Сегодня 16.06.2025, 10:12 мск, публикаций: 11194, за сутки: пользователей 7860, просмотров 84373
Новости истории
06.06.2025 10:03
Новости.
Просмотров всего: 707; сегодня: 13.

"Следы Диониса" нашли в Краснодарском крае

Доктор исторических наук Алексей Завойкин из Института археологии РАН описал предметы, связанные с культом Диониса. Их нашли в святилище Деметры и Коры-Персефоны на Фонталовском полуострове.

Как сообщает Институт археологии РАН, речь идет о целом ряде предметов, среди которых имеются терракотовые статуэтки, маски, керамические вотивы и фрагменты фигурного сосуда.

"Вотивные приношения датируются не ранее IV века до нашей эры, но в основном относятся ко II - первой половине I века до нашей эры, - отмечают в ИА РАН. - Завойкин отмечает взаимосвязь сюжетов и атрибутов, обнаруженных в святилище, с некоторыми погребальными традициями на Боспоре в период эллинизма".

Полностью исследование опубликовано в журнале "Проблемы истории, филологии, культуры". В нем детально описаны находки из святилища Элевсинских богинь Деметры и Коры-Персефоны, расположенного на изолированном мысу в центральной части поселения Береговой 4. Этот памятник находится в Темрюкском районе Краснодарского края, на берегу Таманского залива.

Дионис и другие божества почитались здесь не меньше Деметры и Коры-Персефоны. На это указывают найденные изображения самого бога, в частности его маски, а также фрагменты терракотовой статуэтки и фигурного сосуда, представляющие Диониса или его спутника Силена.

Кроме того, найдены керамические вотивы в виде атрибута бога - виноградной грозди, и три статуэтки, одна из которых представляет полуобнаженного мальчика в "дионисовом венке", играющего с собачкой. 

Две другие однотипные статуэтки изображают сидящих девушек, которые в одной руке держат гроздь винограда, а другой рукой удерживают гуся (или утку), тянущегося к плодам.

"Присутствие в святилище Деметры и Коры-Персефоны изображений Диониса, его символов и спутников, конечно же, не должно вызвать удивление, поскольку этот бог в разных своих ипостасях и под разными именами (Загрей, Иакх, Эвбулей) - неизменный персонаж элевсинского предания и культа", - подчеркивает Алексей Завойкин.

По его мнению, вотивные приношения, найденные в святилище Береговой 4, лишь фиксируют присутствие здесь этого многоликого бога. Прежде всего, это небольшие терракотовые маски бородатого Диониса, изображенного в высокой "жреческой" повязке в виде тюрбана, с венком из листьев и плодов плюща с двумя так называемыми "коримбами" в центре и выступами - рожками по бокам от них.

Одна из масок сохранилась целиком, другие, к сожалению, дошли до наших дней лишь фрагментарно. Все они найдены в верхнем горизонте культурного слоя, поэтому их датировали II - первой половиной I века до нашей эры.

Подобные артефакты ранее находили и в других античных храмах. Исследователи считают, что многочисленные находки терракотовых масок Диониса бесспорно отражают популярность его культа.

"С поклонением Дионису связаны и керамические вотивные поделки в виде виноградных гроздей, - сообщает ученый. - Подобные находки также хорошо известны в культовых контекстах времени правления на Боспоре Митридата VI Евпатора Диониса".

Еще одной интересной находкой в святилище стал обломок пустотелой, оттиснутой в формах статуэтки. Она изображает голову "бородатого Силена" в характерном венке в виде толстого валика, причем автор статьи отмечает, что статуэтка выполнена с большим мастерством.

"Старческое лицо с выпуклыми надбровными дугами, широкий нос, тяжелые полуприкрытые веки - склоняют к традиционному мнению, что эта терракота представляет учителя и спутника Диониса, Силена", - следует из научной статьи.

К дионисийской тематике ученый отнес и фигурный сосуд закрытого типа, от которого сохранились фрагменты венца, горла и самой верхней части тулова, выполненного в форме головы. Вероятно, сосуд представлял собой изображение головы персонажа, связанного с богом виноделия, причем аналогии этому сосуду отыскать не удалось.

Текст: Денис Передельский. Журнал "Родина"

Изображение (фото): ИА РАН, Алексей Завойкин


Керамические вотивные приношения из погребений некрополя Посейдонии в экспозициях музеев Касселя (1) и Пестума (2)
Керамические вотивные приношения из погребений некрополя Посейдонии в экспозициях музеев Касселя (1) и Пестума (2)

Маски Диониса и их фрагменты (1-4), грозди винограда (5-6), верхняя часть фигурного сосуда (7), фрагмент полой статуэтки - голова сидящего силена (8)
Маски Диониса и их фрагменты (1-4), грозди винограда (5-6), верхняя часть фигурного сосуда (7), фрагмент полой статуэтки - голова сидящего силена (8)

Тематические сайты: Антиквариат, История, Коллекционирование, Культура, искусство, музеи, Наука
Региональные сайты: БРИКС (BRICS), Краснодарский край, Россия, Южный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282 тыс.; 5. Киев – 247 тыс. Санкт-Петербург – крупнейший город Российской империи (1,26 млн жителей)...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой, князь настолько поразился красоте тех мест, что распорядился основать город с многочисленными...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских казаков все было довольно четко регламентировано. Сначала долгая подготовка: снаряжение, конь...
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
06.06.2025 10:40 Персоны
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
6 июня исполняется 226 лет со дня рождения Александра Пушкина. Поэт умел радоваться простым вещам: вкусной еде, увлекательному чтению, разнообразным поездкам. Рассказываем, в чем еще Пушкин находил отраду и что особенно сильно его волновало, кроме творчества и повседневных дел. Хорошие стихи «Признаюсь, что одна только надежда получить из Москвы русские стихи Шапеля и Буало могла победить благословенную мою леность. Так и быть; уж не пеняйте, если письмо мое заставит зевать ваше пиитическое сиятельство; сами виноваты; зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, которого уж и без того дергает бешеный демон бумагомарания» (из письма от 27 марта 1816 года). Александр Пушкин любил проводить время за чтением сочинений князя Петра Вяземского — одного из своих самых близких друзей, поэта, публициста, историка, с которым познакомился в 1816 году...
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
03.06.2025 13:15 Аналитика
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
Во многих дневниках, мемуарах и путевых заметках иностранных гостей, побывавших в России, встречаются живописные, полные восхищения описания застолий, которые устраивали для них в трактирах, гостиницах и частных домах. Остается лишь догадываться, что именно так очаровывало их в русской кухне, но очевидно одно — она оставляла сильное впечатление, зачастую гораздо более яркое, чем архитектура или природа. Русская традиция накрывать щедрый стол уходит корнями в глубокую древность. Еще в летописных источниках можно найти свидетельства особого отношения к угощению. Так, знаменитое событие 1147 года, которое принято считать датой основания Москвы, сопровождалось, согласно Ипатьевской летописи, обильным застольем: князь Юрий Долгорукий устроил пышный обед в честь прибытия своего союзника, князя Святослава Ольговича. Подчеркнутая торжественность угощения как бы символизировала гостеприимство и готовность делиться щедротами стола — традиции, живущей в русском народе по сей день. В труде...