Сегодня 12.07.2025, 03:41 мск, публикаций: 11329, за сутки: пользователей 9853, просмотров 72289
Новости истории
03.06.2025 13:15
Аналитика.
Просмотров всего: 3541; сегодня: 8.

По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?

По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?

Во многих дневниках, мемуарах и путевых заметках иностранных гостей, побывавших в России, встречаются живописные, полные восхищения описания застолий, которые устраивали для них в трактирах, гостиницах и частных домах. Остается лишь догадываться, что именно так очаровывало их в русской кухне, но очевидно одно — она оставляла сильное впечатление, зачастую гораздо более яркое, чем архитектура или природа.

Русская традиция накрывать щедрый стол уходит корнями в глубокую древность. Еще в летописных источниках можно найти свидетельства особого отношения к угощению. Так, знаменитое событие 1147 года, которое принято считать датой основания Москвы, сопровождалось, согласно Ипатьевской летописи, обильным застольем: князь Юрий Долгорукий устроил пышный обед в честь прибытия своего союзника, князя Святослава Ольговича. Подчеркнутая торжественность угощения как бы символизировала гостеприимство и готовность делиться щедротами стола — традиции, живущей в русском народе по сей день.

В труде «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» Забылин упоминает, что в ранние века русичи вели довольно скромный образ жизни в плане еды, предпочитая простые земные дары, кисломолочные продукты и каши. Однако со временем пищевые привычки изменились — народ начал осваивать приготовление сложных яств, при этом сохраняя гостеприимный дух, который и стал одной из главных черт национального характера.

Когда в 1867 году Чарльз Лутвидж Доджсон, известный миру как автор «Алисы в Стране Чудес» Льюис Кэрролл, посетил Россию, одно из самых запоминающихся впечатлений он получил вовсе не от достопримечательностей, а от визита в трактир под названием «Москва». Обед там поразил его до глубины души. В меню значились аппетитные котлеты из мяса, наваристая уха с осетриной и, конечно же, русские пирожки. Этот обед писатель детально описал в своём дневнике, не забыв ни одной детали, что говорит о силе гастрономического впечатления. 

Что особенно цепляло иностранцев, так это невероятное изобилие на русском столе. Европейцы, привыкшие к более сдержанному питанию, удивлялись не только количеству, но и сытности блюд. Русская кухня поражала тем, как щедро она обращалась с ингредиентами и как разнообразно могла интерпретировать самые простые продукты. Пироги, к примеру, пекли буквально с чем угодно, и каждая начинка была не случайна, а соотносилась с временем года, религиозным календарем или особенностями дня. Забылин в своих работах описывает, как в разные периоды — от масленицы до постов — варьировались рецепты: где-то пирог наполняли мясом и крупой, в другое время — рыбой с лапшой, а иногда — капустой, ягодами, маком, грибами или репой. Всё зависело от повода и времени года.

Но пирогами русская выпечка не ограничивалась. Курник, пышные блины, творожные сырники и ароматный хворост тоже составляли обязательную часть трапезы. Щи, особенно приготовленные с мясом, были настоящим символом русской кухни. Их часто подавали в сопровождении гречневой каши, создавая неповторимое сочетание вкусов. Блюдом особой гордости считалась уха. Причем это название в древности носили не только рыбные похлебки. Были «черные», «белые» и даже «голые» ухи, отличающиеся составом пряностей и насыщенностью. А рассольник в прошлом больше напоминал густую солянку: его варили на огуречном рассоле с пряными травами и подавали горячим, часто с мясом.

Мясные блюда отличались удивительным многообразием. Русская кухня не ограничивалась одной разновидностью мяса: готовили всё — от баранины и свинины до дичи. Причем мясо варили, тушили, запекали, жарили, парили, фаршировали, готовили субпродукты. У каждого продукта была своя «пара» из овощей и специй: зайчатину дополняли репой, к говядине шёл чеснок, а к свинине — лук. Это сочетание вкусов подчеркивало природную насыщенность мясных ингредиентов, раскрывая их вкус по-новому. 

Не отставала от мяса и рыба, которая составляла важнейшую часть рациона, особенно в те дни, когда церковь запрещала употребление животной пищи. В разные периоды готовили и осетрину, и судака, и щуку, и сёмгу, и множество других видов рыбы — как пресноводной, так и морской. Ее подавали в любом виде: соленую, вяленую, копченую, запечённую, паровую, жареную, добавляли в супы, клали в пироги, делали из неё каши. Даже из мелкой тертой рыбы умели готовить блюда, не уступающие по вкусу более дорогим аналогам.

Икра занимала особое место. Свежая зернистая, добытая из осетра или белорыбицы, считалась роскошью и часто предназначалась для знатных столов. Простые же люди довольствовались более доступными видами икры — от мятой до соленой армянской, порой весьма едкой на вкус. Её ели с уксусом, луком, перцем, готовили икряники, подавали на блинах или даже варили в маковом молоке.

Когда наступали посты, стол преображался. На смену мясным и рыбным кушаньям приходили овощные блюда, капуста с уксусом, редька, свекла с постным маслом, гороховые пироги, овсяные и гречневые каши, ароматный кисель и медовые оладьи. Большое место занимали блюда из грибов — как сушёных, так и свежих, — их добавляли в каши, запекали, тушили, солили. В такие дни русская кухня демонстрировала свою способность обходиться без животных продуктов, не теряя при этом насыщенности вкуса. 

Особое внимание заслуживает использование пряностей и приправ. Чаще всего применяли лук, чеснок, хрен, шафран и душистые травы. Иногда насыщенность чесночного аромата была настолько яркой, что иностранцы, оказавшись за русским столом, не скрывали своего удивления и даже отвращения. Некоторые из них прямо писали, что уха казалась им почти невыносимой именно из-за сильного запаха чеснока, при том, что прочих ингредиентов в ней было минимум.

Тем не менее, даже несмотря на некоторые гастрономические шоки, отказать себе в возможности попробовать русскую еду мог далеко не каждый иноземец. Необычность, яркость, самобытность и, в каком-то смысле, экзотичность русской кухни оставляли в их памяти неизгладимый след. А вернувшись на родину, они с удовольствием рассказывали о том, какие диковинные, необычные и вкусные блюда умеют готовить в России. Ведь за этим стояла не только пища, но и дух народа, который не мыслил гостеприимства без накрытого стола.

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Индустрия гостеприимства, История, Кулинария, Рестораны, кафе, общественное питание, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: БРИКС (BRICS), Великобритания, Европа Центральная, Европейский союз, Москва, Россия, Центральный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

Чем запомнился фестиваль «Толстой»
11.07.2025 9:41 Мероприятия
Чем запомнился фестиваль «Толстой»
В Ясной Поляне завершился уже девятый театральный фестиваль «Толстой». Трехметровый Лев Николаевич, современная крестьянская школа и новая роль Евгения Цыганова — рассказываем, чем запомнился уик-энд в Тульской области. От других летних театральных фестивалей «Толстого» в первую очередь отличает какой‑то особенно теплый вайб — здесь всегда есть ощущение, что ты приехал в усадьбу, где тебя принимают как долгожданного гостя, усталого путника, промотавшегося и милого сердцу дворянина. Угощают на фуд-корте бургерами, предоставляют свои поля и леса для прогулок, а главное — предлагают обширную культурную программу. Это всегда крупные знаковые спектакли или концерты, так или иначе связанные с Толстым, а также объемная кинопрограмма на сеновале, целый детский театральный блок и спецпроекты: продакшен сайт-специфик-спектаклей, которые выпускают непосредственно к мероприятию...
К годовщине завершения оборона крепости Баязет
10.07.2025 11:09 Аналитика
К годовщине завершения оборона крепости Баязет
Героическая оборона крепости Баязет русскими войсками завершилась 10 июля 1877 года. Во время осады бойцы гарнизона были доведены до крайней степени изнурения, которая требовала длительного гигиенического лечения. Это событие стало одним из героических эпизодов русско-турецкой войны и имело важное как стратегическое, так и моральное значение. Баязетское сражение началось 18 июня. В результате активных военных действий турецкой армии русский гарнизон оказался осажденным в небольшой цитадели в глубоком тылу противника. После планируемого избавления от него путем капитуляции или уничтожения, сводный Ванско-баязетский отряд турецкой армии под командованием бригадного генерала Фаик-паши должен был вторгнуться в российские пределы в Закавказье, границы которого на тот момент оставались фактически незащищенными. Однако попытки взять цитадель штурмом или принудить русский гарнизон сложить оружие не увенчались успехом. Не увенчались, однако, успехом и попытки пробиться на помощь...
Народное ополчение в боях с фашизмом
10.07.2025 10:12 Аналитика
Народное ополчение в боях с фашизмом
В годы Великой Отечественной войны эти военные и военизированные формирования создавали в помощь РККА из тех, кто не подлежал мобилизации. Нападение гитлеровской Германии на СССР и угроза самому существованию нашего народа подняли советских людей на непримиримую борьбу с врагом. Сотни тысяч рабочих, служащих, студентов, колхозников, работников науки, техники, культуры и др. обращались в партийные и советские организации, в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. Во многих городах началось формирование рабочих отрядов, коммунистических батальонов, отрядов партийно-советского актива, групп самообороны. Такие формирование участвовали в боях в Бресте, Гродно, Перемышле, Лиепае в первые дни войны. 24 июня 1941 года СНК СССР принял постановление о создании на добровольных началах в прифронтовой полосе истребительных батальонов. Они должны были охранять объекты в тылу советских войск и бороться с воздушными десантами и...
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
10.07.2025 9:44 Аналитика
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
Единственный в Москве музей деревянного зодчества находится в музее-заповеднике «Коломенское». Здесь собраны старинные постройки — от сибирской крепостной башни до уютной медоварни из подмосковного села Преображенского. Эти бревна обрабатывали топоры плотников XVII века, и почти каждый сруб пережил путешествие в сотни километров, чтобы мы узнали его историю.  Новый дом для деревянного зодчества В «Коломенском», на берегу небольшой живописной реки Жужи, притока Москвы-реки, среди сиреневых и яблоневых садов находится необычный музей под открытым небом. Здесь пять деревянных построек: медоварня, Моховая башня Сумского острога, Проездная башня Николо-Корельского монастыря, башня Братского острога, церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Большую часть масштабных экспонатов привез с Русского Севера основатель первого музея в Коломенском Петр Барановский, архитектор и реставратор, который сберег от забвения и разрушения многие памятники...
Символика власти Ивана Грозного
10.07.2025 9:36 Аналитика
Символика власти Ивана Грозного
В 1550-е годы церковные иерархи оказали идейную поддержку Ивану IV при завоевании Казанского и Астраханского ханств, призывая в своих произведениях святые силы на помощь царю и его "христолюбивому воинству" в войне с "басурманами". Во время взятия Казани в 1552 году воплощением идеи божественного покровительства стало государево знамя с изображением Спаса Нерукотворного (ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля). Символика знамени восходит к иконе, на которой изображен убрус (полотенце) с отпечатком лица Христа*. Согласно царскому летописцу, Иван выступил против Казани под тем же знаменем, с которым Дмитрий Донской сражался с татарами на Куликовом поле. Хотя о реальном знамени Дмитрия Донского нам практически ничего неизвестно, можно заметить, что в глазах царских идеологов казанское знамя символизировало торжество православия над мусульманством, а также преемственность власти внутри правящей династии. Другими известными памятниками идеологического обеспечения казанской...