Сегодня 12.11.2025, 11:02 мск, публикаций: 12184, за сутки: пользователей 9808, просмотров 43448
Новости истории
12.01.2024 09:27
Персоны.
Просмотров всего: 7625; сегодня: 3.

О режиссере, который снял первый звуковой фильм, рассказали в РГАЛИ

О режиссере, который снял первый звуковой фильм, рассказали в РГАЛИ

Дзига Вертов (1896–1954) стал одним из тех режиссеров, которые стояли у истоков зарождения документального кино, он снял первый звуковой фильм в СССР, применил эффект замедленного движения и придумал приемы, которые до сих пор используют в кинематографе.

Давид (Денис – после 1907 г.) Абелевич Кауфман, таково было его имя при рождении, появился на свет в семье книготорговца. Вслед за ним в семье родились еще два мальчика, также ставшие также кинематографистами: Михаил (Моисей) – советский кинооператор и режиссер художественного и документального кино и Борис (Борух) – французский и американский кинооператор, кинорежиссер и продюсер. Все дети довольно рано заинтересовались модной тогда фотографией и сумели сами сконструировать камеру-обскура, а заодно фотографировали сверстников подаренным им фотоаппаратом.

Профессиональное становление Дениса началось не с художественного обучения: после окончания реального училища он поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, а в 1917 г. продолжил учебу на юридическом факультете Московского университета, одновременно работая в отделе хроники Московского кинокомитета при Наркомате просвещения. Денис, твердо решивший связать свою жизнь с кино, взял себе псевдоним Дзига Вертов – от польского dziga («волчок») и русского слова «вертеться».

С 1 июня 1918 г. в Советской России стал выходить киножурнал «Кинонеделя», киновыпуски расходились с агитпоездами по всей стране. Подготовкой киножурналов увлеченно занимался Дзига Вертов. А летом 1918 г. он смонтировал свой первый фильм-хронику «Годовщина революции».

Последующая история этого фильма уникальна, поскольку несмотря на его популярность и создание для проката 40 копий (!), хотя обычно делалось 3–5 копий, в годы Гражданской войны фильм был утрачен. Литературно-инструкторский поезд ВЦИК возил и показывал ленту по всей стране, и к началу 1920-х гг. позитивные копии «Годовщины революции» пришли в негодность, а негатив, по практике тех лет, был использован для других кинохроникальных фильмов.

Киновед С.М. Ишевская в 2017 г. в фонде В.В. Маяковского в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 1. Ед.хр. 82) нашла афишу, в которой были приведены титры фильма, что дало точное представление о количестве и последовательности кинофрагментов. Искусствоведу Н.И. Изволову удалось обнаружить в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) все фрагменты кинокартины, оцифровать их и осуществить повторный монтаж. Таким образом, был воссоздан легендарный фильм Дз. Вертова.

Возвращаясь к 1918 г., надо сказать, что карьера молодого режиссера шла настолько успешно, что осенью он возглавил Киносекцию Отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Вскоре он был командирован на фронт для руководства съемкой военных действий в ходе Гражданской войны, ездил с агитпоездами в качестве инструктора-организатора. Кадры, снятые во время поездок, вошли в выпуски хроники, а затем в созданные им документальные фильмы «История Гражданской войны» и «Агитпоезд ВЦИК». По инициативе Дз. Вертова начался выпуск тематических киножурналов «Киноправда». За 1922–1925 гг. вышло 23 номера журнала.

В 1925 г. Вертов приступил к созданию фильмов «Шагай, Совет! (Моссовет в настоящем, прошлом и будущем)», а через несколько лет – «Шестая часть мира». Оба фильма на самом деле выросли из рекламы Госторга. Однако киноленты настолько проникновенно рассказывали о Советском Союзе и его людях, что в итоге вышли за рамки рекламной «фильмы».

Параллельно с режиссерской работой Дз. Вертов выступил как теоретик нового направления в документальном кино, публикуя в печати статьи-манифесты, обосновывавшие методы и практические искания группы «Кино-оков» – творческого объединения советских кинодокументалистов.

В 1927 г. Дз. Вертов переезжает в Киев и на втором по мощности в СССР после «Совкино» государственном кинообъединении, на студии Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) создает документальный фильм «Одиннадцатый» (1928), посвященный одиннадцатой годовщине Советской власти.

В 1929 г. вышел его знаменитый «Человек с киноаппаратом». Эта лента стала одной из самых известных работ режиссера и одновременно воплощением главных идей и принципов документального кино группы «Кино-оков» и самого Дз. Вертова. По его словам, фильм сделал попытку «оформить факты стопроцентным киноязыком», минуя приемы литературы и театра.

В 1930 г. Дз. Вертов снял первый в СССР документальный звуковой фильм «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). Пафос преобразований индустриализации как главного «инструмента» формирования нового человека эпохи коммунизма настолько захватил режиссера, что в следующем году он приступает к работе над фильмом «Три песни о Ленине». В него вошли кадры из его более ранних фильмов – «Ленинская киноправда», «В сердце крестьянина Ленин жив». В 1937 г. он создал фильм «Колыбельная», посвященный судьбе женщины в Советском Союзе и ее противопоставлению участи женщины за рубежом. Однако прямолинейность замысла и явно пропагандистское воплощение (как и «несуразность» первых вариантов сценария) привели к тому, что уже через пять дней после выхода в прокат картина была снята.

Последним предвоенным фильмом Дз. Вертова стала лента «Три героини» – о летчицах М.М. Расковой, П.Д. Осипенко, В.С. Гризодубовой.

Во время Великой Отечественной войны он работал в Алма-Ате на знаменитой Центральной Объединенной киностудии (ЦОКС), где создал фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» (1944) и «В горах Ала-Тау» (1944), посвященные жизни и борьбе советского тыла.

После возвращения в Москву Дз. Вертов вернулся на Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ), но ситуация существенно изменилась, и те принципы кинодокументалистики, которым режиссер остался верен, уже не воспринимались ни зрителем, ни весьма чутким к новым веяниям руководством киноотрасли. Подавляющее большинство его проектов отклонялось, он был отстранен от кинопроизводства – с обвинением в «отрыве от народа». Исповедуемые ранее режиссером пропагандистские приемы, актуальные на заре кинодокументалистики периода Гражданской войны, через четверть века воспринимались уже как механистические и примитивные. В последние годы жизни единственным проектом Дз. Вертова стал выпуск киножурнала «Новости дня». Всего до его ранней кончины появилось 55 выпусков.

Прошли годы, и творчество Дз. Вертова вновь стало интересно. Его работы изучают киноведы, манифестам «Кино-оков» посвящены многочисленные статьи, вышедшие в России и за рубежом, монографии Н.П. Абрамова и Л.М. Рошаля, сборник воспоминаний. В 1966 г. появился сборник произведений Дз. Вертова, куда вошли его статьи, сценарии, отрывки из дневников.

РГАЛИ является одним из главных хранителей материалов Дз. Вертова. Они сконцентрированы в его фонде (Ф. 2091), состоящем из двух описей, 764 единиц хранения.

Материалы первой описи были переданы в архив в 1958 г. вдовой Вертова – Елизаветой Игнатьевной Свиловой, которая и сама была выдающимся режиссером и монтажером документального кино, работала как вместе с мужем, так и над отдельными проектами. Ее фильм «Зверства фашистов» (1946) стал вещественным доказательством на Нюрнбергском процессе. Документы, составившие вторую опись, были переданы в РГАЛИ после смерти Е.И. Свиловой ее сестрой.

В фонде широко и полно представлены творческие и биографические материалы. Кроме того, документальные материалы Дз.Вертова имеются в других личных фондах РГАЛИ: В.Б. Шкловского (Ф. 562), С.М. Эйзенштейна (Ф. 1923), О.М. Брика (Ф. 2852), М.А. Кауфмана (Ф. 2986), Э.И. Шуб (Ф. 3035), в фонде Госкиноиздата (Ф. 966) и др.

Текст: И.Л. Решетникова, Российский государственный архив литературы и искусства.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Дзига Вертов. Конец 1920-х гг. РГАЛИ
Дзига Вертов. Конец 1920-х гг. РГАЛИ

Афиша фильма «Киноглаз». 1924 г. РГАЛИ
Афиша фильма «Киноглаз». 1924 г. РГАЛИ

Рабочие моменты съемки документального фильма «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). 1930 г. РГАЛИ
Рабочие моменты съемки документального фильма «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). 1930 г. РГАЛИ

Схема организации творческой лаборатории и выпуска фильмов «Кино-корреспондент». 1936 г. РГАЛИ
Схема организации творческой лаборатории и выпуска фильмов «Кино-корреспондент». 1936 г. РГАЛИ

«Годовщина революции». Перечень сцен картины-хроники Московского кинокомитета. 1918 г. РГАЛИ
«Годовщина революции». Перечень сцен картины-хроники Московского кинокомитета. 1918 г. РГАЛИ

Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ
Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ

Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ
Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ

Тематические сайты: Авиация, Издательство, полиграфия, История, Кино и ТВ: программы, фильмы, актеры, Культура, искусство, музеи, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: Азия Центральная, Америка Северная, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Донецкая Народная Республика, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европа Восточная, Европа Центральная, Европейский союз, Казахстан, Луганская Народная Республика, Москва, Россия, Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, СНГ - Содружество независимых государств, Соединенные Штаты Америки, СССР, Украина, Украина - Киев, Франция, Центральный федеральный округ, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества
Поделиться:

Интересно:

Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности, паники, дезориентации, деморализации – в таком состоянии противником легче манипулировать и вести...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел был взят новгородским князем Святославом Игоревичем, внуком Рюрика и сыном киевского князя Игоря и...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные ответы на выкрики зазывал: Меж долами, меж горами Сидит баба с пирогами. Она недорого берет...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие — что он обнаружил предмет в музейных запасниках в 1938-м, сообщает Discovery. Сам сосуд...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов: на одном здании их могло быть три, пять и даже семь, тогда как византийские чаще были...