Сегодня 16.06.2025, 10:16 мск, публикаций: 11194, за сутки: пользователей 7847, просмотров 83742
Новости истории
10.06.2025 10:05
Аналитика.
Просмотров всего: 1609; сегодня: 94.

Венчание на царство Фёдора Иоанновича

Венчание на царство Фёдора Иоанновича

31 мая (10 июня) 1584 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось Венчание на царство Фёдора Иоанновича — последнего представителя династии Рюриковичей.

Фёдор Иоаннович родился в мае 1557 г. в Москве. Его отцом был царь Иван IV Грозный, матерью — царица Анастасия Романовна. После смерти царевича Ивана Ивановича — старшего сына Ивана IV Грозного — Фёдор Иоаннович стал наследником престола.

Венчание на царство Фёдора Иоанновича было первым, целостно следовавшим чину венчания византийских императоров. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля (для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты). Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место («чертог о 12 ступенях») для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя.

Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор. Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле.

По воспоминаниям современников, царь Фёдор Иоаннович был человек недеятельный и болезненный, больше любил церковную службу и разные развлечения, чем занятия государственными делами. Всё управление государством перешло в руки царского шурина Бориса Фёдоровича Годунова. Фёдор Иоаннович уделял большое внимание дворцовому хозяйству, в том числе Оружейной палате; был восстановлен дворец в Кремле, построена Золотая палата для царицы Ирины. В 1586 г. мастером А. Чоховым отлита из бронзы Царь-пушка. В 1588 г. к Покровскому собору построен придел Святого Василия Блаженного. Были выстроены каменные стены Белого города. В связи с нападением на Москву крымского хана Казы-Гирея предместья Москвы были укреплены деревянными стенами с бойницами. В 1591 г. основан Донской монастырь (в память избавления Москвы от набега крымского хана).

Период правления Фёдора Иоанновича характеризовался постепенным подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением последствий кризиса 1570-1580-х гг. и неудачной Ливонской войны (1558-1583). В это время произошло усиление закрепощения крестьян (указы 1586, 1592-1593, 1597), повысились государственные налоги на податное городское население. К России была окончательно присоединена Западная Сибирь, построены русские крепости с городом Тобольском во главе; успешно осваивались южные пограничные районы и Поволжье, усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье. Важным событием царствования царя Фёдора стало учреждение патриаршества в 1589 г. Московская митрополия возвысилась до уровня патриархата, в результате чего Русская православная церковь в каноническом и юридическом отношениях стала независимой от Греческой православной церкви; на патриарший престол был избран митрополит Иов.

При царе Фёдоре в 1589 г. был издан Судебник, который был составлен для нужд северного крестьянства и представлял собой сборник действовавших узаконении и норм обычного права, определявших права и обязанности черносошенных крестьян, при этом за основу был взят Судебник Ивана IV. В новых главах были закреплены нормы о крестьянском сходе, земельных границах, сыске виновных. Статьи затрагивали наиболее важные стороны крестьянского хозяйства: конокрадство, сельскохозяйственные угодья, разграничение владений, наследование и пр.

При Фёдоре Иоанновиче улучшилось международное положение России: в результате Русско-шведской войны (1590-1593) были возвращены по Тявзинскому мирному договору (1595) города и районы Новгородской земли, захваченные Швецией во время Ливонской войны. Однако нарастали противоречия в отношениях России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством, Османской Турцией.

Фёдор Иоаннович скончался 7 (17) января 1598 г. и был погребён в Архангельском соборе Московского Кремля. С ним пресеклась московская ветвь династии Рюриковичей — потомков Ивана Калиты.

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Государство, История, Культура, искусство, музеи, Памятные даты, праздники, юбилеи, Политика, Соотечественники, земляки, диаспоры, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт
Региональные сайты: Ближний Восток, БРИКС (BRICS), Греция, Европа Восточная, Европа Центральная, Европейский союз, Крым Республика, Москва, Новгородская область, Польша, Россия, Северо-Западный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Скандинавия, Турция, Тюменская область, Тюменская область - Тобольск, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Швеция, Южный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282 тыс.; 5. Киев – 247 тыс. Санкт-Петербург – крупнейший город Российской империи (1,26 млн жителей)...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой, князь настолько поразился красоте тех мест, что распорядился основать город с многочисленными...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских казаков все было довольно четко регламентировано. Сначала долгая подготовка: снаряжение, конь...
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
06.06.2025 10:40 Персоны
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
6 июня исполняется 226 лет со дня рождения Александра Пушкина. Поэт умел радоваться простым вещам: вкусной еде, увлекательному чтению, разнообразным поездкам. Рассказываем, в чем еще Пушкин находил отраду и что особенно сильно его волновало, кроме творчества и повседневных дел. Хорошие стихи «Признаюсь, что одна только надежда получить из Москвы русские стихи Шапеля и Буало могла победить благословенную мою леность. Так и быть; уж не пеняйте, если письмо мое заставит зевать ваше пиитическое сиятельство; сами виноваты; зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, которого уж и без того дергает бешеный демон бумагомарания» (из письма от 27 марта 1816 года). Александр Пушкин любил проводить время за чтением сочинений князя Петра Вяземского — одного из своих самых близких друзей, поэта, публициста, историка, с которым познакомился в 1816 году...
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
03.06.2025 13:15 Аналитика
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
Во многих дневниках, мемуарах и путевых заметках иностранных гостей, побывавших в России, встречаются живописные, полные восхищения описания застолий, которые устраивали для них в трактирах, гостиницах и частных домах. Остается лишь догадываться, что именно так очаровывало их в русской кухне, но очевидно одно — она оставляла сильное впечатление, зачастую гораздо более яркое, чем архитектура или природа. Русская традиция накрывать щедрый стол уходит корнями в глубокую древность. Еще в летописных источниках можно найти свидетельства особого отношения к угощению. Так, знаменитое событие 1147 года, которое принято считать датой основания Москвы, сопровождалось, согласно Ипатьевской летописи, обильным застольем: князь Юрий Долгорукий устроил пышный обед в честь прибытия своего союзника, князя Святослава Ольговича. Подчеркнутая торжественность угощения как бы символизировала гостеприимство и готовность делиться щедротами стола — традиции, живущей в русском народе по сей день. В труде...