Сегодня 07.11.2025, 18:05 мск, публикаций: 12154, за сутки: пользователей 14063, просмотров 46502
Новости истории
24.05.2023 16:11
Новости.
Просмотров всего: 11565; сегодня: 1.

Основатель передвижничества Алексей Саврасов

Основатель передвижничества Алексей Саврасов

Алексей Саврасов обладал удивительным даром проникновенного изображения русской природы. По школьным учебникам мы знаем художника прежде всего как автора картины «Грачи прилетели». Между тем Саврасов стоял у истоков движения передвижников, его творчество называли «весной русского пейзажа», а его самого – основоположником русского импрессионизма. В отличие от учеников – Левитана, Коровина, Нестерова – слава не была к нему особо благосклонна... однако то влияние, которое он оказал на русскую живопись, бесценно.

От ученика к учителю.

Алексей Саврасов родился 24 мая 1830 года в московском Замоскворечье. Живописью он начал заниматься самостоятельно в возрасте 12 лет, черпая вдохновение из сюжетов, которые видел в популярных журналах того времени. Моральной поддержки не имелось – отец, торговец галантерейными товарами, мечтал, чтобы сын продолжил его дело, хотя знакомые торговцы и говорили, что, наверное, такие картины можно продавать – некоторые даже начали делать предложения.

Подросток сам накопил денег продажей рисунков и поступил было в Московское училище живописи и ваяния, но в силу обстоятельств учёбу пришлось прервать и возобновить только несколькими годами позже. По счастью, Саврасов попал в пейзажный класс к замечательному художнику-романтику Карлу Рабусу. Рядом была мастерская «первой кисти государства» Карла Брюллова, так что поучиться было у кого.

Саврасов с отличием закончил учёбу. В 21 год он создал «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851 год) – один из первых шедевров, получивших известность. Критики относят полотно к позднеромантической традиции. Загадочно, если не сказочно, выглядит Кремль в лучах солнца, которое показывается после сильного дождя. Сам Кремль виднеется вдалеке, а бегущая от дождя фигура женщины на правом переднем плане ещё немного и скроется из виду. Основное действующее лицо, как и во всех картинах мастера, – на этот раз бушующая природа.

Несколькими годами позже, работая на берегу Финского залива, художник написал «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», которые были отмечены особо лирическим настроением. Эти и другие его картины были выставлены на академической художественной выставке в 1854 году. Великая княгиня Мария Николаевна оказалась там по случаю и так прониклась работами Саврасова, что приобрела одну из них. Кстати, ещё одну работу, посвящённую Ораниенбауму, позже приобрёл знаменитый коллекционер Павел Третьяков.

Такое благосклонное отношение высокопоставленной особы имело значительные последствия: в возрасте всего 24 лет Саврасов получил звание академика. На него посыпались заказы на копии европейских пейзажистов и морских пейзажей Ивана Айвазовского. У Саврасова появился реальный шанс стать востребованным придворным художником, но он решил уехать обратно в Москву. В 1857 году после смерти любимого учителя Саврасов стал руководить пейзажным классом в художественном училище. В том же году он сочетался браком с сестрой близкого друга Софией Герц.

Алексей Кондратьевич отличался нестандартной манерой преподавания – он часто приглашал студентов рисовать с натуры, например, мог прервать занятие в классе и позвать всех в парк, чтобы зарисовать распускающиеся листья. Один из великих учеников Саврасова, Константин Коровин, описывал мастера как человека «совершенно особой кротости», который «никогда не сердился и не спорил». Его мастерская, по воспоминаниям современников, была «свободнейшей из всей школы».

В 1860-е гг. живописец вступает в Московское общество любителей художеств, от которого его направляют на Всемирную выставку в Лондон. Далее он посетил несколько европейских стран. Особенно Саврасова вдохновила Швейцария, где он написал несколько пейзажей в Альпах. Тем не менее художник продолжает оставаться верным «русской» – неприукрашенной, но в то же время лиричной манере письма.

Летом 1870 года он путешествует по Поволжью. Художник вдохновлён великой рекой, и в ближайшие пять лет именно Волга будет в центре его творчества.

«Грачи прилетели».

Картина «Грачи прилетели» (1871) известна многим с самого детства. Такое знакомое хмурое мартовское небо, вьющаяся стая грачей и островки ещё не оттаявшего снега – типичный мрачноватый сюжет русской провинции. Весна была излюбленным временем года художника, много работ он посвятил ей. Однако не только характерная для Саврасова реалистическая манера передачи действительности, но и личная трагедия стоит за этим произведением. Умерла маленькая дочь, и Саврасов отправился оплакивать её в село Молвитино Костромской области. Трагическая потеря нашла отражение в этой работе. Исаак Левитан, ученик Саврасова, считал «Грачей» одной из лучших картин мастера. Он отмечал, что за кажущейся незатейливостью сюжета можно почувствовать «мягкую и добрую душу художника, для которого всё это было драгоценным и близким».

Осенью того же года полотно было представлено на выставке Московского общества любителей художеств, вызывая восхищение публики и превосходные отзывы критиков. Картина была признана лучшей, её приобрел Павел Третьяков за 600 рублей – по тем временам очень значительная сумма. Один из самых именитых критиков того времени Владимир Стасов отмечал, что это, вероятно, лучшая и самая оригинальная картина Саврасова. Картина и правда сыграла важную роль в развитии лирического пейзажа второй половины XIX века. Художник Иван Крамской писал, что на выставке эта картина «является лучшей, и она действительно прекрасна».

На Первой передвижной выставке, где большинство пейзажей представляли собой традиционные природные или архитектурные виды, пейзаж Саврасова стал «гвоздём программы». Кстати, о передвижниках: поворотным 1871 годом ознаменовалось главное событие в жизни не только Саврасова, но и всего художественного мира тех лет – организация Товарищества передвижников (полное название: «Товарищество передвижных художественных выставок»). У членов сообщества был свой устав, который, в частности, гласил: «Товарищество имеет целию: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинции возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; и в) облегчения для художников сбыта их произведений». По сути Саврасов, а также его коллеги по цеху Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Суриков, Василий Перов, братья Васнецовы, открыли профсоюз. Касса товарищества состояла из денег, собранных на входных билетах и 5 % с продаж картин.

Неудачная полоса.

Алексей Кондратьевич продолжал писать и преподавать до конца 1870-х годов. К сожалению, с течением времени его картины пользуются всё меньшим спросом, критики перестают быть благосклонными. Рядом появляются более молодые, более яркие таланты, в числе которых его собственные ученики. Мир вокруг начинает меняться – и темы, и цвета становятся более броскими, изощрёнными, экспрессивными. Тонкая русская лирика уходит на второй план.

Саврасов находит утешение в алкоголе. В конце концов его покидают жена с детьми, и начинается самое страшное для художника – проблемы со зрением. В 1882 году его увольняют и из любимого училища. Он продолжал писать картины и за бесценок продаёт их перекупщикам, которые пользуются несчастным положением некогда уважаемого живописца. Старшая дочь художника, Вера Алексеевна Саврасова, вспоминала, что отец не хотел её учить искусству, так как был уверен, что «художники обречены на полуголодное существование, даже имея талант».

Алексей Саврасов скончался в 1897 году в Москве в больнице для бедных.

Послесловие.

Сегодня Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897) входит в рейтинг топ-100 самых дорогих русских художников. На мировых аукционах цены на его картины дважды преодолевали отметку в миллион долларов. Одна из недавних продаж – считавшийся утерянным пейзаж «Волга в окрестностях Юрьевца» (1870), который ушёл с молотка на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 1,3 млн долларов.

Текст: Анна Генова.



Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Агрегатор счастья, Антиквариат, История, Культура, искусство, музеи, Соотечественники, земляки, диаспоры, Художественный салон
Региональные сайты: Великобритания, Великобритания - Лондон, Европа Центральная, Европейский союз, Костромская область, Москва, Приволжский федеральный округ, Россия, Центральный федеральный округ, Швейцария
Поделиться:

Интересно:

История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные ответы на выкрики зазывал: Меж долами, меж горами Сидит баба с пирогами. Она недорого берет...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие — что он обнаружил предмет в музейных запасниках в 1938-м, сообщает Discovery. Сам сосуд...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов: на одном здании их могло быть три, пять и даже семь, тогда как византийские чаще были...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля 1915 года вместе с двумя сослуживцами атаковали немецкий разъезд, изрубили 11 человек и троих взяли в...
История русского языка в XVIII–XIX веках
26.10.2025 11:28 Аналитика
История русского языка в XVIII–XIX веках
В романе Льва Толстого «Война и мир» — больше 450 тысяч слов. Из них почти 700 — немецкие, и более 15 тысяч — французские. Так писатель передал языковую атмосферу высшего общества России в эпоху Наполеоновских войн, когда аристократы практически не пользовались родным языком в гостиных и при дворе. Как русский язык был изгнан из салонов и как он вернулся в свет - в материале. Реформы Петра I и новый русский язык Иностранные языки в допетровской России не были широко распространены даже среди образованных россиян. Советский филолог Лев Якубинский писал: «На занятия иностранными языками смотрели подозрительно, опасаясь, что вместе с ними проникнет в умы москвичей католическая или лютеранская «ересь». Самого Петра I с детства учили немецкому, а во взрослом возрасте царь освоил голландский, английский и французский языки. После реформ...