Сегодня 12.07.2024, 12:55 мск, публикаций: 7469, за сутки: пользователей 9236, просмотров 109903
14.02.2024 16:01
Новости.
Просмотров всего: 8625; сегодня: 23.

К 90-летию со дня создания комиссии по спасению челюскинцев

К 90-летию со дня создания комиссии по спасению челюскинцев

Транспортное освоение Арктики русскими имеет долгую многовековую историю, полную как героических свершений, так и неудач, причем зачастую инициатива в этом деле принадлежала землепроходцам и предпринимателям.

На рубеже XIX–XX вв. российское правительство приходит к пониманию важности Северного морского пути в качестве хозяйственной и военно-стратегической артерии. Очевидной становится и необходимость крупных капиталовложений и серьезных гидрографических исследований, требующих поддержки государства. Фундамент, на котором покоились успехи Советской Арктики в 1930 гг., во-многом был заложен в начале XX в.: это и опыт экспедиций А.И. и Б.А. Вилькицких, В.А. Русанова, А.В. Колчака, Г.Я. Седова, и ледокольный флот, доставшийся Стране Советов от имперской России.

Исследования Арктики велись и в 1920 гг., но носили ограниченный характер. Мощный импульс работе придало создание в декабре 1932 г. Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП), на которое была возложена задача комплексного народно-хозяйственного освоения Арктики и всей сопутствующей инфраструктуры, вплоть до социальной и образовательной. Начальником ГУ СМП был назначен профессор Отто Юльевич Шмидт – известный математик, географ, геофизик, главный редактор «Большой советской энциклопедии», руководитель экспедиций на ледокольных пароходах «Георгий Седов» и «Александр Сибиряков» на рубеже 1920–1930 гг.

Летом 1933 г. в плавание под его началом вышел пароход «Семен Челюскин» – построенное в Дании и спущенное на воду несколькими месяцами ранее грузопассажирское судно, усиленное для навигации во льдах. Предполагалось пройти Северный морской путь без зимовки, но осенью 1933 г. судно оказалось заблокировано льдами. Дрейфующие льды позволили достичь Берингова пролива, но 5 ноября, когда до чистой воды оставались сотни метров, дрейф понес пароход в противоположную сторону, на север. «Челюскин» и его экипаж оказались заложниками сплошного льда. 13 февраля 1934 г. началось резкое сжатие ледового поля, и за несколько часов корабль затонул. Погиб завхоз Б.Г. Могилевич, всем остальным удалось выжить. Известие о катастрофе быстро дошло до Москвы, и 14 февраля постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР была создана Правительственная комиссия по спасению челюскинцев, возглавил которую член Политбюро ЦК ВКП (б), председатель Госплана СССР и заместитель главы правительства В.В. Куйбышев.

Первое заседание комиссии состоялось в тот же день, 14 февраля 1934 г. Был одобрен проект телеграммы начальнику Полярного управления Главсевморпути Г.Г. Петрову, начальнику погранохраны пункта в Дежнево М.И. Белобородову, уполномоченному ОГПУ Я.Г. Погорелову и начальнику полярной станции Уэлен Н.Н. Хворостянскому с сообщением о создании комиссии и вопросами о том, «какие меры приняты на месте: сколько мобилизовано оленей, собак, в какие сроки и как предполагается их использовать. Какие самолеты, и в какие сроки вылетают. Готова ли посадочная площадка вблизи лагеря Шмидта». Решено было создать комиссию в Уэленском района Чукотского национального округа и послать телеграмму советскому послу в США А.А. Трояновскому с распоряжением выяснить возможность в случае необходимости высадки челюскинцев или части их на берегах Аляски.

Поиск способов спасения челюскинцев стал в Советском Союзе в феврале-апреле 1934 г. поистине всенародным делом. Сохранилось большое количество изобретательских и рационализаторских предложений, поступавших со всех уголков страны в адрес комиссии по спасению. Помимо авиации, оленей и ледоколов, предлагали забросить в лагерь челюскинцев байдарки, аэросани, пневматические лодки, танки-амфибии и шары-прыгуны, послать дирижабли, сбросить в ящиках собак с упряжкой и т.д. Кто-то предлагал срочно изобрести самолет-вертолет, не требующий посадочной площадки, со скоростью 500-600 км/ч, а кто-то – просто обратиться за помощью к США.

Но основная ставка, которая в итоге сработала, была сделана на авиацию. На этом пути пришлось столкнуться с целым комплексом проблем: от нехватки самолетов и отсутствия опыта их эксплуатации в условиях полярной зимы до редких случаев погоды, пригодной для полетов, и малой вместимости самолетов. Но все препятствия были преодолены. 5 марта 1934 г. летчик А.В. Ляпидевский на «АНТ-4» сумел приземлиться в лагере и забрал женщин и детей. Следующих рейсов пришлось ждать более месяца, но сразу после установления летной погоды, начиная с 7 апреля, начался планомерный вывоз членов экспедиции. Последние челюскинцы и собаки были эвакуированы 13 апреля. Спасли всех, при этом ни один из участников спасательных полетов не погиб.

Страна и мир встретили новость о завершении спасения с ликованием. Нобелевский лауреат, английский драматург Бернард Шоу при встрече с советским послом заметил: «Что вы за страна! Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество. Уверяю Вас, что борода Шмидта завоевала вам тысячи новых друзей».

Жившая в эмиграции во Франции Марина Цветаева откликнулась стихотворением «Челюскинцы»:

Челюскинцы! Звук –

Как сжатые челюсти.

Мороз из них прёт,

Медведь из них щерится.

Завершался стих так:

Сегодня – смеюсь!

Сегодня – да здравствует

Советский Союз!

За вас каждым мускулом

Держусь – и горжусь,

Челюскинцы – русские!

Эти, на первый взгляд, слабо представимые для автора-эмигранта строки демонстрируют то единодушие, с которым все, невзирая на границы и взгляды, следили за ходом спасения и его благополучным исходом.

Но фурор, произведенный за рубежом, был, конечно, несравним с тем воодушевлением, которое охватило все слои советского общества. Заслуги летчиков-спасателей, членов экспедиции и всех причастных к спасению были высоко оценены государством. Было учреждено звание Герой Советского Союза, и первыми его удостоились летчики А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнев, М.В. Водопьянов и И.В. Доронин. Всем им, а также бортмеханикам и техникам были вручены ордена Ленина; членам экипажа «Челюскина» и представителям штаба спасения – ордена Красной Звезды. Специально созданная комиссия занималась организацией торжественной встречи челюскинцев в Москве 19 июня 1934 г., в рамках которой состоялись чествования их на Красной площади, в Парке культуры и отдыха, прием в Кремле и другие мероприятия.

Многочисленные документы о деятельности Правительственной комиссии по спасению челюскинцев сохранились в личном фонде председателя комиссии В.В. Куйбышева в Российском государственном архиве социально-политической истории. (РГАСПИ, Фонд 79). Среди них протоколы, постановления и сообщения комиссии; переписка комиссии с участниками спасательных работ; телеграммы и заявления советских граждан с предложениями различных методов спасения; газетные вырезки с сообщениями о ходе спасения; документы комиссии по организации встречи с участниками экспедиции и др.

Текст: Е.М. Григорьев, Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Радиограмма председателя Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышева. 14 февраля 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ
Радиограмма председателя Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышева. 14 февраля 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ

Председатель Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышев. [Начало 1930-х гг.]. Фотография. РГАСПИ
Председатель Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышев. [Начало 1930-х гг.]. Фотография. РГАСПИ

Телеграмма начальника экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидта В.В. Куйбышеву. 5 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ
Телеграмма начальника экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидта В.В. Куйбышеву. 5 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ

Начальник Главсевморпути и начальник экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидт. Фотография с отчетной карточки члена ВКП(б). РГАСПИ
Начальник Главсевморпути и начальник экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидт. Фотография с отчетной карточки члена ВКП(б). РГАСПИ

Телеграмма В.В. Куйбышева полярным летчикам В.Л. Галышеву, И.В. Доронину, М.В. Водопьянову о срочном вылете на Север в целях спасения челюскинцев. 13 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ
Телеграмма В.В. Куйбышева полярным летчикам В.Л. Галышеву, И.В. Доронину, М.В. Водопьянову о срочном вылете на Север в целях спасения челюскинцев. 13 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ

Решение Политбюро об утверждении постановления ЦИК СССР о присвоении звания Героя Советского Союза летчикам, осуществившим спасение челюскинцев. 15.04.1934 г. Подлинник. Автограф А.С. Енукидзе. РГАСПИ
Решение Политбюро об утверждении постановления ЦИК СССР о присвоении звания Героя Советского Союза летчикам, осуществившим спасение челюскинцев. 15.04.1934 г. Подлинник. Автограф А.С. Енукидзе. РГАСПИ

Решение Политбюро об утверждении постановления СНК СССР об отпуске средств на выдачу наград челюскинцам и участникам их спасения. 13 июня 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ
Решение Политбюро об утверждении постановления СНК СССР об отпуске средств на выдачу наград челюскинцам и участникам их спасения. 13 июня 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ

Торжественная встреча челюскинцев в Москве. 19 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ
Торжественная встреча челюскинцев в Москве. 19 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ

Вручение орденов летчикам и челюскинцам руководителями Советского государства. 23 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ
Вручение орденов летчикам и челюскинцам руководителями Советского государства. 23 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ

Из стенограммы заседания Президиума ЦИК СССР в связи с вручением орденов героям-челюскинцам. 23 июня 1934 г. Подлинник. РГАСПИ
Из стенограммы заседания Президиума ЦИК СССР в связи с вручением орденов героям-челюскинцам. 23 июня 1934 г. Подлинник. РГАСПИ

Тематические сайты: Авиация, Арктические территории и шельф, Водный транспорт, История, Наука, Праздники, памятные даты, юбилеи, Происшествия, Транспортные коридоры
Региональные сайты: Америка Северная, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Великобритания, Дальневосточный федеральный округ, Дания, Европа Центральная, Европейский союз, Москва, Россия, Скандинавия, Соединенные Штаты Америки, СССР, Франция, Центральный федеральный округ, Чукотский АО
Поделиться:

Интересно:

Владимир Путин посетил дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум
12.07.2024 11:06 Новости
Владимир Путин посетил дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум
Президент России Владимир Путин посетил дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум, где около месяца назад после долгой реставрации полностью открылся Китайский дворец Екатерины II - уникальный памятник архитектуры в стиле рококо, сообщает ТАСС. Китайский дворец был возведен в конце 1750-1768 годов итальянским архитектором Антонио Ринальди. Несмотря на внешнюю сдержанность, внутренняя отделка изысканна и нарядна. Специалисты считают самой значимой частью живописной коллекции плафоны, выполненные мастерами Венецианской академии живописи. Свое название дворец получил благодаря любимым интерьерам императрицы, выполненным в стиле шинуазри - ориенталистском подражании китайской архитектуре. Дворец остался одной из немногих императорских резиденций в пригородах Петербурга, практически не пострадавших в годы Великой Отечественной войны, благодаря чему памятник сохранил оригинальные интерьеры и внешний облик. Построенный как летняя резиденция, дворец в XVIII веке не использовался как жилое...
Уникальные археологические находки обнаружили новгородские ученые
12.07.2024 10:54 Новости
Уникальные археологические находки обнаружили новгородские ученые
Учёные Новгородского университета рассказали об археологических находках, сделанных на Троицком раскопе в Великом Новгороде и поступивших в камеральную лабораторию Центра археологических исследований кафедры истории России и археологии Гуманитарного института НовГУ.  С начала сезона сделано уже более 3000 индивидуальных находок, в том числе 24 берестяные грамоты. Последняя из них, под номером 1196, была обнаружена сегодня. — Грамоту ещё в древности разорвали на три части. Сначала обнаружили один фрагмент, а затем еще два. Нашли документ будущие учителя истории, студенты-практиканты первого курса НовГУ Даниил Таценко и Артём Тишкевич, а также будущий историк и археолог, студент третьего курса НовГУ Трофим Миненко, — сообщила заведующая кафедрой истории России и археологии НовГУ Елена Торопова. — Документ содержит более десяти строк, надеемся, что и текст тоже будет интересный, но, прежде чем он станет доступен для прочтения, его необходимо осторожно развернуть и...
В атмосферу загородного отдыха прошлых веков погрузится Москва
12.07.2024 10:18 Мероприятия
В атмосферу загородного отдыха прошлых веков погрузится Москва
С 12 июля по 18 августа в рамках фестиваля «Усадьбы Москвы» «Городская дача» открывается на территории музея-заповедника «Царицыно» и в усадьбе Измайлово. На протяжении месяца любой желающий сможет погрузиться здесь в атмосферу загородного отдыха прошлых веков, а после «Городская дача» переедет на новые локации. На «Городской даче» ждут тех, кто, как и 200 лет назад, ищет на даче покоя, вдохновения и единения с природой. На территории есть веранда с гамаками и плетеной мебелью в полотняных чехлах, творческие мастерские, где за круглым столом под лампой с абажуром или кружевным зонтом можно научиться чему-то новому. Кроме того, обустроено место для садоводства, а также игровая для детей, концертная площадка под открытым небом и тихий уголок, где можно отдохнуть или поработать. Воссоздавая для посетителей атмосферу загородной...
День Прохоровского поля поддержат телебашни РТРС в городах России
11.07.2024 17:31 Новости
День Прохоровского поля поддержат телебашни РТРС в городах России
На телебашнях РТРС в городах Российской Федерации в честь 81-й годовщины битвы под Прохоровкой включат триколор. А в Белгороде помимо российского флага появятся изображения вечного огня, световая проекция Звонницы и надпись «81». «12 июля телебашня в Белгороде включит подсветку в честь 81-летия битвы под Прохоровкой — крупнейшего танкового сражения Второй мировой войны. В битве у железнодорожной станции Прохоровка Белгородского района было задействовано до 1,2 тысяч танков и самоходно-артиллерийских установок со стороны немецких и советских войск. Немцам не удалось взять стратегически важную станцию и изменить ход Курской битвы, и их армия понесла крупные потери», - сообщили в пресс-службе РТРС. На медиафасаде белгородской башни будет развеваться российский флаг, появятся изображения вечного огня и световая проекция Звонницы. Надпись «81» на красном фоне обозначит годовщину со дня сражения. В Белгородской области 12 июля отмечается как День Прохоровского поля...
Псковско-Островская операция 1944 года
11.07.2024 15:42 Аналитика
Псковско-Островская операция 1944 года
Гитлеровское командование называло Псков «ключом к парадным дверям Ленинграда». Кроме того, древний русский город являлся воротами в Прибалтику. Вот почему уже с октября 1942 года немцы приступили к сооружению оборонительного рубежа - линии «Пантера». Строительство продолжалось до 1944 года. Линия «Пантера» проходила по высотам и холмам Псковской равнины. Опорными пунктами «Пантеры» являлись города Остров и Псков. Для прорыва «Пантеры» были сформированы войска 3-го Прибалтийского фронта под командованием генерала И.И.Масленникова. В конце февраля 1944 года советские войска вышли к укрепленному району противника. В течение почти четырех месяцев наши части готовились к штурму «Пантеры». День освобождения Пскова приближался.11 июля войска 3-го Прибалтийского фронта начали проводить разведку боем, разрушать укрепления противника артиллерийским огнём и проводить локальные операции. Так, 11—16 июля части 54-й армии вышли к реке Великой на участке...