Сегодня 16.06.2025, 10:18 мск, публикаций: 11194, за сутки: пользователей 7847, просмотров 83772
Новости истории
06.06.2025 10:40
Персоны.
Просмотров всего: 2643; сегодня: 35.

Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина

Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина

6 июня исполняется 226 лет со дня рождения Александра Пушкина. Поэт умел радоваться простым вещам: вкусной еде, увлекательному чтению, разнообразным поездкам. Рассказываем, в чем еще Пушкин находил отраду и что особенно сильно его волновало, кроме творчества и повседневных дел.

Хорошие стихи

«Признаюсь, что одна только надежда получить из Москвы русские стихи Шапеля и Буало могла победить благословенную мою леность. Так и быть; уж не пеняйте, если письмо мое заставит зевать ваше пиитическое сиятельство; сами виноваты; зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, которого уж и без того дергает бешеный демон бумагомарания» (из письма от 27 марта 1816 года).

Александр Пушкин любил проводить время за чтением сочинений князя Петра Вяземского — одного из своих самых близких друзей, поэта, публициста, историка, с которым познакомился в 1816 году в Царскосельском лицее. Пушкин высоко ценил его творчество, сравнивая с произведениями французских авторов, что, разумеется, не могло не польстить Вяземскому.

«С моей стороны, прямо объявляю вам, что я не намерен оставить вас в покое, покамест хромой софийский почтальон не принесет мне вашей прозы и стихов. Подумайте хорошенько об этом, делайте, что вам угодно — но я уже решился и поставлю на своем», — угрожающе-шутливо продолжил письмо Пушкин.

София, о почтальоне которой идет речь, — это Царское Село. Александр I в своем указе от 1808 года велел «сей соединенный город именовать отныне город Сарское Село, или София».

Дружеская помощь

«Твое поручение отыскать тебе дом обрадовало меня несказанно. Дело не к спеху, однако изволь изъяснить мне потолковее, что такое в начале лета и не дорого. Лев Нарышкин, с которым я уж об этом говорил, уезжает в чужие края в начале лета. Он нанимает здесь дом, за 500 рублей в месяц, и дачу не очень помню за сколько. Я бы советовал тебе для детей нанять дачу, потому что в городе пыль несносна».

Такие строки князь Вяземский получил от Пушкина в марте 1824-го — тот писал из Одессы. Со стороны поэта Петр Андреевич всегда находил поддержку — и в трудах, и в делах, касаемых повседневной жизни. Узнав, что другу требуется дом, Пушкин тут же стал деятельно помогать ему и в этом. Письмо он продолжил добрым подначиванием — в своей обычной манере: «Буду еще хлопотать; впрочем, твоего “слишком дорого” не понимаю; ты деньги всё ведь истратишь, если не на то, так на другое. Жду ответа».

Нянины сказки

Александр Сергеевич, как известно, рос, слушая сказки своей няни Арины Родионовны, которую очень любил и даже сделал прототипом няни Татьяны из «Евгения Онегина». Однако и во взрослом возрасте поэт не растерял привязанности к ним. Так, в ноябре 1824 года он написал младшему брату Льву в Петербург:

«Знаешь мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»

Сам Пушкин тогда находился в ссылке в Михайловском, имении матери, — уволенный со службы из-за письма, в котором рассказывал об увлечении «атеистическими учениями». Любимая няня была рядом, помогала коротать время в спокойствии и уюте, насколько это возможно. Сказки Арины Родионовны продолжили жить и в его собственных произведениях: поэт записал несколько историй с ее слов, а одна стала основой для «Сказки о царе Салтане».

Михайловское

Ссылка поэта в Михайловском длилась два года. Он много читал, гулял по окрестностям, вел душевные разговоры с няней, завершал начатые ранее произведения. Заточение оказалось даже достаточно приятным, так что и после окончания ссылки Пушкин время от времени ненадолго сюда возвращался — отдохнуть от шумного города.

«Деревня мне пришла как-то по сердцу. Есть какое-то поэтическое наслаждение возвратиться вольным в покинутую тюрьму. Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни, хамов и моей няни — ей-богу приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждения самолюбия, рассеянности и пр»., — писал он Петру Вяземскому 9 ноября 1826 года.

Было в том письме несколько строк и о старушке Арине Родионовне, которая еще до визита воспитанника отправляла ему полные тепла послания с приглашениями приехать. «Няня моя, — продолжал поэт, — уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом».

Любовь

В декабре 1828 года жизнь поэта перевернулась: на одном из многочисленных балов он встретил Наталью Гончарову, которая делала первые шаги в высшем свете. Пушкин сразу влюбился. Тут же были полностью забыты все прошлые увлечения — рядом с Натальей решительно блекли остальные девушки. Поэт не хотел больше слышать ни о ком из тех, кому когда-то посвящал стихи. Среди дам, которым он некогда вверял свое сердце, были графиня Елизавета Воронцова, соседка по Михайловскому Евпраксия Вульф и дворянка Анна Керн.

Пушкин захотел непременно жениться на Гончаровой, но ее родители были против: ссылались на то, что дочь слишком юна. Поэт не отступал, переживал, часто писал Наталье Ивановне, матери возлюбленной. «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась», — говорилось в одном из писем.

Наконец после долгих месяцев благословение было дано. Одними из первых счастливую весть получили родители поэта Сергей Львович и Надежда Осиповна.

«Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю остальную жизнь. Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год, — мадемуазель Натали Гончаровой. Я получил ее согласие, а также и согласие ее матери» (из письма от 11 апреля 1830 года).

2 марта (по старому стилю — 18 февраля) 1831 года Пушкин и Гончарова обвенчались в московской церкви Большое Вознесение у Никитских Ворот. Их первым совместным жильем стала квартира в доме 53 на Арбате, арендованная у дворянской семьи Хитрово.

«Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился», — такие строки в феврале 1831 года получил Петр Плетнев, друг Пушкина, главный редактор журнала «Современник».

Семейная жизнь

В квартире на Арбате молодая семья не прожила и трех месяцев: мать Натальи Гончаровой постоянно им докучала. 15 мая 1831 года Пушкины уехали из Москвы в Санкт-Петербург.

Тем не менее Александр Сергеевич часто приезжал в покинутый город по делам. Скучая по жене, он постоянно писал ей письма, заботясь и тревожась о ней. Особенно трепетно относился он к Наталье Николаевне в то время, когда она ждала ребенка.

«Пожалуйста не стягивайся, не сиди поджавши ноги, и не дружись с графинями, с которыми нельзя кланяться в публике. Я не шучу, а говорю тебе серьезно и с беспокойством. <…> Стихов твоих не читаю. Черт ли в <них> и свои надоели. Пиши мне лучше о себе — о своем здоровье. На хоры не езди — это место не для тебя», — наставлял Пушкин жену в письме, написанном в декабре 1831 года.

Простая еда

В дни разлуки с супругой поэт много рассказывал и о себе, делился тем, как идут дела, упоминал о повседневных приятных занятиях — Наталья Николаевна получала обо всем самый подробный отчет.

Например, октябрь 1833-го Пушкин провел в имении Болдино, где написал поэму «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму» и многое другое. В одном из писем для возлюбленной говорилось:

«Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов — читаю».

Поэт всегда любил самую простую еду: во многом это был отголосок воспитания, полученного от Арины Родионовны. Пожалуй, одним из самых обожаемых угощений был печеный картофель — сытный и вкусный. На десерт поэт предпочитал крыжовенное варенье.

«Вчера, своротя на проселочную дорогу к Яропольцу, узнаю с удовольствием, что проеду мимо Вульфовых поместий, и решился их посетить. В восемь часов вечера приехал я к доброму моему Павлу Ивановичу, который обрадовался мне, как родному. <…> Здесь объедаюсь я вареньем и проиграл три рубля в двадцать четыре роббера в вист», — докладывал Александр Сергеевич в августе 1833-го.

В том же письме он успокаивал любимую жену: «Вельяшева, мною некогда воспетая, живет здесь в соседстве. Но я к ней не поеду, зная, что тебе было бы это не по сердцу. <…> Ты видишь, что во всех отношениях я здесь безопасен».

Изображение (фото): из открытых источников


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Литература: произведения, издания, авторы, Памятные даты, праздники, юбилеи, Семья, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: БРИКС (BRICS), Европа Восточная, Москва, Московская область, Нижегородская область, Приволжский федеральный округ, Псковская область, Россия, Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, СНГ - Содружество независимых государств, Украина, Украина - Одесса, Центральный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282 тыс.; 5. Киев – 247 тыс. Санкт-Петербург – крупнейший город Российской империи (1,26 млн жителей)...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой, князь настолько поразился красоте тех мест, что распорядился основать город с многочисленными...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских казаков все было довольно четко регламентировано. Сначала долгая подготовка: снаряжение, конь...
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
03.06.2025 13:15 Аналитика
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
Во многих дневниках, мемуарах и путевых заметках иностранных гостей, побывавших в России, встречаются живописные, полные восхищения описания застолий, которые устраивали для них в трактирах, гостиницах и частных домах. Остается лишь догадываться, что именно так очаровывало их в русской кухне, но очевидно одно — она оставляла сильное впечатление, зачастую гораздо более яркое, чем архитектура или природа. Русская традиция накрывать щедрый стол уходит корнями в глубокую древность. Еще в летописных источниках можно найти свидетельства особого отношения к угощению. Так, знаменитое событие 1147 года, которое принято считать датой основания Москвы, сопровождалось, согласно Ипатьевской летописи, обильным застольем: князь Юрий Долгорукий устроил пышный обед в честь прибытия своего союзника, князя Святослава Ольговича. Подчеркнутая торжественность угощения как бы символизировала гостеприимство и готовность делиться щедротами стола — традиции, живущей в русском народе по сей день. В труде...
Как жили иноземные купцы в России в начале XVII века
02.06.2025 10:14 Аналитика
Как жили иноземные купцы в России в начале XVII века
Стоит сказать "Смута", добавив к этому "иностранцы", как в памяти всплывают имена иностранных наемников, сражавшихся в рядах иноземного войска, заполонившего страну, - капитана Жака Маржерета, Конрада Буссова, и встают картины сражений и битв, сопровождаемые насилием и мародерством. Однако эта картина далеко не полна. Наряду с наемными воинами страну посещали и мирные или иноземцы - купцы. Они добывали свое пропитание не в огне битв, а на рынках, где развертывались отнюдь не кровопролитные бои, но мирный, хотя и упорный торг. Памятниками этих словесных сражений остались немецко-русские словари-разговорники. Традиция их составления восходит к середине XIII века, она не прерывалась и позднее, даже в годы Ливонской войны, когда, казалось бы, ни немцам, ни русским было не до торговли. На самом деле это совсем не так. Неточно говорить и о "немцах", не уточняя, о ком именно идет речь - ганзейцах ли северо-немецких городов, традиционно связанных крепчайшими узами с русскими городами...