами, мы решили воспользоваться найденными изображениями. Но и тут нас ожидала неудача – рисунки, выполненные по описаниям, не учитывали направление ветвей орнамента в определенную сторону", – поделилась с трудностями при работе Галина Безрукова-Евсеенко.

В итоге реставраторам пришлось отрисовать на кальке все каймы и орнаменты и уже по ним выкладывать фрагменты на полотнищах.

"Наши настойчивость и последовательность были вознаграждены – все получилось!" – подчеркнула она.

Металлическое шитье оказалось тяжелым и многослойным, выполненным в технике объемной аппликации, и предполагавшаяся первоначально для фона шелковая ткань не выдержала бы такой нагрузки, поэтому в процессе проб они остановились на плотной хлопчатобумажной ткани.

"Перекрытая тонким реставрационным газом, она несомненно выдержит нагрузку. Конечно, не все фрагменты сохранились и было несколько сложно уловить композицию изображений", – сказала художник-реставратор.

Для облегчения визуального восприятия специалисты по согласованию с музеем позволили себе небольшую цветовую реконструкцию, выполнив красные каймы и запас из реставрационной ткани, окрашенной в тон сохранившихся фрагментов. В раскрое и сборке полотнищ они опирались на сохранившиеся швы, на основании которых и был первоначально сделан чертеж-лекало знамени. После сборки полотнищ все разложенные на чертеже фрагменты были перенесены на ткань и укреплены.

"После сборки на ткани опять возник вопрос визуального восприятия полотнищ – утраченные шитые орнаменты кайм не позволяли воспринимать полотнище как единое целое. Получив согласие музея, мы вынесли этот вопрос на расширенный реставрационный совет с участием представителей крупнейших реставрационных мастерских Москвы", – рассказала Галина.

В результате было принято решение о частичной реконструкции утраченного орнамента темной шелковой нитью по рисунку, нанесенному на аппретированную реставрационную ткань, вложенную затем в места утрат. Такое деликатное обозначение краев помогло завершить композицию полотнищ и облегчить его визуальное восприятие. Сборка полотнищ в единое знамя завершила двухлетнюю работу.

Несмотря на внешний вид знамени, оно все-таки остается очень уязвимым для различных воздействий и поэтому нуждается в очень бережном хранении и защите от неблагоприятных факторов.

"Это знамя прожило невероятно долгую и сложную жизнь и, конечно, достойно дальнейшего бережного хранения и экспонирования на долгие-долгие годы", – подытожила художник-реставратор.

Изображение (фото): Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Антиквариат, Государство, История, Коллекционирование, Культура, искусство, музеи, Наука, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: Ближний Восток, БРИКС (BRICS), Европа Восточная, Европейский союз, Москва, Россия, Ростовская область, Ростовская область - Новочеркасск, Турция, Центральный федеральный округ, Чехия, Чехия - Прага, Южный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282 тыс.; 5. Киев – 247 тыс. Санкт-Петербург – крупнейший город Российской империи (1,26 млн жителей)...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой, князь настолько поразился красоте тех мест, что распорядился основать город с многочисленными...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских казаков все было довольно четко регламентировано. Сначала долгая подготовка: снаряжение, конь...
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
06.06.2025 10:40 Персоны
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
6 июня исполняется 226 лет со дня рождения Александра Пушкина. Поэт умел радоваться простым вещам: вкусной еде, увлекательному чтению, разнообразным поездкам. Рассказываем, в чем еще Пушкин находил отраду и что особенно сильно его волновало, кроме творчества и повседневных дел. Хорошие стихи «Признаюсь, что одна только надежда получить из Москвы русские стихи Шапеля и Буало могла победить благословенную мою леность. Так и быть; уж не пеняйте, если письмо мое заставит зевать ваше пиитическое сиятельство; сами виноваты; зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, которого уж и без того дергает бешеный демон бумагомарания» (из письма от 27 марта 1816 года). Александр Пушкин любил проводить время за чтением сочинений князя Петра Вяземского — одного из своих самых близких друзей, поэта, публициста, историка, с которым познакомился в 1816 году...
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
03.06.2025 13:15 Аналитика
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
Во многих дневниках, мемуарах и путевых заметках иностранных гостей, побывавших в России, встречаются живописные, полные восхищения описания застолий, которые устраивали для них в трактирах, гостиницах и частных домах. Остается лишь догадываться, что именно так очаровывало их в русской кухне, но очевидно одно — она оставляла сильное впечатление, зачастую гораздо более яркое, чем архитектура или природа. Русская традиция накрывать щедрый стол уходит корнями в глубокую древность. Еще в летописных источниках можно найти свидетельства особого отношения к угощению. Так, знаменитое событие 1147 года, которое принято считать датой основания Москвы, сопровождалось, согласно Ипатьевской летописи, обильным застольем: князь Юрий Долгорукий устроил пышный обед в честь прибытия своего союзника, князя Святослава Ольговича. Подчеркнутая торжественность угощения как бы символизировала гостеприимство и готовность делиться щедротами стола — традиции, живущей в русском народе по сей день. В труде...