Сегодня 15.03.2025, 06:41 мск, публикаций: 10431, за сутки: пользователей 8739, просмотров 105665
Новости истории
14.02.2024 16:01, Редакция: 14.02.2025 13:03
Мероприятия.
Просмотров всего: 14675; сегодня: 26.

К годовщине создания комиссии по спасению челюскинцев

К годовщине создания комиссии по спасению челюскинцев

Транспортное освоение Арктики русскими имеет долгую многовековую историю, полную как героических свершений, так и неудач, причем зачастую инициатива в этом деле принадлежала землепроходцам и предпринимателям.

На рубеже XIX–XX вв. российское правительство приходит к пониманию важности Северного морского пути в качестве хозяйственной и военно-стратегической артерии. Очевидной становится и необходимость крупных капиталовложений и серьезных гидрографических исследований, требующих поддержки государства. Фундамент, на котором покоились успехи Советской Арктики в 1930 гг., во-многом был заложен в начале XX в.: это и опыт экспедиций А.И. и Б.А. Вилькицких, В.А. Русанова, А.В. Колчака, Г.Я. Седова, и ледокольный флот, доставшийся Стране Советов от имперской России.

Исследования Арктики велись и в 1920 гг., но носили ограниченный характер. Мощный импульс работе придало создание в декабре 1932 г. Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП), на которое была возложена задача комплексного народно-хозяйственного освоения Арктики и всей сопутствующей инфраструктуры, вплоть до социальной и образовательной. Начальником ГУ СМП был назначен профессор Отто Юльевич Шмидт – известный математик, географ, геофизик, главный редактор «Большой советской энциклопедии», руководитель экспедиций на ледокольных пароходах «Георгий Седов» и «Александр Сибиряков» на рубеже 1920–1930 гг.

Летом 1933 г. в плавание под его началом вышел пароход «Семен Челюскин» – построенное в Дании и спущенное на воду несколькими месяцами ранее грузопассажирское судно, усиленное для навигации во льдах. Предполагалось пройти Северный морской путь без зимовки, но осенью 1933 г. судно оказалось заблокировано льдами. Дрейфующие льды позволили достичь Берингова пролива, но 5 ноября, когда до чистой воды оставались сотни метров, дрейф понес пароход в противоположную сторону, на север. «Челюскин» и его экипаж оказались заложниками сплошного льда. 13 февраля 1934 г. началось резкое сжатие ледового поля, и за несколько часов корабль затонул. Погиб завхоз Б.Г. Могилевич, всем остальным удалось выжить. Известие о катастрофе быстро дошло до Москвы, и 14 февраля постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР была создана Правительственная комиссия по спасению челюскинцев, возглавил которую член Политбюро ЦК ВКП (б), председатель Госплана СССР и заместитель главы правительства В.В. Куйбышев.

Первое заседание комиссии состоялось в тот же день, 14 февраля 1934 г. Был одобрен проект телеграммы начальнику Полярного управления Главсевморпути Г.Г. Петрову, начальнику погранохраны пункта в Дежнево М.И. Белобородову, уполномоченному ОГПУ Я.Г. Погорелову и начальнику полярной станции Уэлен Н.Н. Хворостянскому с сообщением о создании комиссии и вопросами о том, «какие меры приняты на месте: сколько мобилизовано оленей, собак, в какие сроки и как предполагается их использовать. Какие самолеты, и в какие сроки вылетают. Готова ли посадочная площадка вблизи лагеря Шмидта». Решено было создать комиссию в Уэленском района Чукотского национального округа и послать телеграмму советскому послу в США А.А. Трояновскому с распоряжением выяснить возможность в случае необходимости высадки челюскинцев или части их на берегах Аляски.

Поиск способов спасения челюскинцев стал в Советском Союзе в феврале-апреле 1934 г. поистине всенародным делом. Сохранилось большое количество изобретательских и рационализаторских предложений, поступавших со всех уголков страны в адрес комиссии по спасению. Помимо авиации, оленей и ледоколов, предлагали забросить в лагерь челюскинцев байдарки, аэросани, пневматические лодки, танки-амфибии и шары-прыгуны, послать дирижабли, сбросить в ящиках собак с упряжкой и т.д. Кто-то предлагал срочно изобрести самолет-вертолет, не требующий посадочной площадки, со скоростью 500-600 км/ч, а кто-то – просто обратиться за помощью к США.

Но основная ставка, которая в итоге сработала, была сделана на авиацию. На этом пути пришлось столкнуться с целым комплексом проблем: от нехватки самолетов и отсутствия опыта их эксплуатации в условиях полярной зимы до редких случаев погоды, пригодной для полетов, и малой вместимости самолетов. Но все препятствия были преодолены. 5 марта 1934 г. летчик А.В. Ляпидевский на «АНТ-4» сумел приземлиться в лагере и забрал женщин и детей. Следующих рейсов пришлось ждать более месяца, но сразу после установления летной погоды, начиная с 7 апреля, начался планомерный вывоз членов экспедиции. Последние челюскинцы и собаки были эвакуированы 13 апреля. Спасли всех, при этом ни один из участников спасательных полетов не погиб.

Страна и мир встретили новость о завершении спасения с ликованием. Нобелевский лауреат, английский драматург Бернард Шоу при встрече с советским послом заметил: «Что вы за страна! Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество. Уверяю Вас, что борода Шмидта завоевала вам тысячи новых друзей».

Жившая в эмиграции во Франции Марина Цветаева откликнулась стихотворением «Челюскинцы»:

Челюскинцы! Звук –

Как сжатые челюсти.

Мороз из них прёт,

Медведь из них щерится.

Завершался стих так:

Сегодня – смеюсь!

Сегодня – да здравствует

Советский Союз!

За вас каждым мускулом

Держусь – и горжусь,

Челюскинцы – русские!

Эти, на первый взгляд, слабо представимые для автора-эмигранта строки демонстрируют то единодушие, с которым все, невзирая на границы и взгляды, следили за ходом спасения и его благополучным исходом.

Но фурор, произведенный за рубежом, был, конечно, несравним с тем воодушевлением, которое охватило все слои советского общества. Заслуги летчиков-спасателей, членов экспедиции и всех причастных к спасению были высоко оценены государством. Было учреждено звание Герой Советского Союза, и первыми его удостоились летчики А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнев, М.В. Водопьянов и И.В. Доронин. Всем им, а также бортмеханикам и техникам были вручены ордена Ленина; членам экипажа «Челюскина» и представителям штаба спасения – ордена Красной Звезды. Специально созданная комиссия занималась организацией торжественной встречи челюскинцев в Москве 19 июня 1934 г., в рамках которой состоялись чествования их на Красной площади, в Парке культуры и отдыха, прием в Кремле и другие мероприятия.

Текст: Е.М. Григорьев, Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Радиограмма председателя Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышева. 14 февраля 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ
Радиограмма председателя Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышева. 14 февраля 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ

Председатель Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышев. [Начало 1930-х гг.]. Фотография. РГАСПИ
Председатель Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышев. [Начало 1930-х гг.]. Фотография. РГАСПИ

Телеграмма начальника экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидта В.В. Куйбышеву. 5 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ
Телеграмма начальника экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидта В.В. Куйбышеву. 5 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ

Начальник Главсевморпути и начальник экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидт. Фотография с отчетной карточки члена ВКП(б). РГАСПИ
Начальник Главсевморпути и начальник экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидт. Фотография с отчетной карточки члена ВКП(б). РГАСПИ

Телеграмма В.В. Куйбышева полярным летчикам В.Л. Галышеву, И.В. Доронину, М.В. Водопьянову о срочном вылете на Север в целях спасения челюскинцев. 13 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ
Телеграмма В.В. Куйбышева полярным летчикам В.Л. Галышеву, И.В. Доронину, М.В. Водопьянову о срочном вылете на Север в целях спасения челюскинцев. 13 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ

Решение Политбюро об утверждении постановления ЦИК СССР о присвоении звания Героя Советского Союза летчикам, осуществившим спасение челюскинцев. 15.04.1934 г. Подлинник. Автограф А.С. Енукидзе. РГАСПИ
Решение Политбюро об утверждении постановления ЦИК СССР о присвоении звания Героя Советского Союза летчикам, осуществившим спасение челюскинцев. 15.04.1934 г. Подлинник. Автограф А.С. Енукидзе. РГАСПИ

Решение Политбюро об утверждении постановления СНК СССР об отпуске средств на выдачу наград челюскинцам и участникам их спасения. 13 июня 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ
Решение Политбюро об утверждении постановления СНК СССР об отпуске средств на выдачу наград челюскинцам и участникам их спасения. 13 июня 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ

Торжественная встреча челюскинцев в Москве. 19 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ
Торжественная встреча челюскинцев в Москве. 19 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ

Вручение орденов летчикам и челюскинцам руководителями Советского государства. 23 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ
Вручение орденов летчикам и челюскинцам руководителями Советского государства. 23 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ

Из стенограммы заседания Президиума ЦИК СССР в связи с вручением орденов героям-челюскинцам. 23 июня 1934 г. Подлинник. РГАСПИ
Из стенограммы заседания Президиума ЦИК СССР в связи с вручением орденов героям-челюскинцам. 23 июня 1934 г. Подлинник. РГАСПИ

Тематические сайты: Авиация, Арктические территории и шельф, Водный транспорт, История, Наука, Праздники, памятные даты, юбилеи, Происшествия, Транспортные коридоры
Региональные сайты: Америка Северная, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS), Великобритания, Дальневосточный федеральный округ, Дания, Европа Центральная, Европейский союз, Москва, Россия, Скандинавия, Соединенные Штаты Америки, СССР, Франция, Центральный федеральный округ, Чукотский АО
Поделиться:

Интересно:

Как в Царском Селе развлекали русских царей?
14.03.2025 14:27 Аналитика
Как в Царском Селе развлекали русских царей?
В Царском Селе отдыхали не только по-царски. Как выглядел досуг представителей императорской фамилии и их гостей. Стрельба и танцы Петр I задумал Царское Село как одну из мыз (дач) вдоль южного побережья Финского залива для "увеселения и домашней провизии, прогулок, чистого воздуха и охоты", где витал "дух простых удовольствий"1. Еще это был "кусочек Европы в России: Александровский парк напоминал парк Пагоденбург в Мюнхене, а гора Парнас - подобную гору на римской вилле Медичи"2. Здесь аристократам можно было погулять среди экзотической флоры и фауны. Некоторые сорта яблонь, приобретавшиеся у знаменитого ученого-садовода Э.Л. Регеля для выращивания в верхних теплицах Александровского парка, именовались в честь коронованных особ - "Наследник Николай Александрович" или "Император Александр". При императрице Елизавете на мызе "стреляли из пушек, кушали, ехали на охоту, после еды был бал, танцевали, пели, играли в карты, потом снова была охота", а также поездки "на чучелы" (охота из...
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
14.03.2025 13:12 Мероприятия
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
12 марта 2025 года в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию 100-летия со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Эта памятная дата широко отмечается в России как на церковном, так и на государственном уровне. Для подготовки памятных мероприятий был учрежден Оргкомитет во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В пресс-конференции приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Жанна Алексеева; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, сопредседатель Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины Патриарха Московского Тихона; митрополит Псковский и Порховский Матфей, председатель Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь; Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с...
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
12.03.2025 17:31 Новости
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
На Уралвагонзаводе состоялась творческая встреча народного артиста России Игоря Угольникова с сотрудниками предприятия. Известный режиссер, продюсер и сценарист представил заводчанам сценарий нового художественного фильма «Урал-Фронту», посвященный подвигу танкистов и тружеников уральских заводов времен Великой Отечественной войны и сегодняшних дней. Он подчеркнул, что самое непосредственное участие в картине должны принять работники Уралвагонзавода — наследники великого подвига предков, которые сегодня также работают для победы.  Символично, что встреча состоялась 11 марта. В этот день в России отмечают День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса на средства жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Вклад Уралвагонзавода в создание корпуса значителен: на Уральском танковом заводе № 183 — так в годы войны называлось...
Народы Древней Руси
11.03.2025 12:02 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно летописи Нестора, в состав древнерусского государства вошли пятнадцать славянских племён, точнее...
Первые леди
07.03.2025 18:07 Аналитика
Первые леди
На деньгах мира всех эпох можно увидеть портреты не только королей и президентов, но и женщин. Эти женщины управляли странами и руководили из-за кулис, рисковали всем и получали все. Они покоряли, и им покорялись. Кто же они — первые леди истории? Византийский образец Крещение Руси и чеканка первых собственных денег — все это произошло благодаря женщине. Как бы парадоксально это ни звучало для знатоков истории. Речь идет об Анне Византийской (963-1011) — первой леди земель «на севере Дуная». Но и те, кто скажет, что центральной фигурой этих событий был князь Владимир Святой, тоже будут правы. Владимир Святославич к 988 году одолел врагов и родственников, объединил под своей властью земли от Балтийского до Черного морей и взял Корсунь — главный город византийских владений в Крыму. Византийский император Василий II и его брат-соправитель Константин VIII...