Сегодня 12.11.2025, 11:30 мск, публикаций: 12185, за сутки: пользователей 9807, просмотров 43707
Новости истории
11.11.2024 10:03, Редакция: 08.11.2024 12:42
Аналитика.
Просмотров всего: 5186; сегодня: 1.

Стойкость майора Гаврилова потрясла даже немцев

Стойкость майора Гаврилова потрясла даже немцев

Образ этого человека запечатлен в скульптурной композиции "Мужество", установленной в Брестской крепости. Эта композиция изображена на рублевой белорусской монете из серии, посвященной 60-летию освобождения республики от фашистских оккупантов. Выпущена в 2004 году. А в Приднестровье на 25-рублевой монете этот монумент изображен в другом ракурсе. Эта монета отчеканена в 2020 году.

Кто этот человек? Какие испытания выпали на его долю?

Петр Михайлович Гаврилов (1900 - 1979). Родился он в Татарстане. Рано осиротел. Батрачил. Вступив в рабочую гвардию, участвовал в установлении советской власти в Казани. В Красной армии с 1918 года. Воевал на фронтах Гражданской войны. Из Владикавказской пехотной школы вышел офицером (1925), командовал взводом, ротой, батальоном. Окончив академию им. Фрунзе (1939), майор Гаврилов получил назначение командиром стрелкового полка.

Накануне Великой Отечественной полк базировался в Брестской крепости, поэтому 22 июня 1941 года первым принял удары немецко-фашистских войск. Эти вероломные удары артиллерии и авиации разъединили части, размещенные в крепости.

Гаврилов собрал солдат из разных подразделений в боевую группу и возглавил оборону крепости на Кобринском направлении. Через неделю боев один из германских командиров писал в донесении: "Сюда нельзя было подступиться, имея только пехотные средства. Оставалось одно решение - голодом и жаждой вынудить русских сдаться в плен". На ультиматум, предъявленный защитникам крепости, они ответили своим решением - сражаться до конца. Женщинам Гаврилов приказал покинуть позиции, чтобы спасти детей.

30 июня немцы предприняли решающий штурм. В результате мощного артобстрела взорвался склад боеприпасов, на защитников обрушились бомбы с отравляющими веществами, пламя огнеметов. Гаврилов с двумя десятками уцелевших товарищей укрылся в подземных казематах. Оттуда бойцы вели огонь по фашистам. Попытка прорваться в Беловежскую пущу не удалась. 12 июля в живых оставалось только трое. А вскоре майор остался один. 23 июля он дал захватчикам последний бой.

Стойкость Гаврилова потрясла даже немцев - его, оглушенного взрывом вражеской гранаты, искромсанного осколками, не пристрелили. Раненый, контуженный, истощенный до крайности, он очнулся в плену. Чудом выжил.

Но с разгромом гитлеровцев испытания не закончились - Гаврилов разделил участь многих собратьев по плену, на которых нередко смотрели, мягко говоря, косо.

Несколько лет Петр Михайлович надеялся найти следы жены и сына, с которыми расстался в первые дни войны, но тщетно. Даже женившись вторично, продолжал поиски. Только в 1956 году обнаружил парализованную жену в захолустном доме инвалидов. Перевез ее к себе и до последнего часа заботился о ней вместе со второй супругой.

После появления цикла радиопередач писателя Сергея Смирнова "В поисках героев Брестской крепости" Гаврилова восстановили в партии (ее членом он был с 1922 года), присвоили звание Героя Советского Союза (1957). Мужественному офицеру поставлен памятник в родной деревне, а его прах покоится в Бресте.

В Брестской крепости мне впервые довелось побывать в 1980 году. Едва увидев "Мужество" - главный монумент мемориала, сразу понял, когда и при каких обстоятельствах видел лицо, очень похожее на то, что глядело на меня с изваяния.

Это случилось в Ростове-на-Дону ранней весной 1957 года. В школе нам объявили, что в воскресенье будем смотреть кино "Бессмертный гарнизон". Ясное дело - о войне. А раз так, то ребятни в зал набилось под завязку. Минут за десять до начала пионервожатая отвела меня в сторонку и сказала, что вот-вот может подъехать не просто ветеран, а участник обороны Брестской крепости Петр Михайлович Гаврилов, Герой Советского Союза. А мы вдвоем должны встретить его, провести на сцену. Мне же поручается повязать гостю пионерский галстук.

Золотые Звезды я видел и раньше, и не раз. Героем был командующий Северо-Кавказским военным округом маршал Андрей Иванович Еременко, дважды Героем - его заместитель генерал-полковник Исса Александрович Плиев, трижды Героем - командующий истребительной авиацией ПВО генерал Александр Иванович Покрышкин. Сейчас такое созвездие может мелькнуть разве что по телевизору. А моему поколению повезло: замечательные люди находили время бывать на пионерских сборах и слетах, даже на классных собраниях школьников. Они не считали это зазорным или обременительным. Напротив - как и подобает старшим, выполняли свой человеческий долг перед теми, кто придет им на смену.

Мы с вожатой вышли на улицу, вглядывались в каждую легковушку. Вожатая почему-то не сомневалась, что настоящего героя непременно должны привезти на машине. Неподалеку была остановка трамвая, но мы не очень-то смотрели в ту сторону. И напрасно - почти случайно заметили, что из вагона вышел всего один человек и стал смотреть по сторонам, как бы прикидывая, куда идти.

- Сбегай на всякий случай, - встрепенулась вожатая. - Спроси, уж не он ли?

Оказалось - он. Похоже, выступать перед полным залом он не привык. Очень простыми словами, даже как-то смущенно, без особых подробностей рассказал о начале войны, о том, как в окружении приходилось беречь патроны и гранаты, какой кровью доставалась каждая фляжка воды, как тяжело терять боевых товарищей. Посоветовал внимательно смотреть фильм: разумеется, это не кинохроника, но в принципе все так и было.

Потом я повязал ему красный галстук, и мы спустились в зал. Для почетного гостя держали место в центре первого ряда.

- Может, лучше мне сесть с краю, - предложил Петр Михайлович. - Чтобы не загораживать. А то из-за меня ребятишкам экран не будет видно.

И пересел. Я пристроился рядом. Свет погас, началась кинокартина. Она захватила нас, не могла не захватить, ведь у многих моих сверстников отцы побывали на фронте, но, как правило, не любили вспоминать о войне.

Будь я повзрослее, то наверняка чаще бы поворачивался к соседу, чтобы увидеть, как живой герой воспринимает изображение того, что он пережил в действительности. По правде говоря, иногда я бросал взгляд направо - там отсветы с экрана играли на гранях прикрепленной к пиджаку Гаврилова Золотой Звезды.

Когда фильм закончился, я спросил у Петра Михайловича, можно ли мне эту звезду потрогать. Он разрешил. И я впервые в жизни прикоснулся к замечательной награде, даже чуть-чуть приподнял ее пальцем.

- Ух, какая тяжелая, - вырвалось невольно.

- Тяжелая, - согласился Петр Михайлович. И не стал объяснять, что золото - металл не из легких.

Текст: Тимофей Кузнецов. Российская газета.

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Памятные даты, праздники, юбилеи, Патриотизм, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: Беларусь, Беларусь - Брест, Германия, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европа Восточная, Европа Центральная, Европейский союз, Приволжский федеральный округ, Россия, Ростовская область, Ростовская область - Ростов-на-Дону, СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь, СССР, Татарстан Республика, Южный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности, паники, дезориентации, деморализации – в таком состоянии противником легче манипулировать и вести...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел был взят новгородским князем Святославом Игоревичем, внуком Рюрика и сыном киевского князя Игоря и...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные ответы на выкрики зазывал: Меж долами, меж горами Сидит баба с пирогами. Она недорого берет...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие — что он обнаружил предмет в музейных запасниках в 1938-м, сообщает Discovery. Сам сосуд...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов: на одном здании их могло быть три, пять и даже семь, тогда как византийские чаще были...