Сегодня 18.07.2024, 01:19 мск, публикаций: 7537, за сутки: пользователей 9325, просмотров 111403
05.07.2024 15:12
Персоны.
Просмотров всего: 1826; сегодня: 4.

Кони, люди и загадки казака Митрофана Грекова

Кони, люди и загадки казака Митрофана Грекова

Художник от Бога – это, как ни странно, далеко не всегда означает умение талантливо изображать все на свете. Скажем, гений рисования морских волн Иван Айвазовский, когда пришла пора писать картину "Прощание Пушкина с Черным морем", позвал в соавторы Илью Репина, чтобы тот изобразил поэта. "Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку", – кокетничал затем Репин. На самом деле одному было дано грандиозно изображать водную стихию, а второму – людей.

Родившемуся 15 июня 1882 года в одном из хуторов Войска Донского казаку Митрофану Господь даровал умение писать коней, чтобы те были реалистичней живых даже. И кавалеристов, чтобы за каждым образом судьба читалась. Самое же сильное место в творчестве художника, которого теперь все мы знаем под именем Митрофана Грекова, это дар наполнять картину подлинной атмосферой боев и перерывов между сражениями, дыханием истории.

Донская "Санта-Барбара"

Непревзойденный российский и советский баталист даже сопротивлялся узкой специализации своего таланта. Впрочем, не слишком настойчиво. Попробовав писать нейтральные пейзажи, он понял, что это не совсем его. Зато с конными сценами и образами брутальных воинов проблем у него не было никогда.

Понятное дело, этому способствовал казачий быт, который окружал будущего художника с самого его рождения. Убедительно нарисовать коня, не зная его повадок да элементарной анатомии этого животного, нереально. А уж людей тем более надо видеть в бою, до него и после, чтобы выхватить важные черты характеров, суметь перенести их на холст. Практических наблюдений в этом смысле у Митрофана Грекова хватало.

Другое дело, что Грековым он был не всегда. Это одно из неоднозначных мест в биографии выдающегося донского казака. От появления на свет и до 1911 года он был Митрофаном Павловичем Мартыщенко, а уж потом превратился в Митрофана Борисовича Грекова.

Историки и искусствоведы приводят самые разные вариации на загадочную тему смены живописцем паспортных данных. Наподобие такой донской "Санта-Барбары": мать художника своего мужа Павла Мартыщенко не любила, а жила душа в душу с формально женатым помещиком Борисом Грековым. Изначально их сына записали на неудавшегося законного супруга, а уж потом…

Донские краеведы трудились над этой темой долго и увлеченно. Грековы – один из самых знаменитых донских дворянских родов. Если придерживаться версии из предыдущего абзаца, то по крови художник Митрофан – внук войскового старшины Ивана Грекова, основателя хутора Ивановка, вполне зажиточного помещика.

Впрочем, добровольное перемещение художника с одного генеалогического дерева на другое было его частным делом. Да, для историков и светских хроникеров любопытное, но для искусствоведов не такое уж и принципиальное. Великолепные картины Митрофана Грекова мы наверняка ценили бы ничуть не меньше, останься он навсегда Митрофаном Мартыщенко.

Из казаков в кирасиры и обратно

К созданию своих классических теперь уже полотен донской баталист мчался стремительно и целенаправленно. Через учебу в Одесском художественном училище и Санкт-Петербургской академии художеств, работу с великими мастерами Ильей Репиным и Францем Рубо (автором панорам "Оборона Севастополя" и "Бородинская битва") и армейскую службу.

Рисование – это хорошо и важно, но без армейских будней казаку никак. В 1912 году, в солидном уже 30-летнем возрасте, Греков поступил в лейб-гвардии Кирасирский полк.

В некоторых биографических справках можно встретить строку, дескать, служил он в лейб-гвардии Атаманском полку. Скорее всего, здесь сработал стереотип. Да и велико исследовательское искушение вписать видного художника из казаков (но и дворян) в привилегированный казачий полк.

Сам Греков оставил недвусмысленное указание на место своей службы в виде картины "Атака лейб-гвардии Кирасирского полка под Кульмом в 1813 году".

Но и собственно казачьим боевым будням Митрофану Грекову пришлось уделить самое пристальное внимание. Вступление России 1 августа 1914 года в Первую мировую войну не оставляло ему иного выбора, кроме отправки на фронт.

Младший урядник был зачислен в 19-ю особую (ополченческую) Донскую казачью сотню. Воевал на Юго-Западном фронте, в том числе участвовал в беспрецедентном Брусиловском прорыве.

Трехлетний опыт боевых действий, ранение, звание старшего урядника, огромное количество зарисовок и фронтовых наблюдений – с этим обширным багажом вернулся Митрофан Греков на Дон в 1917 году.

Его наброски и наблюдения легли в основу целого цикла Грековских картин, среди которых "Выезд казачьей батареи на позиции", "Урядник 19-й сотни", "Казачий разъезд на разведке", "Уральский казак" и другие.

Союз тачанки и мольберта

Но самые эпохальные работы Митрофана Грекова связаны с Гражданской войной на юге России. Художник, что не так уж и логично, если учитывать его дворянские корни, с энтузиазмом принял советскую власть.

Его работы, посвященные Первой конной армии, величественные и искренние. За полотнами просматривается осознанный мировоззренческий выбор, но никак не случайность или, упаси Господи, конъюнктура.

Другое дело, что понравиться эти картины могут только красной стороне конфликта. Белые на холстах Грекова, как правило, находятся в удрученном состоянии.

Баталист дружил с главными авторитетами Первой конной Семеном Буденным и Климентом Ворошиловым. Скорее всего, без пропагандистской составляющей в этом военно-творческом союзе не обошлось. Зато была эта пропаганда крутой, на уровне высокого искусства.

Картины "В отряд к Буденному", "Тачанка", "Кавалерийская атака", "Трубачи Первой конной" (1934) стали ярчайшими иллюстрациями к истории Гражданской войны.

За создание диорамы "Взятие Ростова" в 1929 году баталисту преподнесли золотые часы с надписью "Мастеру художественного батального слова М.Б.Грекову от 1-й Конармии". Высокое признание.

Прерванный "Штурм Перекопа"

Митрофан Греков умер до обидного рано, всего-то в 52 года – самый расцвет творческих сил. Произошло это в Крыму в 1934 году, где баталист трудился над панорамой "Штурм Перекопа".

Похоронен художник на Новодевичьем кладбище в Москве. Памятник символизирует высшие достижения Грекова на его жизненном пути – рядом с ростовой фигурой живописца бронзовые буденовка, кавалерийская труба, казачья шашка.

Картины донского казака хранятся в Третьяковской галерее и других художественных музеях России.

В системе наград Министерства обороны Российской Федерации существует медаль "Художник Греков". Она предназначается военным и гражданским мастерам искусств за создание высокохудожественных произведений на военно-патриотическую тематику, организацию деятельности и обучение военных художников.

Текст: Руслан Мармазов.

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Патриотизм, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры, Художественный салон
Региональные сайты: Европа Восточная, Крым Республика, Москва, Россия, Ростовская область, Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, СНГ - Содружество независимых государств, СССР, Украина, Украина - Одесса, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

Фестиваль, посвящённый Битве при Молодях, пройдет в Подмосковье
17.07.2024 12:55 Мероприятия
Фестиваль, посвящённый Битве при Молодях, пройдет в Подмосковье
27 июля 2024 года в селе Молоди городского округа Чехов Московской области исторический фестиваль «Гуляй Город», посвящённый Битве при Молодях 1572 года. Об этом сообщает пресс-служба администрации городского округа Чехов. Фестиваль предполагает участие клубов и отдельных участников занимающихся военно-исторической реконструкцией народов Московского царства, татар и других народов Поволжья, турок, народов Кавказа и средней Азии, народов Восточной, Западной Европы и др. середины XVI - XVII веков, чье участие в Молодинской битве исторически обоснованно. Фестиваль пройдёт в формате живой истории, любой гость сможет стать не просто очевидцем, но и участником событий истории. Гостям выпадет уникальная возможность побывать в самом центре исторических мероприятий. Посетителей ждут выступления творческих коллективов Московской области, театрализованная военно-историческая реконструкция Битвы при Молодях, традиционные русские игры и забавы, мастер-классы, исторический лагерь...
Память о партизане Константине Чеховиче будет жить в веках
16.07.2024 9:06 Новости
Память о партизане Константине Чеховиче будет жить в веках
Взрыв кинотеатра в городе Порхов Псковской области 13 ноября 1943 года называют одной из крупнейших партизанских диверсий в Великой Отечественной войне. От взрыва погибло 760 немецких военнослужащих, в том числе более 40 офицеров и два генерала. А осуществил взрыв Константин Александрович Чехович. Это великий ратный подвиг, вошедший в историю. Героя уже нет с нами, но память о его бесстрашии жива и будет жить в веках.  Константин Александрович Чехович родился 18 сентября 1918 года в Одессе. Окончил Одесский индустриальный институт и по распределению работал в Горловке Сталинской области (с 1961 года — Донецкая область) на коксохимическом заводе №3 заместителем начальника электроотдела. В 1939 году Ворошиловским райвоенкоматом города Горловки Чехович был призван в Красную армию. С сентября 1939 года служил в 94-м Отдельном стрелковом батальоне 10-й стрелковой дивизии в местечке Годутишки в Западной Белоруссии. После подписания договора с прибалтийскими странами о создании в них...
Печати Юрия Долгорукого и нотаря Григория обнаружены учеными в Суздале
15.07.2024 17:21 Новости
Печати Юрия Долгорукого и нотаря Григория обнаружены учеными в Суздале
Печати, скреплявшие официальные документы, – важнейшая категория археологических находок, связанных со сферой властных отношений и организации светского и церковного управления в средневековой Руси, и едва ли не единственная группа артефактов, для которых может быть установлена их персональная принадлежность конкретным историческим лицам. В Новгороде и Пскове при археологических раскопках собраны сотни актовых печатей, но в большинстве других древнерусских городов их находки немногочисленны. В Суздале за все время его археологического изучения найдены лишь 4 свинцовые печати. Недавние раскопки пополнили эту коллекцию двумя новыми буллами. Одна из них – печать с погрудным изображением св. Георгия и княжеским знаком. Святой на лицевой стороне изображен с копьем и щитом, с точечным нимбом вокруг головы, по сторонам головы колончатая надпись ГЕ ОР. На оборотной стороне печати помещен княжеский знак: двузубец прямоугольных очертаний, с коротким прямым выступом в основании и зубцами, концы...
О наследии Толстого расскажет цифровой путеводитель
15.07.2024 16:52 Новости
О наследии Толстого расскажет цифровой путеводитель
На сайте «Слово Толстого» открывается новая возможность - поиск по свидетельствам очевидцев и исследованиям творчества великого писателя. Теперь будут доступны дневники и письма Софьи Андреевны Толстой, подробные свидетельства семейного врача Д.П. Маковицкого и ближайшего друга писателя, музыканта А. Б. Гольденвейзера, а также статьи и комментарии толстоведов из 90-томного собрания сочинений и другие материалы. Цифровая библиотека будет регулярно пополняться и позволит познакомиться с большим массивом материалов о Толстом и с историями из его жизни. Проект «Слово Толстого» - это результат многолетней работы группы Tolstoy Digital, в которую входят филологи и специалисты по цифровым методам в гуманитарных науках. Возглавляют группу журналист Фёкла Толстая и Анастасия Бонч-Осмоловская, лингвист, сооснователь сообщества цифровых гуманитариев DH Cloud, руководитель направления «Цифровые словари» портала «Грамота.ру». «10 лет назад вместе с компанией Abbyy мы сделали...
Военно-исторический фестиваль прошел в Пензенской области
15.07.2024 15:51 Новости
Военно-исторический фестиваль прошел в Пензенской области
В Кузнецком районе Пензенской области у сел Большой и Малый Труев состоялся первый военно-исторический фестиваль «Торуевское городище», сообщает пресс-служба Министерства образования Пензенской области.  Гости, которых было несколько тысяч, смогли увидеть тематические интерактивные площадки. К примеру, в зоне «Древние ремесла» посетители знакомились с ремеслами и походным бытом людей медно-каменного века и средневековья. На площадке «Московское войско» расположился русский походный лагерь времен освоения Пензенской области. Как выглядит воеводский шатер, приказная изба, как проходило верстание на службу, обучение огненному бою – на все это с интересом смотрели гости из Пензы, других городов и жители близлежащих сел. Можно было увидеть стрельцов, городовых казаков, крепостные и полковые пушки. Самым зрелищным мероприятием оказалось показательное выступление «Огненный бой московского войска». Действовал тир, где каждый мог проверить свои силы в стрельбе из лука и арбалета. На...