Сегодня 16.06.2025, 10:01 мск, публикаций: 11194, за сутки: пользователей 7838, просмотров 84399
Новости истории
10.06.2025 16:05
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 2487; сегодня: 200.

Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов

Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов

Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской".

О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой.

— Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура?

В.Воронин: У кубанских казаков все было довольно четко регламентировано. Сначала долгая подготовка: снаряжение, конь, оружие. Затем двухдневные проводы. Накануне проводов – молебен вместе со всей станицей, проверка атаманом, а затем "вечир". Весь вечер и всю ночь казака провожали родные, соседи и близкие. Центральным моментом были первые три обязательных тоста. На Кубани и сейчас сохранилась традиция третьего тоста на коня, во время которого собирали на подносе деньги, чтобы помочь отчасти компенсировать затраты на боевого коня. Прощальный вечер различался для женатых и холостых. Неженатому девушки повязывали платочки, а супруге женатого давали печальник – особый головной убор, который она носила, пока муж служил. Это важное социальное различие в обрядовом комплексе.

А.Яровой: На Дону проводы также проходили в два дня, в них выделялись семейный и общественный этапы. Символически отмечались переходы границ: порог, двор, юрт. Важно было все: служба в церкви, освящение воинского оружия, окропление коня. Подмечали, как казак садился на коня, которого седлали брат или отец, а по поведению коня гадали о дальнейшей судьбе воина. Жена заклинала коня, падала ему в ноги и умоляла: "Привези его назад". Примечательно, что на Нижнем Дону казак не выходил из куреня спиной вперед, а шел прямо к коню.

— Какие ритуалы помогали казаку обязательно вернуться?

В.Воронин: Например, у кубанцев бытовал трогательный обычай. Мать давала казаку пирожок, говоря: "Откусы". Затем надкусанную часть она клала в святой угол со словами: "А як вернэшься – доесы". Это создавало символический долг, который надо вернуть, а значит, и казак обязан вернуться.

А.Яровой: На Дону, например, давали благословение в виде иконки Иоанна Воина, записанные на листе молитвы, кусочки ладана для сохранения во время боя казака и коня. Казаку вручали горсть родной земли, завернутой в лоскутик, которую он укладывал в "через" (гаманок). Землю использовали как оберег или даже как лекарство. Считалось, что она обладает чудодейственной силой отеческого края. А если казаку суждено погибнуть, то горсть родной земли будет у него на груди.

— Как провожали казака в путь?

В.Воронин: Утро после "вечира" начиналось у кубанцев с родительского благословения и вывода со двора. Здесь существовала особая символика – казака часто выводили спиной вперед. Хотя в обычной жизни возвращаться считалось дурной приметой, в обряде проводов мать, наоборот, трижды окликала сына, заставляя его вернуться, и лишь на третий раз он уходил окончательно. Затем все уходящие на службу казаки собирались на площади, где вновь проводился молебен с напутствиями атамана и священника. Там пили три чарки: за путь, за службу и за возвращение. После процессия из уходящих и провожающих двигалась до границы населенного пункта к символическим местам вроде провожательного дуба или ридной могилы. Там снова поднимали три чарки: за путь на службу, за саму службу и за возвращение домой. На границе станичного юрта делали последнюю остановку, где вновь поднимали чарки за успешную службу. Это была завершающая часть обряда. Провожающие возвращались, "гладили дорожку" – обычай, сохранившийся до наших дней. А казаки отправлялись дальше, переходя в совершенно иной, военный мир.

А.Яровой: Уходя, донец стрелял в землю, переезжая ворота. Когда он вскакивал на коня, ему подавали пику, а отец вел его коня под уздцы к церкви, где служили молебен, затем кропили святой водой оружие, людей и лошадей. Потом все шли до прощального бугра или кургана, где ставили столы, пили стременную, джигитовали и наездничали. Уходящие мочили головы донской водой, прощались с родной рекой…

— Что из этого сохранилось сегодня?

В.Воронин: Многие элементы живы: выводят спиной, "гладят дорожку", благословляют. Например, на фото 1961 года из станицы Староминской видно, как парню вешают платочки – как и сто лет назад. Но часто это уже смесь казачьей традиции и отголосков советских проводов в армию.

А.Яровой: В настоящее время проявление традиционной культуры донских казаков подобно мерцанию драгоценных осколков: дают землю, благословляют, но все это подверглось деформации, изменению, советской регламентации и фантазиям Домов культуры, если они принимали в этом участие. Проводы остались на семейном уровне. Например, мне доводилось видеть, как в станице Егорлыкской уходящему на службу в качестве дедовского оберега давали медаль за Русско-японскую войну. Иногда мать вышивала "через" (гаманок), писала на нем имя казака, какого он войска, клала туда молитву и родную землю.

— В чем суть и глубинная народная мудрость этих обрядов?

В.Воронин: В старину верили, что во время проводов слова летят Богу в уши. Чем больше добрых напутствий – тем крепче дух казака и удачней исход его службы. В данном аспекте ритуалы и обряды – это не магия и не театр, а скорее мощная психологическая поддержка, чтобы казак шел защищать родную землю с твердым ощущением тыла, зная: дома его ждут, за него молятся.

А.Яровой: На Дону суть такого обычая была проста: благословить на успешный добычливый поход, дать рекомендации, которые являлись наследием удалых набегов, но с течением времени превратились в регламентированную службу. Фактически у казаков весь обряд проводов на службу и войну – это проводы воина в поход, на войну, которая мыслилась как поле чести, место, где взвешивались все поступки человека, который отдавал себя во власть Божьей воли. Это и есть настоящая казачья традиция.

— Насколько глубоко представлен в научной литературе обряд проводов казаков на службу и на войну? Какие ключевые работы ему посвящены?

А.Яровой: Эта тема довольно подробно освещена во многих фундаментальных трудах по казачьей культуре. До недавнего времени лучшие работы, посвященные символизму и проводам у донских казаков и казаков-некрасовцев, были написаны ростовским этнографом и историком, кандидатом исторических наук Сергеем Вячеславовичем Черницыным. Казачьи проводы описывались также в коллективной монографии 2005 года "Очерки традиционной культуры казачеств России" под редакцией выдающегося кубанского историка казачества Николая Ивановича Бондаря, где подробно разбирается символика многих обрядов жизненного цикла, включая проводы казака на военную службу. Там же отмечается, что у кубанцев и донцов, при всей общности структуры, были важные локальные различия – от набора оберегов до роли коня в ритуале. Кроме того, традиции проводов на службу верховых донских казаков достаточно подробно описаны в трудах доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Южного научного центра Российской академии наук, профессора Волгоградского государственного университета Марины Александровны Рыбловой.

В.Воронин: Не менее ценны и мемуарные источники. Например, в книге Федора Ивановича Елисеева "Первые шаги молодого хорунжего" описаны проводы на службу кубанских казаков в начале XX века – как раз на стыке исторической традиции и новых армейских порядков. Там, кстати, упоминается, что даже в военных училищах сохранялись элементы старинного обряда, в том числе обязательное благословение иконами перед отправкой на фронт.

— То есть традиция не исчезла даже с изменением формы службы?

А.Яровой: Традиция столетиями поддерживалась институтом и авторитетом Русской православной церкви. На Дону священники активно участвовали в проводах с XVII века. Проблема заключается в советском периоде активной борьбы с любыми проявлениями казачьей культуры. Но элементы проводов, как отмечал доктор исторических наук Александр Павлович Скорик, проявлялись и в 1930-е годы, когда казаков реабилитировали в глазах советской власти. Сегодня мы видим желание многих людей обратиться к своим истокам, но информации действительно крайне мало, особенно правдивой информации.

В.Воронин: Сейчас идет процесс активной научной реконструкции. В упомянутых "Очерках..." обряд анализируется в контексте "переходных ритуалов". Это помогает отделить исконные элементы от поздних наслоений. Основная проблема в том, что многие детали обрядов и обычаев казаков известны сегодня лишь по фрагментарным воспоминаниям стариков – носителей казачьей культуры, которых с каждым годом становится все меньше.

Изображение (фото): Сергей Гавриляченко. «Осень. Проводы». Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова


Исторические события:

Тематические сайты: История, Кино и ТВ: программы, фильмы, актеры, Культура, искусство, музеи, Наука, Патриотизм, Семья, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: Азия Юго-Восточная, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS), Волгоградская область, Волгоградская область - Волгоград, Краснодарский край, Россия, Ростовская область, СССР, Южный федеральный округ, Япония
Поделиться:

Интересно:

Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282 тыс.; 5. Киев – 247 тыс. Санкт-Петербург – крупнейший город Российской империи (1,26 млн жителей)...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой, князь настолько поразился красоте тех мест, что распорядился основать город с многочисленными...
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
06.06.2025 10:40 Персоны
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
6 июня исполняется 226 лет со дня рождения Александра Пушкина. Поэт умел радоваться простым вещам: вкусной еде, увлекательному чтению, разнообразным поездкам. Рассказываем, в чем еще Пушкин находил отраду и что особенно сильно его волновало, кроме творчества и повседневных дел. Хорошие стихи «Признаюсь, что одна только надежда получить из Москвы русские стихи Шапеля и Буало могла победить благословенную мою леность. Так и быть; уж не пеняйте, если письмо мое заставит зевать ваше пиитическое сиятельство; сами виноваты; зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, которого уж и без того дергает бешеный демон бумагомарания» (из письма от 27 марта 1816 года). Александр Пушкин любил проводить время за чтением сочинений князя Петра Вяземского — одного из своих самых близких друзей, поэта, публициста, историка, с которым познакомился в 1816 году...
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
03.06.2025 13:15 Аналитика
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
Во многих дневниках, мемуарах и путевых заметках иностранных гостей, побывавших в России, встречаются живописные, полные восхищения описания застолий, которые устраивали для них в трактирах, гостиницах и частных домах. Остается лишь догадываться, что именно так очаровывало их в русской кухне, но очевидно одно — она оставляла сильное впечатление, зачастую гораздо более яркое, чем архитектура или природа. Русская традиция накрывать щедрый стол уходит корнями в глубокую древность. Еще в летописных источниках можно найти свидетельства особого отношения к угощению. Так, знаменитое событие 1147 года, которое принято считать датой основания Москвы, сопровождалось, согласно Ипатьевской летописи, обильным застольем: князь Юрий Долгорукий устроил пышный обед в честь прибытия своего союзника, князя Святослава Ольговича. Подчеркнутая торжественность угощения как бы символизировала гостеприимство и готовность делиться щедротами стола — традиции, живущей в русском народе по сей день. В труде...
Как жили иноземные купцы в России в начале XVII века
02.06.2025 10:14 Аналитика
Как жили иноземные купцы в России в начале XVII века
Стоит сказать "Смута", добавив к этому "иностранцы", как в памяти всплывают имена иностранных наемников, сражавшихся в рядах иноземного войска, заполонившего страну, - капитана Жака Маржерета, Конрада Буссова, и встают картины сражений и битв, сопровождаемые насилием и мародерством. Однако эта картина далеко не полна. Наряду с наемными воинами страну посещали и мирные или иноземцы - купцы. Они добывали свое пропитание не в огне битв, а на рынках, где развертывались отнюдь не кровопролитные бои, но мирный, хотя и упорный торг. Памятниками этих словесных сражений остались немецко-русские словари-разговорники. Традиция их составления восходит к середине XIII века, она не прерывалась и позднее, даже в годы Ливонской войны, когда, казалось бы, ни немцам, ни русским было не до торговли. На самом деле это совсем не так. Неточно говорить и о "немцах", не уточняя, о ком именно идет речь - ганзейцах ли северо-немецких городов, традиционно связанных крепчайшими узами с русскими городами...