Сегодня 16.06.2025, 09:39 мск, публикаций: 11194, за сутки: пользователей 7846, просмотров 84147
Новости истории
06.06.2025 11:03
Аналитика.
Просмотров всего: 951; сегодня: 22.

История геноцида: Смерть в Оредежи

История геноцида: Смерть в Оредежи

Поселок Оредеж Ленинградской области находился в немецко-фашистской оккупации с 1 августа 1941 года по 31 января 1944 года.

На протяжении этого времени гитлеровцы чинили чудовищные расправы над мирным населением, применяя пытки и истязания не только к взрослому населению, но и к подросткам и малолетним детям.

Захватчики разграбили, разгромили и уничтожили колхозы, культурные учреждения и государственные предприятия, личное имущество населения, сожгли деревни и села.

Из акта комиссии Ново-Березинского сельсовета Оредежского района о сожжении и расстрелах мирных жителей в деревне Солони:

«В 1941 году в марте месяце немецкие изверги ворвались в д. Солони к гражданке Евдокимовой Антонине Алексеевне с тремя малолетними детьми. Она была спрятавши в подвале. Изверги, заметив присутствие людей в подвале, принялись бросать в дом гранаты, и в последствии взяли подожгли дом…

Один ребенок в возрасте 10 лет Евдокимов Владимир Алексеевич спасся: он выбежал из горящего дома.

В этот же день изверги сожгли второй дом в д. Солони с гражданами Евдокимовой Еленой Федоровной с четырьмя малолетними детьми, имена которых не пришлось выяснить ввиду отсутствия населения данной деревни. Изверги забросали дом гранатами, а потом и подожгли. Евдокимова сгорела вместе с детьми, исключая одного ребенка. Девочка, Евдокимова Валентина Семеновна, выбежала из горящего дома. Сами мы слышали от населения д. Солони про этот случай, которому пришлось спастись от извергов. Население д. Солони все угнано немцами.

3-й случай. В 1943 году в августе месяце немцами были арестованы граждане дер. Солони Голубев Василий Васильевич, его жена Голубева Мария Ивановна по наговорам, как будто бы Голубевы издевались над убитыми немцами путем выкалывания им глаз. Голубевы были в заключении 35 дней при гестапо в деревне Горыни. В период заключения они все время подвергались пыткам и впоследствии были замучены извергами в д. Горынях при гестапо».

Акт комиссии по выявлению фашистских зверств на территории Пантелеевского, бывшего Теребушского и Бельского сельсоветов об уничтожении карательными отрядами жителей Пантелеевского и Бельского сельского советов Оредежского района 10 марта 1944 года:

«25/IX-1941 года деревню Гверездно окружил отряд немцев человек в 500. Ворвавшись в деревню, фашисты стали спрашивать дом партизана Александрова. Первого спросили Ефграфова Николая 19 лет, который не желая предавать семью Александрова, провел немцев мимо дома Александрова. Немцы спросили проходившего здесь Борина Михаила, который и указал дом партизана Александрова. Войдя в него, немцы спрашивали у Александрова и жилицы Семеновой Лукерьи, нет ли у них партизан. Они ответили, что партизан у них нет. Подробно, что произошло в доме неизвестно. Скоро дом Александрова загорелся. Офицеры приказали 4 колхозникам вынести тела партизан и немецкого солдата, иначе они будут расстреляны. Колхозники из пламени вынесли сначала тела партизан, Матвеева Михаила Матвеевича, сотрудника райкома партии, и его сына Александра. Тело отца было исколото штыками, глаза выколоты. Потом было вынесено тело убитого немца. Когда дом сгорел, начался допрос. Свидетелей из граждан не было. Жену Александрова Наталью и его сына Петра 17 лет избили так, что Наталья потеряла сознание и в таком состоянии была свезена за деревню к месту расстрела. Допрашивали многих граждан, в том числе дочь Александрова Татьяну 16 лет, старика Валева и других. Наконец допрос кончился; палачи взвалили бесчувственное тело Александровой на телегу и повезли за деревню. За телегой шли Александровы Петр и Татьяна, Семенова Лукерья, Евграфов Николай, старик Валев, который давал партизанам продукты и скрывал партизан; патриоты ничем не выдали своего волнения. Махая руками, они прощались в последний раз со своими односельчанами. Их всех расстреляли немецкие бандиты».

Докладная записка жителя деревни Колонцево Оредежского района г. с. Назарова в комиссию Пантелеевского сельсовета по расследованию немецко-фашистских злодеяний об убийстве фашистами жителей сельсовета и заключенных Оредежской тюрьмы 10 марта 1944 г.:

«18 января 1944 г. около деревни Коленцево для уничтожения немецкой армии партизанами была подложена мина. Немцы обнаружили ее и стали стрелять по деревне трассирующими пулями. Потом они ворвались в деревню, собрали все население на улице и стали спрашивать, кто подложил мину. Граждане ответили, что не знают. Тогда немцы арестовали старосту Иванова Василия и его жильца и увезли с собой.

На второй день немцы явились снова, выстроили отдельно мужчин и женщин, пригрозили, что если они обнаружат, что кто-нибудь скрылся, то расстреляют его.

Арестовали всех мужчин, жену старосты, их жилицу и Козлову Наталью, которая осмелилась выразить протест против действий немцев.

Всех их отвезли в Васильковичи. Там сразу отобрали документы, хлеб, часы и другие вещи, которые возвращены не были. Целый день просидели голодными.

Вечером начали допрос женщин и одного мужчины. Их били резиновыми палками и поленами. Иванова умерла в тот же вечер. Остальные были избиты до полусмерти.

Допрос продолжался на второй день. Всех арестованных при этом страшно избивали в темных камерах и травили собаками.

Обезображенных людей из камер не выпускали, пока не поправятся.

Если на арестованных замечали приличную обувь, то грубо срывали ее, заменяя опорками или лаптями.

Кормили супом из нечищенного картофеля 2 раза в день и граммов 100 хлеба в день.

Акт комиссии Пантелеевского сельского совета Оредежского района по выявлению немецко-фашистских зверств об убийстве жителей деревни Васильковичи 11 марта 1944 г.:

«В декабре 1942 г. появились в Васильковичах гестаповцы, которые первое время ходили в штатском одеянии, часто заходили в деревню Васильковичи, выспрашивали колхозников о их материальном положении и посещают ли их партизаны.

Вскоре начались массовые аресты по Оредежскому району, допросы и пытки. Железнодорожник Воробьев Иван, возвращаясь с работы вечером мимо тюрьмы, часто слышал вопли и стоны избиваемых.

Перед Пасхой 1943 г. привели из Торковичей 78 человек цыган, стариков, старух, молодых женщин, парней и детей через Пантелеевичи в Васильковичи. Через несколько дней граждане Васильковичей слышали 70 выстрелов. Это расстреливали цыган, т. к. на второй день на болоте около Василькович жгли их одежду.

Вскоре после этого была доставлена партия цыган из Батецкого района в количестве 107 человек. Их постигла та же участь.

В конце 1943 г. была арестована и расстреляна гражданка Максимова из Оредежа за еврейское происхождение. Через месяц ее сын Витя Максимов, у которого отец русский, по профессии маляр, был отнят у отца и отвезен к вечеру в детский дом. В 4 часа утра за ним и двумя маленькими девочками из Таркович приехали на дровнях и повезли в Васильковичи. Шестилетний Витя Максимов понял, что ожидает, соскочил с дровней и бросился бежать, но его поймали и по прибытии в Васильковичи всех троих детей расстреляли.

Расстреляны в Васильковичах за кражу немецкого фонарика и другой мелочи дети деревни Пантелеевичи: Прокофьев Сергей, рождения 1931 г., Перфильев Геннадий, рождения 1931 г., Баринов Александр, 1932 г. и Вагин Виталий, рождения 1929 г. Предал их староста деревни Пантелеевичи Богданов Гавриил.

Расстрелян партизан Васильев Иван Васильевич летом 1943 г., начальник Оредежской лесосплавной конторы.

В августе 1943 г. расстреляны старики Гавриловы, муж и жена, за то, что дали приют партизану Сахарову Алексею. Последнего немцы отправили в лагерь.

Артист Астров Ефим за еврейское происхождение в сентябре 1943 г. расстрелян.

Расстреляны в ноябре 1943 г. Батурин с четырьмя товарищами, все допризывного возраста.

Точно установить имена и число расстрелянных и замученных в застенках Васильковичского гестапо советских граждан не представляется возможным.

По свидетельству колхозников дер. Васильковичи трупами расстрелянных и замученных людей наполнены две большие силосные ямы, глубокий колодец и 4‒5 вновь вырытых больших ям».

Всего за два с половиной года оккупации, только по выявленным данным, в Оредежском районе нацисты замучили, расстреляли, повесили и сожгли живыми 374 человека.

Изображение (фото): из открытых источников, проект «Без срока давности»


История геноцида: Смерть в Оредежи

Тематические сайты: Геноцид, Дети, История, Молодежь, Преступления, криминал, Семья
Региональные сайты: БРИКС (BRICS), Германия, Европа Центральная, Европейский союз, Ленинградская область, Ленинградская область - Луга, Россия, Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, СССР
Поделиться:

Интересно:

Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282 тыс.; 5. Киев – 247 тыс. Санкт-Петербург – крупнейший город Российской империи (1,26 млн жителей)...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой, князь настолько поразился красоте тех мест, что распорядился основать город с многочисленными...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских казаков все было довольно четко регламентировано. Сначала долгая подготовка: снаряжение, конь...
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
06.06.2025 10:40 Персоны
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
6 июня исполняется 226 лет со дня рождения Александра Пушкина. Поэт умел радоваться простым вещам: вкусной еде, увлекательному чтению, разнообразным поездкам. Рассказываем, в чем еще Пушкин находил отраду и что особенно сильно его волновало, кроме творчества и повседневных дел. Хорошие стихи «Признаюсь, что одна только надежда получить из Москвы русские стихи Шапеля и Буало могла победить благословенную мою леность. Так и быть; уж не пеняйте, если письмо мое заставит зевать ваше пиитическое сиятельство; сами виноваты; зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, которого уж и без того дергает бешеный демон бумагомарания» (из письма от 27 марта 1816 года). Александр Пушкин любил проводить время за чтением сочинений князя Петра Вяземского — одного из своих самых близких друзей, поэта, публициста, историка, с которым познакомился в 1816 году...
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
03.06.2025 13:15 Аналитика
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
Во многих дневниках, мемуарах и путевых заметках иностранных гостей, побывавших в России, встречаются живописные, полные восхищения описания застолий, которые устраивали для них в трактирах, гостиницах и частных домах. Остается лишь догадываться, что именно так очаровывало их в русской кухне, но очевидно одно — она оставляла сильное впечатление, зачастую гораздо более яркое, чем архитектура или природа. Русская традиция накрывать щедрый стол уходит корнями в глубокую древность. Еще в летописных источниках можно найти свидетельства особого отношения к угощению. Так, знаменитое событие 1147 года, которое принято считать датой основания Москвы, сопровождалось, согласно Ипатьевской летописи, обильным застольем: князь Юрий Долгорукий устроил пышный обед в честь прибытия своего союзника, князя Святослава Ольговича. Подчеркнутая торжественность угощения как бы символизировала гостеприимство и готовность делиться щедротами стола — традиции, живущей в русском народе по сей день. В труде...