Интервью, мнения.
Просмотров всего: 1576; сегодня: 22.
Почему крестьянин торжествует и как это изменило русский язык

В день рождения Александра Пушкина и День русского языка «Культура Москвы» поговорила с директором Государственного музея А.С. Пушкина Евгением Богатыревым о поэте как основоположнике современного русского языка, друге и человеке, близком каждому из нас.
Евгений Богатырев, директор Государственного музея А.С. Пушкина, заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии России, почти 35 лет руководит этим учреждением. За это время в музее прошла масштабная реконструкция и он стал масштабным центром с пятью филиалами: мемориальной квартирой А.С. Пушкина на Арбате, Домом-музеем В.Л. Пушкина, Домом-музеем И.С. Тургенева, Мемориальной квартирой Андрея Белого и выставочными залами на Арбате.
Пушкинский код: ДНК русского языка
— Считается, что современный русский литературный язык — пушкинский. До него язык был условно разделен на «высокий штиль», поэтический, и низкий, разговорный. Это не ставится под сомнение?
— Неслучайно праздник, который мы когда-то отмечали как день рождения Пушкина, стал Днем русского языка. Это аксиома — каждый школьник знает, что Пушкин создал современный русский язык. Здесь не нужно ничего доказывать — достаточно открыть любое его произведение и начать читать: возникает ощущение абсолютной высоты родного языка, заданной Пушкиным двести лет назад.
— Но Пушкин был не единственным автором современного языка, почва для преобразования уже была подготовлена?
— Да, в пушкинскую эпоху русский язык трансформировался. Василий Львович, дядюшка поэта, был одним из самых активных членов общества «Арзамас»[1] и боролся за то, чтобы русский язык оставался подвижным, восприимчивым к лучшему из мирового опыта. И он заложил в Александре Сергеевиче основы владения русским языком. Домик Василия Львовича на Старой Басманной — филиал нашего музея. Там прекрасная экспозиция.
[1]«Арзамас» — закрытое литературное общество начала XIX века. Арзамасцам были близки идеи поэта и историка Николая Карамзина об изменчивости литературного языка, близости его к разговорному, умеренных и удачных заимствованиях из других языков. Членами «Арзамаса» были, в частности, Василий Жуковский, Константин Батюшков, Петр Вяземский, будущий министр просвещения Сергей Уваров.
Полное название — «Арзамасское общество безвестных людей» — было ироничным и родилось из шутки одного из его членов. Участники давали друг другу шутливые прозвища: Жуковского, например, нарекли Светланой по имени героини его поэмы, а Александра Сергеевича прозвали Сверчком, вероятнее всего потому, что он тогда был юным лицеистом. Прозвища и пародийные ритуалы (погребение старых литературных норм) показывали, что серьезные идеи можно продвигать с иронией.
Главный антагонист «Арзамаса» — литератор Александр Шишков. Ему приписывают желание полностью отказаться от заимствованных слов и, скажем, вместо «калоши» говорить «мокроступы», а слово «статуя» заменить на «каменную бабу». Позже к Шишкову в шутливой форме обращается Пушкин в «Евгении Онегине», когда описывает повзрослевшую Татьяну на балу:
«Она казалась верный снимок
Du comme il faut… (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)».
Du comme il faut — как должно (фр.)
Александр Сергеевич стал официальным членом «Арзамаса» только после окончания лицея, накануне закрытия общества. Но по иронии судьбы (а иронию в «Арзамасе» уважали!) именно Пушкин реализовал идеи единомышленников. Современный русский литературный язык особенно четко оформился в «Евгении Онегине».
Интересный факт: новаторством оказалось даже знакомое нам всем с детства.
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь…»
«В первый раз, я думаю, дровни в завидном соседстве с торжеством. “Крестьянин, торжествуя” — выражение неверное», — едко замечали критики. (Атеней. 1828. Ч. І. Nº 4) (Факт и цитата — из книги Леонида Рожникова «Евгений Онегин. Подробный иллюстрированный комментарий».)
Современники, привыкшие разделять высокое, поэтическое, и низкое, бытовое, были шокированы. Язык Пушкина целостен, един и точен — крестьянин действительно «торжествует», так как зима необходима посевам, и ее очень ждали.
— То есть перемены назрели, и Пушкин их оформил?
— Да, все верно.
Пушкинский культурный код и анти-Пушкин
— Пушкин — часть нашего культурного кода. Мы начинаем учиться в школе на его сказках и стихах. Почему он нам так близок и понятен? Почему именно Пушкин — герой многих анекдотов, а не Лермонтов или Толстой?
— То, что Пушкин стал героем анекдотов и мемов, таких как «Пушкин за тебя сделает», свидетельствует о его народности. Он позволяет общаться с ним на равных даже в современном контексте. Взгляните на театральные эксперименты или фильм «Пророк», где Пушкин говорит не архаичным, а сегодняшним языком, и зрители это принимают. Художники, такие как Игорь Шаймарданов, изображают его современным, но узнаваемым. Никто другой — ни Толстой, ни Достоевский — не подвергается такой трансформации. Если сделано талантливо и с любовью, мы видим в этом связь эпох.
— Получается, что те замечательные личности остались в своих эпохах, а Пушкин кочует?
— Кочует, понимаете, и осовременивается, вот ведь что.
— А существует ли анти-Пушкин?
— Есть люди, которые говорят: «Мы не любим Пушкина». Чаще всего это эмоции: «Не нравится — и все». Иногда критикуют его поступки. Но искусство перевешивает, и даже они признают, что его тексты — эталон языка. Мы не можем переубедить всех, но музеи и литература существуют, чтобы рассказывать о нем правдиво, без фантазий, но и без хрестоматийного глянца.
Ай да Пушкин?
— Как вы относитесь к спорным моментам в биографии поэта?
— Мы изучаем его жизнь без осуждения, восхищаясь ключевыми решениями: мнением о декабристах, сложными взаимоотношениями с властью и царем, трагической дуэлью, где он защищал честь жены. Об этом мы говорим открыто, опираясь на научные исследования. К сожалению, встречаются и необоснованные инсинуации — здесь мы вступаем в полемику, отстаивая подлинный образ Пушкина, сохраненный трудами литературоведов и пушкинистов. Благодаря их работе сегодня известен практически каждый день жизни поэта — от первых воспоминаний о нем до последних часов. Эта база позволяет нам создавать достоверные выставки и публикации, а при необходимости — защищать его наследие.
— Какие поступки Пушкина вызывают у вас особое восхищение?
— Когда он, уже знаменитый автор «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Бахчисарайского фонтана», неизменно отстаивал свою честь как дворянин, семьянин, поэт, историограф. Даже несмотря на последствия — например, историю с унизительным званием камер-юнкера, которое обычно получали юноши, а не мужчины за тридцать.[2]
[2]Часть историков считают, что звание камер-юнкера Николай I пожаловал Пушкину из благих побуждений — несмотря на успехи в творчестве, материальное положение поэта оставалось очень сложным. Тем не менее Александр Сергеевич был оскорблен и обижен. Он пренебрегал правилами своей новой должности: не носил мундира и приезжал на балы исключительно во фраке. Через полгода Пушкин подал в отставку, сославшись на семейные обстоятельства.
— Пушкин-друг — каким он был?
— Именно дружеские связи раскрывают его личность особенно полно. Преданность друзьям — одна из самых ярких черт его характера начиная с лицейской юности (Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг) и до зрелых лет, когда он сблизился с Владимиром Далем в Оренбурге. [3]
[3]В то время как критик Виссарион Белинский открыто заявил Владимиру Далю, что литература не для него, Пушкин нашел для друга слова поддержки, и кто знает, может быть, благодаря этому у нас есть «Толковый словарь живого великорусского языка». А Даль поддержал поэта в Оренбургской губернии — туда Пушкин приехал собирать воспоминания последних свидетелей пугачевского бунта, когда задумал «Капитанскую дочку». Владимир Даль служил в Оренбурге и пользовался авторитетом у местных. Он ездил с другом по казачьим станицам и помогал находить крестьян, которые помнили Пугачева. Крестьяне Пушкина боялись и считали, что вызнавать про те страшные времена приехал не меньше чем антихрист.
Музей, который воспитывает красотой
— Вы возглавляете музей почти 35 лет. Как он изменился за это время?
— В 1961 году, когда музей только открылся, это было небольшое, но очень душевное пространство. Сегодня мы превратились в крупнейший литературный музей России, сравнимый с лучшими европейскими аналогами. В конце 1990-х нам пришлось полностью реконструировать здание, а затем открывать филиалы: Музей-квартиру Андрея Белого (2000), дом Василия Львовича Пушкина (2013), обновленную экспозицию к 200-летию со дня рождения Ивана Тургенева.
К 225-летию Пушкина мы создали новую выставку в его мемориальной квартире на Арбате — яркую, насыщенную и, что важно, красивую. Для меня музей, как храм, должен воспитывать красотой. Здесь, на Пречистенке, мы рассказываем о детстве Пушкина. Так вот, понимаете, экспозиция — красивая. Когда посетитель приходит и открывает двери в наш музей, он окунается в красоту. И в красоту экспозиции, и в красоту звучания событий, о которых она рассказывает.
— Какой экспонат вам особенно дорог?
— Перо с письменного стола Пушкина, взятое после его смерти. Оно символизирует писательский труд. Есть и другие реликвии — вот самовар Олениных, из которого поэт пил чай. Он был запаян в 1837 году после смерти Александра Сергеевича, и больше из него никто не пил. Лучше прийти и увидеть. [4]
[4] Последнее перо Пушкина не роскошное и пышное, как часто изображают в фильмах. Это маленький неприметный обрубок, но именно таков бесценный экспонат музея. Друг поэта, Иван Пущин, вспоминал о встрече в Михайловском в 1825 году: «…всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал обглодками, которые едва можно было держать в пальцах)…».
— Если бы вы могли, какой проект вы бы реализовали?
— Место рождения Пушкина (Малая Почтовая улица) сейчас никак не отмечено. Мечтаю, чтобы там появилась мемориальная доминанта — точка памяти, где 26 мая (по старому стилю) 1799 года родилось «солнце русской поэзии».
— На какой вопрос о Пушкине вы бы не хотели отвечать?
— Я готов попытаться ответить на любой вопрос. Нас, музейщиков, объединяет любовь к Пушкину. Мы готовы честно и вдохновенно рассказывать о нем — без мифов, но с трепетом. Главное, чтобы эти истории находили отклик.
Изображение (фото): И. Шаймарданов. Цветник. 2005 год. Департамент культуры города Москвы
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:
- Белинский Виссарион Григорьевич, русский литературный критик, теоретик, публицист;
- Вяземский Пётр Андреевич, русский поэт, историк, публицист, мемуарист, государственный деятель, первый председатель Русского исторического общества, действительный член Академии Российской, камергер, тайный советник;
- Даль Владимир Иванович, русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года;
- Дельвиг Антон Антонович, русский поэт, литературный критик и издатель, первостепенный представитель романтической поэзии первой трети XIX века; один из первых выпускников Царскосельского лицея, друг А. С. Пушкина;
- Достоевский Фёдор Михайлович, русский писатель, мыслитель, философ и публицист, классик мировой литературы, один из самых читаемых писателей в мире;
- Жуковский Василий Андреевич, русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, учитель императрицы Александры Фёдоровны, наставник цесаревича Александра Николаевича, тайный советник, автор гимна Российской империи «Боже, Царя храни!», ученик Н. М. Карамзина, действительный член Академии наук, литературный наставник А. С. Пушкина;
- Карамзин Николай Михайлович, русский историк, историограф, поэт и литератор, действительный статский советник, создатель «Истории государства Российского»;
- Лермонтов Михаил Юрьевич, русский поэт, прозаик, драматург, творчество которого стало основой для оперного, симфонического, романсового и народного творчества;
- Пугачёв Емельян Иванович, донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России, самый известный из самозванцев, выдававших себя за Петра III;
- Пушкин Александр Сергеевич, русский поэт, драматург и прозаик, публицист, национальный русский поэт, основоположник современного русского литературного языка;
- Пушкин Василий Львович, русский поэт, дядя Александра Сергеевича Пушкина, его первый литературный наставник;
- Пущин Иван Иванович, декабрист, коллежский асессор, друг и однокурсник Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею;
- Романов Николай I Павлович, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский, третий сын императора Павла I, брат императора Александра I, отец императора Александра II, внук Екатерины II;
- Толстой Лев Николаевич, один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, классик русской литературы, один из величайших в мире писателей-романистов;
- Тургенев Иван Сергеевич, русский писатель-реалист, публицист, драматург, прозаик и переводчик, один из классиков русской литературы;
- Уваров Сергей Семёнович, русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения, сенатор, действительный тайный советник, почётный член и президент Петербургской Академии наук, Императорской Российской академии.
Региональные сайты: БРИКС (BRICS), Москва, Оренбургская область, Оренбургская область - Оренбург, Приволжский федеральный округ, Псковская область, Россия, Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ
Интересно:




