Экспедиция и спасение парохода "Челюскин" 16.07.1933-13.04.1934 (6)
Экспедиция и спасение парохода "Челюскин" (16 июля 1933 - 13 апреля 1934 годов) - советская экспедиция под командованием капитана Петериса Биезайса и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта на пароходе "Челюскин" вышла из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов. В Дании 27 июля 1933 года капитан Биезайс по причине загруженности работой с технической документацией, связанной с произведенным ремонтом, временно передал командование полярному капитану В. И. Воронину, который был на судне пассажиром. В Мурманске Биезайс сошёл с корабля, и Воронин вступил в обязанности капитана «Челюскина».
2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.
Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков».
«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении.
13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места 68°18′05″ с. ш. 172°49′40″ з. д.. Заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки.
В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек завхоз Б. Г. Могилевич погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом).
Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации.
5 марта 1934 года лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.
Следующий рейс был совершён 7 апреля. За неделю лётчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолётах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолёте «Консолидейтед-Флитстер» 17AF и Иван Доронин на «Юнкерсе» W 33 вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки. В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске.
Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.
Участники события
- Бабушкин Михаил Сергеевич, 06.10.1893 — 18.05.1938, советский полярный лётчик, участник арктических экспедиций ледоколов "Челюскин", "Садко", первой посадки самолёта на дрейфующий лёд, Герой Советского Союза
- Бастанжиев (Пурико) Борис (Григорий) Владимирович, 07.07.1909 — 08.10.1974, участник Великой Отечественной войны, лётчик, капитан, командир эскадрильи 130 скоростного бомбардировочного авиационного полка 13 бомбардировочной авиационной дивизии
- Водопьянов Михаил Васильевич, 18.11.1899 — 11.08.1980, советский лётчик, участник спасения экспедиции парохода «Челюскин», Герой Советского Союза, участник арктических экспедиций, генерал-майор авиации
- Леваневский Сигизмунд Александрович, 15.05.1902, советский полярный лётчик, совершивший несколько сверхдальних перелётов, участник спасения экспедиции парохода «Челюскин», Герой Советского Союза
- Молоков Василий Сергеевич, 13.02.1895 — 29.12.1982, советский полярный лётчик и военачальник, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин», один из первых Героев Советского Союза, генерал-майор авиации
- Шмидт Отто (Отто-Фридрих-Юлиус) Юльевич, 30.09.1891 — 07.09.1956, советский математик, географ, геофизик, астроном, исследователь Памира Севера, академик АН СССР, член-корреспондент АН УССР, Герой Советского Союза