Сегодня 16.06.2025, 10:17 мск, публикаций: 11194, за сутки: пользователей 7860, просмотров 84373
Новости истории
05.06.2025 14:13
Аналитика.
Просмотров всего: 860; сегодня: 13.

Как воспитывали детей в казачьих семьях

Как воспитывали детей в казачьих семьях

С юных лет казаков учили не только сеять и пахать, но и воевать. А из казачек растили верных жен, заботливых матерей и хранительниц домашнего очага. Как издревле воспитывали детей в казачьих семьях, рассказал заведующий Научно-исследовательским центром традиционной культуры Кубанского казачьего хора Василий Воронин.

В воспитании детей в казачьих семьях традиционно принимали участие родители, бабушки и дедушки, а также представители станичной общины и войска. В основе воспитания у казаков всегда был труд.

"Примерно с 5–6 лет уже поручались некоторые простые трудовые процессы, например пасти гусей, собрать хворост для отопления и приготовления пищи", – рассказал Воронин.

При этом с 5 до 8 лет девочки и мальчики исполняли одинаковые трудовые обязанности. А вот уже с 8–10 лет девочек больше ориентировали на семью и домашнее хозяйство внутри дома, а мальчики больше занимались подворьем.

"У нас даже есть поговорка: без хозяйки дом плачет, а без хозяина – подворье. Все наши респонденты, с кем мы разговариваем в станицах, говорят, что воспитывались именно трудом",

За невыполнение обязанностей применялась система наказания, ребенка могли поставить в угол или даже выпороть. Такие методы в основном применяла мать, а отец наказывал только за серьезные проступки, например в тех случаях, когда казачонок ставил свою жизнь под угрозу.

"Отец объясняет морально, давит на ребенка так, что тот сидит и думает: “Да лучше бы ты нас выпорол, чем так вот с нами разговаривать”. То есть словесное внушение гораздо тяжелее переносилось, чем физическое наказание", – отметил Воронин.

Также большую роль в воспитании детей играли дедушка с бабушкой. Например, в дореволюционный период летом в станице оставались только старики и дети, потому что родители уезжали в степь на земельные пои.

Именно старики передавали казачью культуру подрастающему поколению – рассказывали истории, учили песням и фольклору.

"Многие казачата очень любили проводить время с дедушками, потому что они рассказывали о своей службе, походах, различные исторические предания и легенды о знаменитых людях – полководцах и генералах. Это был показательный пример для маленьких казачат, которые стремились быть такими же", – подчеркнул Воронин.

Дети воспитывались не только внутри семьи, но и за ее пределами. Хуторские и станичные старики следили за поведением детворы, и если замечали что-то неподобающее, то могли сделать замечание.

"Войско тоже никогда не оставляло без внимание детские умы. Например, оно приглашало почетных казаков вместе с казачатами на мероприятия, где младшие видели старших с наградами, гордилось ими и событиями, в которых казаки принимали участие", – подытожил Воронин.

Изображение (фото): из открытых источников

Тематические сайты: Дети, История, Культура, искусство, музеи, Патриотизм, Семья, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: Россия
Поделиться:

Интересно:

Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282 тыс.; 5. Киев – 247 тыс. Санкт-Петербург – крупнейший город Российской империи (1,26 млн жителей)...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой, князь настолько поразился красоте тех мест, что распорядился основать город с многочисленными...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских казаков все было довольно четко регламентировано. Сначала долгая подготовка: снаряжение, конь...
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
06.06.2025 10:40 Персоны
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
6 июня исполняется 226 лет со дня рождения Александра Пушкина. Поэт умел радоваться простым вещам: вкусной еде, увлекательному чтению, разнообразным поездкам. Рассказываем, в чем еще Пушкин находил отраду и что особенно сильно его волновало, кроме творчества и повседневных дел. Хорошие стихи «Признаюсь, что одна только надежда получить из Москвы русские стихи Шапеля и Буало могла победить благословенную мою леность. Так и быть; уж не пеняйте, если письмо мое заставит зевать ваше пиитическое сиятельство; сами виноваты; зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, которого уж и без того дергает бешеный демон бумагомарания» (из письма от 27 марта 1816 года). Александр Пушкин любил проводить время за чтением сочинений князя Петра Вяземского — одного из своих самых близких друзей, поэта, публициста, историка, с которым познакомился в 1816 году...
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
03.06.2025 13:15 Аналитика
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
Во многих дневниках, мемуарах и путевых заметках иностранных гостей, побывавших в России, встречаются живописные, полные восхищения описания застолий, которые устраивали для них в трактирах, гостиницах и частных домах. Остается лишь догадываться, что именно так очаровывало их в русской кухне, но очевидно одно — она оставляла сильное впечатление, зачастую гораздо более яркое, чем архитектура или природа. Русская традиция накрывать щедрый стол уходит корнями в глубокую древность. Еще в летописных источниках можно найти свидетельства особого отношения к угощению. Так, знаменитое событие 1147 года, которое принято считать датой основания Москвы, сопровождалось, согласно Ипатьевской летописи, обильным застольем: князь Юрий Долгорукий устроил пышный обед в честь прибытия своего союзника, князя Святослава Ольговича. Подчеркнутая торжественность угощения как бы символизировала гостеприимство и готовность делиться щедротами стола — традиции, живущей в русском народе по сей день. В труде...