Сегодня 02.12.2024, 19:47 мск, публикаций: 9153, за сутки: пользователей 8343, просмотров 150654
Новости истории
29.11.2024 14:56
Аналитика.
Просмотров всего: 2136; сегодня: 388.

К 90-летию Студии военных художников имени М.Б. Грекова

К 90-летию Студии военных художников имени М.Б. Грекова

29 ноября 1934 года в Москве была организована изомастерская самодеятельного красноармейского искусства. Идея ее создания принадлежала первому советскому художнику-баталисту Митрофану Борисовичу Грекову (1882-1934). Донской казак, получивший академическое художественное образование, учившийся живописи у таких мастеров, как К.К. Костанди, И.Е. Репин и Ф.А. Рубо, он воевал в Первую мировую войну в рядах лейб-гвардии Атаманского полка. С 1920 года добровольцем служил в Красной армии. Творческое наследие художника составили более 300 картин. Наиболее известные из них: «Трубачи Первой конной армии», «Тачанка», «Бой при Егорлыкской», «Чертов мост», «Вступление красных в Баклановскую станицу», «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Оборона Царицына».

В 1934 году Митрофан Борисович возглавлял коллектив, работавший в Севастополе над созданием панорамы «Штурм Перекопа», но 27 ноября того же года его не стало. Спустя всего лишь два дня после смерти Грекова, народный комиссар обороны СССР К.Е. Ворошилов подписал приказ о создании в память о нем изомастерской самодеятельного красноармейского искусства. В мастерскую принимали одаренных бойцов, которые посещали занятия в свободное от службы время. Наиболее талантливые ученики получали возможность поступать в художественные вузы.

В 1938 году приказом командующего Московским военным округом С.М. Буденного изомастерская была переименована в Студию военных художников имени М.Б. Грекова.

С началом Великой Отечественной войны многие грековцы отправились на фронт в составе групп художников Студии. Находясь в действующей армии на протяжении всей войны, они фиксировали все увиденное и пережитое. Плакаты грековцев: «Отстоим Москву!» Н.Н. Жукова и В.С. Климашина; «Дойдем до Берлина!», «Дошли! Красной Армии Слава!» Л.Ф. Голованова стали символом тех тяжелых и героических лет. 

Художник-грековец Петр Александрович Кривоногов 2 мая 1945 года пережил у стен рейхстага радостный миг известия о капитуляции берлинского гарнизона рядом с участниками штурма вражеской столицы. Он также был свидетелем переноса Знамени Победы на купол рейхстага разведчиками М.А. Егоровым и М.В. Кантарией. Эти впечатления легли в основу замысла картины «Победа», работа над которой продолжалась около трех лет. В 1949 г. Кривоногов был удостоен за нее Сталинской премии 2-й степени.

Финальным аккордом войны с нацизмом для Студии было участие ее художественного руководителя, художника-графика Николая Николаевича Жукова в работе Нюрнбергского международного трибунала. Результатом этой командировки стала серия из более чем четырехсот рисунков с заседаний судебного процесса над главными немецкими военными преступниками, включая портретные зарисовки каждого из подсудимых.

Наиболее значимыми и масштабными проектами в советской истории Студии являются: памятник «Воинам Советской Армии, погибшим в боях с фашизмом» (Трептов-парк, Берлин), панорама «Сталинградская битва», являющаяся центром одноименного мемориального ансамбля-музея в Волгограде, диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» в Севастополе, две самые крупные в СССР диорамы «Ясско-Кишиневская операция» в Кишиневе и «Огненная дуга» в Белгороде.

Среди крупнейших современных работ Студии: комплекс диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, росписи Храма Христа Спасителя в Москве, диорама «Стояние на Угре» во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни в Калужской области, скульптурные композиции «Первая мировая война 1914-1918 годов» и «Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», установленные на Фрунзенской набережной в Москве.

География работ художников Студии включает в себя множество проектов. Например, мемориальная композиция «Героям Ладоги — дороги жизни», в Санкт-Петербурге (автор Л.А. Семикопенко), мемориальный комплекс воинам 2-й ударной армии «Погибшим при защите Отечества» на трассе М-11 (автор М.М. Малашенко), памятник «Герою танкисту» в Казани (автор Д.В. Клавсуц), памятник «Борец с терроризмом» в парке «Патриот» (автор Л.А. Семикопенко), скульптурные композиции по мотивам фильма «Офицеры» и «Они сражались за Родину» перед фасадом здания Министерства обороны Российской Федерации в Москве (автор А.И. Игнатов)

   

Изображение (фото): портал «Культура.РФ»


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Патриотизм, Праздники, памятные даты, юбилеи, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры, Художественный салон
Региональные сайты: Белгородская область, Белгородская область - Белгород, Волгоградская область, Волгоградская область - Волгоград, Германия, Германия - Берлин, Европа Восточная, Европа Центральная, Европейский союз, Калужская область, Молдова, Молдова - Кишинев, Москва, Приволжский федеральный округ, Россия, Ростовская область, Санкт-Петербург, Севастополь, Северо-Западный федеральный округ, СНГ - Содружество независимых государств, СССР, Татарстан Республика, Татарстан Республика - Казань, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

Образование в Древней Руси
02.12.2024 14:26 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать поучения и наставления, переводить и создавать литературные произведения. Грамотность нужна была князьям и...
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании ВРНС
01.12.2024 10:38 Новости
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании ВРНС
В Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора «Русский мир: внешние и внутренние вызовы». Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры! Уважаемые представители государственной власти! Сердечно приветствую всех участников пленарного заседания XXVI Всемирного русского народного собора. В прошлом году, на юбилейном съезде, мы говорили о настоящем и будущем Русского мира. Именно так звучала тогда тема нашей встречи, по этой теме и проходили дискуссии. Мы тогда много размышляли о понятии «Русский мир», о его ценностной парадигме и о том, какое место в ней занимает традиция. Напомню, нами был сформулирован следующий важный тезис: Русский мир — это культурное пространство высоких духовных и нравственных ценностей, особое место среди которых занимают верность традиции...
Святейший Патриарх Кирилл возглавил пленарное заседание ВРНС
01.12.2024 10:37 Мероприятия
Святейший Патриарх Кирилл возглавил пленарное заседание ВРНС
В Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством главы Всемирного русского народного собора Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось пленарное заседание XXVI Всемирного русского народного собора на тему «Русский мир: внешние и внутренние вызовы». В президиуме Собора также присутствовали заместители главы ВРНС: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий; сопредседатель регионального отделения ВРНС в Московской области, руководитель Научно-аналитического центра ВРНС, председатель комитета ВРНС по культуре, ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель председателя Комиссии по культуре и культурно-историческому наследию Общественной палаты г. Москвы А.В. Щипков; член Общественной палаты Российской Федерации С.Ю. Рудов. В работе Собора приняли участие иерархи, священнослужители и монашествующие Русской...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
29.11.2024 12:12 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой, князь настолько поразился красоте тех мест, что распорядился основать город с многочисленными...
Установлено, когда и почему маршал Василевский сменил фамилию
29.11.2024 11:09 Аналитика
Установлено, когда и почему маршал Василевский сменил фамилию
В журнале Костромской духовной семинарии "Ипатьевский вестник" вышла статья, посвященная маршалу Александру Василевскому. Ее автор - ректор Костромской духовной семинарии священник Георгий Андрианов - сумел установить дату изменения фамилии будущего полководца с Васильевского на Василевского. Автор полагает, что это произошло при поступлении Александра Михайловича на службу в Красную армию в конце апреля 1919 года. Определить дату Георгию Андрианову помогли сотрудники Государственного архива Орловской области. Исследователь прислал им благодарность за помощь. В статье на основании архивных документов и новых данных рассказывается о педагогическом таланте маршала СССР Александра Василевского - выпускника Костромской духовной семинарии 1915 года. "В публикации рассматривается его административно-педагогическая работа в Академии Генерального штаба, а также взаимоотношения со Сталиным, которого можно назвать главным учеником Александра Михайловича в области военной стратегии", ...