Сегодня 10.10.2024, 07:46 мск, публикаций: 8344, за сутки: пользователей 10238, просмотров 138084
09.03.2024 09:03
Новости.
Просмотров всего: 2720; сегодня: 3.

118 лет назад прошла последняя выставка объединения «Мир искусства»

118 лет назад прошла последняя выставка объединения «Мир искусства»

Последняя выставка художественного объединения «Мир искусства» состоялась 9 марта 1906 года. Просвещенные петербуржцы спешили по Невскому на Малую Конюшенную, где в Екатерининском зале дома №3 где и проходила последняя выставка «мирискустников». Основателями объединения стали художник Александр Бенуа и театральный деятель Сергей Дягилев.

Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство - прежде всего выражение личности художника.

В состав объединения входили художники Л.Бакст, Н.Рерих, М.Добужинский, Е.Лансере, Д.Митрохин, А.Остроумова-Лебедева, А.Яковлев, К.Сомов, В.Пурвит, критик К.Сюннерберг. Были близки идеям объединения такие мастера, как И.Билибин, А.Головин, И.Грабарь, К.Коровин, Б.Кустодиев, В.Серов, М.Врубель, А.Матвеев, И.Левитан, М.Нестеров, К.Юон, М.Якунчикова, Л.Пастернак.

После 1904 года объединение утратило идейное единство и фактически оказалось распущенным, хотя формально существовало до 1924 года. В городе Санкт-Петербург, на Малой Конюшенной в Екатерининском зале дома №3, 9 марта 1906 года открылась прощальная выставка уже распущенного объединения «Мир искусства». Организатором выставки был Сергей Дягилев, который работал и над всеми предыдущими показами.

На выставке были представлены картины Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Николая Сапунова, а также дебютантов - Николая Феофилактова, Мартироса Сарьяна, Михаила Ларионова, Алексея Явленского.

А в октябре того же года Дягилев с большим успехом устроил в парижском Осеннем салоне грандиозную ретроспективную экспозицию отечественной живописи от древних икон до «Мира искусства». Позже она была перемещена в Берлин и Венецию, а в конечном счете положила начало знаменитым «Русским сезонам».

Изображение из открытых источников.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Бакст (Розенберг) Лев (Леон, Лейб-Хаим) Самойлович (Израилевич), еврейский художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер;
  • Бенуа Александр Николаевич, русский художник и писатель, живописец, график, сценограф, историк искусства, художественный критик и мемуарист;
  • Билибин Иван Яковлевич, русский художник, иллюстратор и оформитель, создатель иллюстраций многих русских народных сказок;
  • Врубель Михаил Александрович, русский художник, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве;
  • Грабарь Игорь Эммануилович, русский и советский живописец и художник-реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный работник, педагог;
  • Дягилев Сергей Павлович, русский театральный и художественный деятель, организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр;
  • Коровин Константин Алексеевич, русский живописец, театральный художник, педагог, писатель, академик Императорской Академии художеств;
  • Кустодиев Борис Михайлович, русский и советский живописец, академик живописи Императорской Академии художеств, член Ассоциации художников революционной России, портретист, театральный художник и декоратор, иллюстратор, оформитель книг;
  • Ларионов Михаил Фёдорович, русский живописец, график, сценограф, теоретик искусства, один из основоположников русского авангарда;
  • Левитан Исаак (Ицик-Лейб) Ильич (Хацкелевич), русский живописец и рисовальщик, один из крупнейших и мастеров реалистического пейзажа;
  • Нестеров Михаил Васильевич, русский и советский художник, живописец, участник Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства», академик живописи;
  • Пастернак Борис Леонидович (Исаакович), русский советский поэт, писатель и переводчик;
  • Рерих Николай Константинович, русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель;
  • Серов Валентин Александрович, русский живописец и рисовальщик, один из главных портретистов русского модерна XIX–XX веков, академик, действительный член Императорской Академии художеств;
  • Юон Константин Фёдорович, русский и советский художник-живописец, мастер пейзажа, сценограф, теоретик искусства, педаго;
  • Якунчикова (Мамонтова) Мария Фёдоровна, русская художница в области декоративно-прикладного искусства, специалист по народным художественным промыслам.
Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Праздники, памятные даты, юбилеи, Соотечественники, земляки, диаспоры, Художественный салон
Региональные сайты: Германия, Германия - Берлин, Европа Центральная, Европейский союз, Италия, Россия, Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, Франция, Франция - Париж
Поделиться:

Интересно:

Писательская рота Московского народного ополчения
09.10.2024 15:33 Аналитика
Писательская рота Московского народного ополчения
Это уникальное, не предусмотренное никакими уставами, воинское подразделение было сформировано в самом начале Великой Отечественной войны из профессиональных литераторов, членов Союза советских писателей. Во время всех войн «во стане русских воинов» всегда находились литераторы, запечатлевшие их боевые подвиги в поэзии и прозе. Но впервые в мировой истории войн рота практически полностью состояла из писателей. Вопросами их призыва на службу занималась специально созданная Оборонная комиссия Союза писателей. Рота входила в состав 1-го батальона 22-го стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы, которая была сформирована в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) № 10 от 4 июля 1941 года «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения». Запись в дивизию велась добровольно. Однако, как писал критик и публицист Борис Рунин в мемуарах «Мое окружение» это не всегда было так...
Кавказ в творчестве Пушкина
09.10.2024 15:08 Интервью, мнения
Кавказ в творчестве Пушкина
Пушкин и Кавказ – это особая тема, которая волнует не только исследователей творчества Пушкина, но исследователей истории Кавказа, истории взаимоотношений России и Кавказа в XIX веке. Период Кавказской войны имел судьбоносное значение как для Кавказа, так и для самой России: возникают новые и укрепляются уже имеющиеся русско-кавказские связи. В горниле войны сталкиваются две культуры, два миропонимания, которые взаимообогащают друг друга. Кавказ становится особым местом – местом, где обитает дух вольности и свободы для сосланных декабристов, местом, где сталкиваются две культуры, две цивилизации, два менталитета, что отражается в произведениях русских писателей конца XIX века. Основная веха знакомства русской интеллигенции с Кавказом и, в частности, с Дагестаном произошла в XIX веке, в период Кавказской войны, когда царь Николай I сослал декабристов на Кавказ, чтобы те доказали верность царю и отечеству ратными подвигами. В Кавказский корпус декабристы прибывали рядовыми солдатами. На...
На запад уходило ополчение — Потомственная гвардия Москвы....
09.10.2024 9:36 Мероприятия
На запад уходило ополчение — Потомственная гвардия Москвы
11 октября, в День памяти Московского народного ополчения 1941 года, Наро-Фоминский историко-краеведческий музей проведет урок мужества «На запад уходило ополчение — Потомственная гвардия Москвы....» В ходе урока мужества гости познакомятся с историей Московского народного ополчения.  В рамках Международного проекта «Территория Победы» и Ассоциации исторических и военно-исторических музеев в ходе памятного мероприятия пройдет показ фильма III этапа Фестиваля правильного кино «Повесть о московском ополчении». Писательская рота», рассказывающий о Краснопресненской дивизии московского ополчения. В ходе просмотра фильма участники мероприятия узнают, как формировалась в июле 1941 года дивизии, о трагической гибели спустя три месяца в Вяземском котле, о том, как сложилась судьба ее бойцов. В этот день в 1941 году произошел прорыв из Вяземского окружения у села Богородицкое. Во главе этой операции командованием Красной армии были поставлены дивизии народного ополчения...
Новым географическим объектам Заполярья присвоят имена
08.10.2024 17:56 Новости
Новым географическим объектам Заполярья присвоят имена
Более 70 безымянным географическим объектам в Мурманской области, которые вовлечены в развитие туризма, промышленных кластеров и особо охраняемых природных территорий, намерены присвоить имена. Об этом сообщила начальник штаба экспедиции "Чистая Арктика - Восток - 77" Оксана Толстых по итогам круглого стола "Академический атлас России: вчера, сегодня, завтра", передает ТАСС. "В Мурманской области в ходе нашей экспедиции было обнаружено свыше 70 географических объектов, не имеющих официальных наименований. Сегодня с местными сообществами гидов, краеведов и с руководством муниципалитетов региона выстраивается диалог по разработке предложений по будущим названиям гор, перевалов, озер и ущелий, которые активно развиваются в качестве объектов туризма, а значит нуждаются в присвоении им названий", сказала Толстых. Как пояснил российский географ-обществовед, доцент СПбГУ Станислав Лачининский, начатая группой ученых работа по присвоению названий географическим объектам крайне своевременна...
Подвиг святой княгини Ольги и историческая судьба России
08.10.2024 15:55 Аналитика
Подвиг святой княгини Ольги и историческая судьба России
Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения, которому, конечно, последовали многие, как было принято следовать за своим князем, княгиней. Народная память долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. Могут быть различные мнения относительно роли святой равноапостольной Ольги в судьбах нашего Отечества, но для всех бесспорен тот образ, который запечатлен навсегда в нашей национальной памяти. Это величественный образ женщины с несокрушимой волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Святая Ольга — необычайно цельная личность, подлинно великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Святая Ольга оказалась достойной того исторического жребия, который ей выпал. Более того, Промыслом Божием именно ей выпала честь...