Сегодня 14.07.2024, 09:52 мск

Новости истории сегодня. Тема Судостроение

Публикаций: 7479, пользователей: 7887, просмотров: 120183

Темы

Регионы

Главархив рассказал о вкладе Москвы в создание русского флота
25.06.2024 15:14 Новости
Главархив рассказал о вкладе Москвы в создание русского флота
Москва всегда была тесно связана с историей русского флота, начиная со знаменитого ботика Петра I, ставшего символом создания военно-морских сил России. Документы о поддержке отечественного кораблестроения сохранились в Главархиве столицы. Именно в подмосковном селе Преображенском создавали из дерева детали для первых судов, положивших начало русскому флоту. Здесь же была построена парусная фабрика для молодого Балтийского флота, пороховая мельница, кожевенный, суконный, шляпный и другие дворы для изготовления обмундирования моряков.  В Москве указом Петра I от 14 (25 по новому стилю) января 1701 года была учреждена «Школа математических и навигацких наук», находившаяся в Сухаревой башне. Наряду с морскими офицерами в стенах школы были подготовлены первые инженеры, артиллеристы, гидрографы, топографы и учителя для многочисленных гражданских «цифирных» школ. В числе ее выпускников — выдающийся полярный мореплаватель Семен Челюскин. Впоследствии город всегда активно участвовал и...
355-летие российского флага отметили в Подмосковье
27.05.2024 11:22 Новости
355-летие российского флага отметили в Подмосковье
В селе Дединово городского округа Луховицы прошли торжественные мероприятия в честь первого выхода на воду корабля «Орёл» и 355-летия российского флага. В научно-практической конференции «Дединово – колыбель отечественного флота» принял участие председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев. В приветственной речи к его участникам он сообщил: «355 лет назад здесь, в Дединове, произошло, без преувеличения, одно из значимых событий для отечественной истории, здесь на первом нашем военном корабле был поднят первый флаг с нашими национальными цветами: белым, синим и красным. Трудно преувеличить значение флага как одного из важнейших государственных символов. Он один из важнейших инструментов формирования национальной идентичности и большую роль сыграл в формировании российской нации и становлении России как государства-цивилизации. Под этим флагом наши предки одерживали блестящие победы и на суше, и на море, осваивали просторы Сибири, Арктики, совершали великие...
124 года назад в Петербурге был спущен на воду крейсер Аврора
24.05.2024 9:12 Новости
124 года назад в Петербурге был спущен на воду крейсер Аврора
В городе Санкт-Петербург на верфи Нового Адмиралтейства 24 мая 1900 года лично императором Николаем II был спущен на воду бронепалубный двухмачтовый крейсер «Аврора» - водоизмещением 6731 тонны, длиной 127 и шириной 16,8 метра, вооруженный четырнадцатью 152-миллиметровыми орудиями и шестью 76-миллиметровыми зенитными пушками. Крейсер получил свое имя от 44-пушечного фрегата «Аврора», который в 1854 году в ходе Крымской войны обеспечил успешную оборону города Петропавловск от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса. Новый крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России в 1903 году. Боевое крещение корабль прошел через 5 лет в Цусимском сражении во время Русско-японской войны, где был серьезно поврежден и потерял 15 членов экипажа. Крейсеру удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны. В 1906 году корабль возвратился на Балтику. После ремонта крейсер вошел в состав учебного отряда Морского кадетского корпуса и...
138 лет назад на воду был спущен первый русский броненосец «Чесма»
18.05.2024 10:06 Новости
138 лет назад на воду был спущен первый русский броненосец «Чесма»
Черноморский эскадренный броненосец «Чесма» был спущен на воду 18 мая 1886 года в Севастополе. Боевой корабль строился на верфи РОПиТа. «Чесма» стал первым стальным броненосцем российского флота. Корабль был прекрасно вооружен, на нем были установлены шесть 305-миллиметровых орудия, семь 152-миллиметровых орудия и 12 вспомогательных орудий более мелкого калибра. Кроме того, броненосец был оснащен семью торпедными аппаратами. Наблюдателем от Морского министерства при строительстве броненосца был капитан корпуса корабельных инженеров Александр Торопов, его помощником - поручик Александр Шотт. Строителем от РОПиТ был назначен штабс-капитан Константин Арцеулов. Первый год службы выявил необходимость укрепления обшивки под лапами кронштейнов, усиления форсированной тяги котлов, добавочного крепления палубы под носовыми барбетными установками. Артиллерийские испытания выявили ряд недостатков, основным из которых было ограничение сектора стрельбы на нос и корму из-за слабости креплений...
21 апреля 1932 года был сформирован Советский Тихоокеанский флот
21.04.2024 11:02 Новости
21 апреля 1932 года был сформирован Советский Тихоокеанский флот
Решением Советского правительства 21 апреля 1932 года был создан новый флот - Морские силы Дальнего Востока, 11 января 1935 года они были переименованы в Тихоокеанский флот. История Тихоокеанского флота имеет глубокие корни. В 18-19 веках царское правительство так и не сумело сохранить свое влияние на Дальнем Востоке - была продана Аляска с островами, Россия уступила Японии Курилы. Военно-морская база, перемещенная во Владивосток, до начала 20 века имела немногочисленный корабельный состав. В 1931 году после ввода японских войск в Манчжурию возникла угроза их вторжения на территорию СССР. В связи с этим было принято решение об усилении Краснознаменной Дальневосточной армии. Причем укреплялись не только сухопутные, но и морские границы. Решением Советского правительства 21 апреля 1932 года был создан новый флот - Морские силы Дальнего Востока, 11 января 1935 года они были переименованы в Тихоокеанский флот, создание которого было сопряжено с большими трудностями и велось в сложных...
50 лет назад на воду спущен первый советский супертанкер
09.04.2024 14:23 Новости
50 лет назад на воду спущен первый советский супертанкер
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» 9 апреля 1974 года был спущен на воду первый в СССР супертанкер «Крым», давший одноименное название проекту 1511. В рамках проекта были построены 6 танкеров водоизмещением 180 000 тонн: «Крым», «Кубань», «Кавказ», «Кузбасс», «Кривбасс», «Советская нефть», последний танкер из проекта спущен на воду в 1980 году. Все они получили порт приписки Новороссийск. Танкеры, которые строились в 1980-е годы по проекту «Победа», были вдвое меньше водоизмещением - 68 тысяч тонн. В рамках проекта «Победа» были построены танкеры «Победа», «Маршал Василевский», «Генерал Тюленев», «Маршал Чуйков», «Маршал Баграмян», «Сорокалетие Победы», «Александр Покрышкин». Танкеры этого проекта эксплуатируются и сегодня. Длина танкера «Крым» составляет 295 метров, ширина - 45 метров, высота борта - 25,4 метра, осадка - 17 метров, водоизмещение - 180 тысяч тонн, дедвейт - 150 500 тысяч, грузоподъемность - 143 250 тонн, скорость хода 15,5 узлов, мощность паротурбинной...
31 марта 1897 года Император Николай II дал имя крейсеру «Аврора»
31.03.2024 10:01 Новости
31 марта 1897 года Император Николай II дал имя крейсеру «Аврора»
Император Николай Второй 31 марта 1897 года повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь римской богини зари. Это название было выбрано самодержцем из 11 вариантов. Тем не менее, позднее стало считаться, что крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в Крымской войне. Крейсер «Аврора», как и прочие корабли его типа - «Диана» и «Паллада», строился по с целью «уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств». Несмотря на то, что фактически работы по постройке «Авроры» были начаты значительно позднее, чем «Дианы» и «Паллады», официальная закладка крейсеров этого типа состоялась в один день: 23 мая 1897 года. При этом первой в 10:30 утра церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича. Серебряную закладную табличку закрепили между 60-м и 61-м шпангоутами и подняли на специально установленных...
19 марта 1906 года в России созданы подводные военные силы
19.03.2024 10:08 Новости
19 марта 1906 года в России созданы подводные военные силы
Официальной датой рождения подводных сил российского флота считается 19 марта 1906 года, в этот день по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей - подводные лодки, а в состав Российского флота включены 10 подводных лодок с базированием первого соединения в военно-морской базе Либава. Прототип подводной лодки, которая могла использоваться по прямому назначению, был создан в России в 1834 году Шильдером Карлом Андреевичем. Двигателя на борту не было, лодка приводилась в движение мускульной силой, для чего оснащалась механическими «ластами». По задумке, передвигаясь под водой до трёх часов, аппарат мог приблизиться к вражескому кораблю и поразить его пороховой миной с электрическим взрывателем. На лодку были назначены два штатных командира и экипаж в количестве 12 человек. Первым конструктором серийных подводных лодок стал Степан Карлович Джевецкий. Будущий император Александр III следил за испытанием подводного...
97 лет назад на воду был спущен первый российский торпедный катер
14.03.2024 9:57 Новости
97 лет назад на воду был спущен первый российский торпедный катер
Первый российский торпедный катер был спущен на воду 14 марта 1927 года. Реввоенсовет Балтфлота в сентябре 1919 года на основании акта осмотра поднятого со дна в Кронштадте английского торпедного катера обратился в Реввоенсовет с просьбой дать распоряжение о срочной постройке на наших заводах быстроходных катеров английского типа. Вопрос о создании катера был рассмотрен весьма быстро, и уже 25 сентября 1919 года ГУК сообщил в Реввоенсовет, что «ввиду отсутствия механизмов особого типа, до сих пор не изготавливаемых в России, постройка серии подобных катеров в настоящее время, безусловно, неосуществима». Тем дело тогда и кончилось. Но вот в 1922 году глиссирующими катерами заинтересовалось и «Остехбюро» Бекаури. По его настоянию 7 февраля 1923 года Главное морское техническо-хозяйственное управление наркомата по морским делам обратилось с письмом в ЦАГИ «в связи с возникшей потребностью для флота в глиссерах, тактические задания коих: район действия 150 км, скорость 100...
120 лет назад погиб в бою миноносец «Стерегущий»
10.03.2024 12:08 Новости
120 лет назад погиб в бою миноносец «Стерегущий»
Миноносец Русского Императорского флота «Стерегущий» 10 марта 1904 года, вступил в неравный бой с двумя Японскими крейсерами и четырьмя миноносцами. В жестоком бою Русский корабль огнем корабельных пушек сильно повредил и обездвижел четыре Японских миноносца. Орудия «Стерегущего» вели огонь до последнего снаряда. После практически полной гибели экипажа, два из оставшихся в живых матроса, задраившись в машинном отделении открыли кингстоны, затопив свой корабль. Так в отчаянном бою погиб Русский миноносец «Стерегущий». Миноносцами называли небольшие корабли, оснащенные аппаратами, выпускавшими торпеды. Миноносец «Стерегущий» был заложен на Невском судостроительном заводе в Петербурге и в разобранном виде перевезен по железной дороге в Порт-Артур для достройки. В начале 1903 года корабль был спущен на воду и в мае того же года вошел в состав Сибирской военной флотилии. Впервые в истории судостроения «Стерегущий» был построен из никелевой стали, что позволило...
7 февраля 1941 года спущена на воду советская подводная лодка К-55
07.02.2024 11:55 Новости
7 февраля 1941 года спущена на воду советская подводная лодка К-55
Советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времен Великой Отечественной войны К-55, одиннадцатый корабль серии XIV типа «Крейсерская», была спущена на воду 7 февраля 1941 года. К-55 была заложена на заводе №189 «Балтийский завод» в Ленинграде под заводским номером 289. Сразу после церемонии спуска на воду, субмарина была включена в состав четвертой бригады подводных лодок Балтийского флота. К-55 включили в состав 13-го дивизиона учебной бригады подводных лодок Балтийского флота. Субмарина предназначалась для Тихоокеанского флота, но из-за начала Великой Отечественной войны осталась на Балтике. Лодка вошла в строй 25 декабря 1944 года, а 5 марта 1945 года вошла в состав Балтийского флота. В отличие от первых шести лодок проекта, К-55 не имела минного вооружения. Вошедшая в строй в марте 1945 года лодка до конца войны находилась в организационном периоде и участия в боевых действиях не принимала. В августе 1948 года совместно с остальными балтийскими «Катюшами» перешла...
2 февраля 1701 года было положено начало Балтийского флота
02.02.2024 8:57 Новости
2 февраля 1701 года было положено начало Балтийского флота
Осознавая необходимость русского флота на балтике для защиты государства и укрепления его могущества, Петр Великий 2 февраля 1701 года издал Указ, в котором повелевал начать строительство на Ладожском озере шесть 18-пушечных кораблей. Таким образом, было положено начало Балтийскому флоту России, главная база которого расположилась в Кронштадте. Боевая история Балтийского флота началась победой во время 20-летней Северной войны над флотом Швеции. Далее были успешные морские походы 1813-1814 годов. Созданный Петром I флот славен не только одержанными им победами во время военных действий. Балтийский флот внес огромную лепту в мировую географическую науку своими экспедициями, изобретениями, открытиями. Балтийский флот прославили выдающиеся личности - Крузенштерн, Литке, Лисянский, Беллинсгаузен, Попов, Макаров и многие другие. Корабли балтийского флота 19 столетия были броненосными. Большая их часть в составе Второй Тихоокеанской эскадры была потеряна в русско-японской...
О малоизвестных фактах из истории речного флота рассказал краевед
10.01.2024 17:49 Интервью, мнения
О малоизвестных фактах из истории речного флота рассказал краевед
Правнук старшего механика первого в стране речного ледокола Дмитрий Турунов передал набор инструментов своего предка историческому парку "Россия - моя история". Здесь планируют создать экспозицию, посвященную легендарному кораблю. Корабли на заказ Супермощный для своего времени "Саратовский ледокол" был построен в 1895 году в Англии, также как и специальный паром для перевозки вагонов, по заказу Рязано-Уральской железной дороги. Ледокол и паром должны были работать на железнодорожной переправе через Волгу. В то время Великобритания была центром мирового кораблестроения. И "Саратовский ледокол", и позже первый российский арктический ледокол "Ермак" заказывали на верфях компании "Армстронг" в городе Ньюкасле. Интересно, что трубы ледокола были расположены не как обычно, одна за другой по ходу движения судна, а поперек палубы. Это было связано с конструктивными особенностями парохода. Чтобы широкий корабль можно было провести через узкие каналы и шлюзы между Балтийским морем и Волгой...
66 лет назад в Ленинграде на воду спущен атомный ледокол «Ленин»
05.12.2023 18:09 Новости
66 лет назад в Ленинграде на воду спущен атомный ледокол «Ленин»
Атомный ледокол «Ленин», спущенный на воду 5 декабря 1957 года, стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути между Дальним Востоком и Европейской частью России, а также экспедиционного плавания в Арктике. Над проектом корабля работали ученые во главе с физиком Анатолием Александровым. Ледокол «Ленин» был длиной 134,0 метра и шириной 27,6 метра, с удлиненной средней надстройкой и двумя мачтами, а также в кормовой части взлетно-посадочной площадкой для вертолетов ледовой разведки. Высота борта составляла 16,1 метра. Водоизмещение - 16,0 тысяч тонн. За 30 лет корабль прошел 654,4 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно. Корабль имел в центральной части ядерную паропроизводительную установку водо-водяного типа, которая вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов. Они питали постоянным током три гребных электродвигателя, приводящих в действие три гребных винта...
198 лет назад скончался от лихорадки Император Александр I
01.12.2023 12:45 Новости
198 лет назад скончался от лихорадки Император Александр I
Всероссийский император и самодержец Александр I скончался 1 декабря 1825 года в 11 часов утра от лихорадки, в конвульсиях и агонии на 48-м году жизни.  Александр Романов родился 23 декабря 1777 года в городе Санкт-Петербург. Сразу после рождения мальчик взят у родителей своей бабушкой - императрицей Екатериной II, которая хотела воспитать идеального государя, продолжателя своего дела. Великий князь вырос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. Екатерина II заставила его прочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в последние годы царствования Екатерины II, Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, что...
115 лет назад была создана Амурская военная флотилия
28.11.2023 12:59 Новости
115 лет назад была создана Амурская военная флотилия
Приказом по Морскому ведомству от 28 ноября 1908 года все амурские суда, причисленные к Сибирской флотилии, были объединены в Амурскую речную флотилию с оперативным подчинением ее командующему войсками Приамурского военного округа. Базировалась флотилия в Осиповском затоне под Хабаровском. Основным недостатком была слабость системы базирования. Судостроительная база у флотилии отсутствовала, так как мастерские в Кокуе - будущий Сретенский завод, обеспечивали только сборку построенных в европейской части России кораблей, а также строительство небольших паровых гражданских судов. Судоремонтная база существовала в виде кустарных портовых мастерских в том же затоне. Существование флотилии сильно помогло в 1910 году при пересмотре договора с Китаем о судоходстве по Амуру и его притокам. Однако начавшаяся первая мировая война вынудила произвести частичное разоружение главных боевых кораблей флотилии - с них были сняты и отправлены на Балтику и Черное море остро дефицитные дизели, 152...
15 ноября 1722 года образована Каспийская флотилия
15.11.2023 14:16 Новости
15 ноября 1722 года образована Каспийская флотилия
По Указу Петра I от 15 ноября 1722 года началось формирование Каспийской флотилии, которая стала решающим фактором при утверждении российской государственности на Каспийском море.  Первая попытка создания на Каспийском море флотилии боевых кораблей была предпринята в России еще в XVII веке в годы царствования Алексея Михайловича. Это было связано с расширением торговых отношений России с Персией и необходимостью обеспечения защиты торговли в регионе. 14 ноября 1667 года в селе Дединово на слиянии рек Ока и Москва был заложен первый российский трехмачтовый военный корабль «Орел». Одновременно здесь строились яхта, бот и две шлюпки. Построенные суда были спущены на воду в 1669 году и успешно прибыли в Астрахань, однако уже в следующем году во время восстания под предводительством Степана Разина данные корабли были захвачены, а позднее сожжены.Второй раз к созданию военной флотилии на Каспии вернулся уже Пётр I, это произошло после завершения Северной войны со Швецией...
1 ноября 1899 года на воду спущен крейсер «Варяг»
01.11.2023 10:56 Новости
1 ноября 1899 года на воду спущен крейсер «Варяг»
Феномен русского флота крейсер «Варяг» был спущен на воду со стапелей 1 ноября 1899 года. Он был построен на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии по заказу Российской империи. По техническим характеристикам судно не имело равных, став самым быстроходным крейсером российского флота. «Варяг» был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации. В 1901 году он вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой и потерпели поражение. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен. В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в...
«Корабельные чтения» прошли в Калининграде
31.10.2023 11:32 Новости
«Корабельные чтения» прошли в Калининграде
По инициативе Музея Мирового океана в День основания российского флота впервые прошли «Корабельные чтения». Конференция проводится музеем совместно с Калининградским областным отделением РВИО при поддержке Объединенной судостроительной корпорациии. Впервые в формате конференции о тенденциях современного судостроения, особенностях проектирования и строительства новых научно-исследовательских судов, актуальных направлениях деятельности музеев в деле сохранения музейных судов, петровского корабельного наследия рассказали представители ОСК, Музея Мирового океана и других морских музеев страны. В зале собрались преподаватели и курсанты морских учебных заведений, педагоги школ, для которых судостроение и инженерные науки являются профильными предметами. Достижениям морской науки и судостроения посвящена и новая выставка Музея Мирового океана «Корабельная архитектура». Посетители увидели произведения живописи и графики из фондов музея и партнеров – Калининградского областного...
30 октября 1696 года был основан Российский военно-морской флот
30.10.2023 12:30 Новости
30 октября 1696 года был основан Российский военно-морской флот
День основания Российского военно-морского флота - памятная дата, отмечаемая ежегодно 30 октября. Сегодня Россия является одной из ведущих мировых военно-морских держав. Но так было далеко не всегда: до петровских реформ, у России не было никаких военных судов, а флот состоял в основном из купеческих ладей и баркасов, плавающих у береговой линии. В конце сентября 1696 года Боярской думой под давлением Петра I был издан указ о строительстве пяти первых военных судов. Их закладка на Архангельской верфи 30 октября 1696 года и стала официальным днем основания Российского военно-морского флота. До петровских завоеваний Россия являлась крупной континентальной державой, осуществлявшей внешнюю торговлю в основном сухопутными караванами или на малых баркасах, которые перетаскивались бурлаками от реки к реке. Единственным крупным портом страны был Архангельск. Но из-за его северного положения, сурового климата и замерзающей бухты, пользоваться морем можно было только 6-7 месяцев в году. С...
118 лет назад началось строительство броненосца «Император Павел I»
27.10.2023 9:55 Новости
118 лет назад началось строительство броненосца «Император Павел I»
На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 27 октября 1905 года состоялась церемония закладки русского броненосца «Император Павел I». Главным строителем боевого корабля стал инженер Владимир Оффенберг. Основой проекта судна послужили броненосцы типа Бородино. Учитывая недостатки последних, Морское министерство приступило к работе по созданию корабля нового типа, с увлечением калибра средних орудий, усилением брони и установкой противоминной защиты. Так же новый проект предусматривал установку большего количества орудий разных калибров. В следствии чего водоизмещение корабля достигло 16 500 тонн. После окончания Русско-японской войны, с учетом Цусимского морского сражения и обороны Порт-Артура в проект были внесены дополнительные изменения. Измененный проект предусматривал увеличение количества орудий калибра 203-миллиметров с 12 до 14, установку двенадцати 120-миллиметровых противоминных орудий, на крыше верхнего каземата было решено установить четыре 47-миллимитровые пушки системы...
22 октября 1702 года русскими войсками была взята крепость Нотебург
22.10.2023 8:31 Новости
22 октября 1702 года русскими войсками была взята крепость Нотебург
Русская армия 22 октября 1702 года после кровопролитного штурма, продолжавшегося 13 часов, захватила шведскую крепость Нотебург. Шлиссельбургская крепость расположена у самого истока Невы из Ладожского озера, на Ореховом острове, напротив города Шлиссельбург. Ореховый остров делит Неву на два широких рукава, с настолько сильным течением, что вода не замерзает здесь даже зимой, в самые сильные морозы. Крепость, занимающая всю территорию острова, имеет в плане форму неправильного треугольника, вытянутого с востока на запад. С 1612 года крепость находилась в составе Швеции. В ходе Северной войны 1700-1721 годов взятие крепости Нотебург было первоочередной задачей Петра I. К этому времени крепость не утратила своей боеспособности, но ее островное положение подразумевало наличие флота для ее взятия, которого у Петра I не было. Готовясь к штурму Нотебурга, Петр I приказал в Архангельске построить тринадцать кораблей, из которых два судна - «Святой дух» и «Курьер» - волоком через болота и...
Мемориал создателям подводного флота открыт в Хабаровском крае
28.09.2023 13:28 Новости
Мемориал создателям подводного флота открыт в Хабаровском крае
Памятник-мемориал в честь создателей подводного флота на Дальнем Востоке открыт на территории ПАО «АСЗ». На митинге, посвященном этому знаменательному событию, присутствовали ветераны АСЗ, ветераны-подводники, которые приняли самое живое и непосредственное участие в создании памятного мемориала. Идейными вдохновителями создания памятника были председатель ветеранской организации Амурского судостроительного завода Александр Филимонов, ветераны подводного флота Анатолий Павлович Зиновьев и Олег Сергеевич Сискевич.    Инициатива ветеранской организации по созданию мемориала была горячо поддержана руководством Амурского судостроительного завода. С помощью завода был проведен целый комплекс работ по передаче части списанной дизель-электрической подводной лодки проекта 877 «Варшавянка» заводу для дальнейшей работы над созданием памятника. «Открывая этот памятник, мы, прежде всего, хотели выразить свою благодарность и глубокую признательность тем, кто начинал осваивать...
240 лет назад в Херсоне был спущен на воду первый корабль ЧФ
27.09.2023 10:02 Новости
240 лет назад в Херсоне был спущен на воду первый корабль ЧФ
На верфи в Херсоне 27 сентября 1783 года был спущен на воду первый корабль Черноморского флота. Им стало парусное линейное судно «Слава Екатерины». Элегантное классическое военное судно, вооруженное 66 пушками, в своей оснастке сочетало привычные прямые паруса с новомодными косыми. Считается, что проект корабля разработал мастер Александр Катасонов, а его строительство велось под общим руководством инженера Ивана Афанасьева. Первые государевы парусные суда России строились на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово Коломенского уезда. Там было построено около 12 000 кораблей, судов и малых плавсредств более 70 классов и типов, а благодаря реформаторской деятельности Петра количество верфей перевалило за две сотни. В послепетровский период в развитии судостроения наступил заметный спад. Спустя годы с восшествием на престол Екатерины II было принято решение о том, что русский флот должен превосходить датский и шведский флоты вместе взятые. В...
23 сентября 1980 года на воду спущена подводная лодка класса «Акула»
23.09.2023 9:54 Новости
23 сентября 1980 года на воду спущена подводная лодка класса «Акула»
На судостроительной верфи города Северодвинск 23 сентября 1980 года на гладь Белого моря спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула обвивающая трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon». Впоследствии Тайфуном эту лодку стали называть и у нас. В начале 1970-х годов в США началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердотопливной ракеты с межконтинентальной дальностью, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Корабль водоизмещением 18 700 тонн обладал максимальной скоростью...
В плавание по Северной Двине отправился поморский карбас
22.09.2023 12:40 Новости
В плавание по Северной Двине отправился поморский карбас
В августе и сентябре мастера Товарищества поморского судостроения строили в Москве традиционный поморский карбас. После постройки и наречения - лодке дали название "Матера" - ее перевезли в Вологодскую область. Был вариант, что первое плавание "Матера" совершит по Москве-реке, но не вышло. Поэтому кораблестроители после презентации карбаса погрузили его на прицеп и отправились в Великий Устюг. Оттуда по Сухоне и Северной Двине путешественники к 10 октября дойдут до Архангельска. Экипаж лодки идет по воде под парусами и веслами с "Плавучим лекторием". В городах и селах на берегу рек члены команды встречаются с местными жителями, рассказывают о том, как шили вицей - веревкой из еловых ветвей - карбас и как ходили на край света поморы. Нынешнее путешествие - только часть большого маршрута. В следующем году путешественники отправятся мангазейским морским ходом - по маршруту тех, кто осваивал Сибирь в XVI - XVII веках. На борту "Матеры" и "Плавучего лектория" путешественники, историки...
Отечеству нашему нужна армия сильная, стоящая на высоте развития
18.09.2023 16:52 Новости
Отечеству нашему нужна армия сильная, стоящая на высоте развития
По данным Минобороны России, в ближайшее время подводная лодка "Император Александр III" будет спущена на воду. Она носит имя человека, которому принадлежат слова: "У России есть только два союзника - ее армия и флот". О значении военных реформ Александра III для безопасности России рассказывает доктор исторических наук Юлия Кудрина. "Отечеству нашему несомненно нужна армия сильная, стоящая на высоте современного развития, но не для агрессивных целей, а единственно для ограждения целостности и государственной чести России…", - это выдержка из рескрипта императора Александра III военному министру П.С. Ванновскому 1890 года. Развитие промышленности и особенно ее военных отраслей опиралось на развитие науки. Высшие учебные институты и университеты создавались как в центре, так и на российских окраинах. В 1895 г. был открыт Технологический институт в Харькове, имеющий, по словам Д.И. Менделеева, самые современные химические лаборатории, в 1888 г. в Сибири - Томский университет, в 1889...
18 сентября 1693 года Петр I заложил первое судно на верфи в Соломбале
18.09.2023 13:23 Новости
18 сентября 1693 года Петр I заложил первое судно на верфи в Соломбале
В Соломбальской верфи 18 сентября 1693 года императором Петром I заложен торговый корабль, малый 24-пушечный фрегат «Святой Апостол Павел». Постройкой судна руководили голландские мастера Никлас Вилим и Ян Ранс. Пушки были отлиты на заводе в Олонце также лично Петром I. Кроме того, государь собственноручно выточил такелажные блоки судна. «Святой Павел» получил «проездную грамоту» на право заграничной торговли и ходил под трехцветным флагом. После того как Петр I получил определенный опыт в строительстве и управлении кораблей на Переславском озере, он в 1693 году отправился на Белое море в город Архангельск. До Вологды царь добирался сухим путем, затем со свитой на 6 баркасах и к началу августа прибыли на место. Через 2 дня юный царь уже вышел в море на купеческом голландском судне в сопровождении 12-пушечной яхты «Святой Петр», построенной к его приезду в Холмогорах. Петр прошел на судне около 300 миль, после чего на яхте вернулся в Архангельск. Первое морское путешествие Петра I...
71 год назад Сталин утвердил проектирование атомной подводной лодки
09.09.2023 12:12 Новости
71 год назад Сталин утвердил проектирование атомной подводной лодки
9 сентября 1952 года Иосиф Виссарионович Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта № 627» (шифр первой атомной подводной лодки). Научным руководителем работ по созданию атомной субмарины назначили А.П. Александрова, главным конструктором — В.Н. Перегудова, главным конструктором по ядерной энергетической установке — директора НИИ-8 Н.А. Доллежаля. 24 сентября 1955 года на заводе № 402 в Молотовске (Северном машиностроительном предприятии, г. Северодвинск) состоялась церемония закладки первой отечественной атомной подводной лодки К-3. К-3 «Ленинский комсомол» — первая советская и третья в мире атомная подводная лодка, головной корабль проекта 627 «Кит». Все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Наименование «Ленинский комсомол» унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 09 октября 1962 года. В...
Броненосец «Император Павел I» спущен на воду 25 августа 1907 года
25.08.2023 10:59 Новости
Броненосец «Император Павел I» спущен на воду 25 августа 1907 года
Русский броненосец «Император Павел I», изготовленный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1907 года. 27 октября 1905 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки русского броненосца «Император Павел I». Главным строителем боевого корабля стал инженер Владимир Оффенберг. Основой проекта судна послужили броненосцы типа Бородино. Учитывая недостатки последних, Морское министерство приступило к работе по созданию корабля нового типа, с увлечением калибра средних орудий, усилением брони и установкой противоминной защиты. Так же новый проект предусматривал установку большего количества орудий разных калибров. В следствии чего водоизмещение корабля достигло 16 500 тонн. После окончания Русско-японской войны, с учетом Цусимского морского сражения и обороны Порт-Артура в проект были внесены дополнительные изменения. Измененный проект предусматривал увеличение количества орудий калибра 203-миллиметров с 12 до 14, установку...
19 августа 1923 года судно «Персей» отправилось в первую экспедицию
19.08.2023 9:59 Новости
19 августа 1923 года судно «Персей» отправилось в первую экспедицию
Советское исследовательское судно «Персей», 19 августа 1923 года, вышло в свой первый научный рейс. Экспедицию возглавил директор Плавучего морского научного института Иван Илларионович Месяцев. Начальником гидрологического отдела стал известный исследователь Арктики Николай Николаевич Зубов. Капитаном судна назначили Павла Ильича Буркова. Постройка зверобойного судна «Персей» была начата онежским промышленником Е.В. Могучим в 1916 году в Онеге. Через три года его отбуксировали в Архангельск, где на реке Лае после передачи Советом Труда и Обороны корпуса судна Плавморнину 10 января 1922 года, началась его достройка и оборудование по норвежским чертежам, как исследовательского судна. Руководили работами корабельный мастер В.Ф. Гостев и первый директор института, профессор МГУ И.И. Месяцев. В группу строителей судна входили и будущие известные ученые Л.А. Зенкевич, В.В. Шулейкин, М.В. Кленова, Н.Н. Зубов, которые впоследствии принимали участие в рейсах «Персея». Государственный флаг...
17 августа 1977 года Ледокол «Арктика» впервые достиг Северного Полюса
17.08.2023 10:59 Новости
17 августа 1977 года Ледокол «Арктика» впервые достиг Северного Полюса
Ледокол «Арктика» 17 августа 1977 года в 4 часа утра завершив плавание сквозь многолетние паковые льды, достиг вершины планеты. Экспедиция продолжалась 7 суток и 8 часов, за это время ледокол прошел 2528 миль. Впервые в истории человечества надводное судно достигло Северного полюса Земли. Общее руководство операцией вел непосредственно с борта «Арктики» министр морского флота СССР Тимофей Гуженко. Ледокол «Арктика» стал первым в серии из шести атомных ледоколов проекта 10 520. Строительство этих ледоколов началось в 1972 году, а завершилось в 2007 году с вводом в строй ледокола «50 лет Победы». Их главные задачи - обслуживание Северного морского пути, а также проведение экспедиций в Арктику. В 1982-1987 годах ледокол назывался «Леонид Брежнев». Атомоход «Арктика» был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде, спущен на воду 26 декабря 1972 года и 25 апреля 1975 года принят в эксплуатацию. Ледокол «Арктика» 1 мая 1975 года прибыл в порт приписки...
200 лет назад вышел в кругосветное плавание шлюп «Предприятие»
09.08.2023 10:29 Новости
200 лет назад вышел в кругосветное плавание шлюп «Предприятие»
9 августа (28 июля по старому стилю) 1823 года шлюп Российского императорского флота «Предприятие» вышел в кругосветное плавание. Экспедиция положила начало систематическим географическим и океанографическим наблюдениям в Атлантическом и Тихом океанах, была отмечена многочисленными открытиями и научными исследованиями. Шлюп «Предприятие» был заложен 22 ноября 1822 г. на Охтинской верфи, его постройкой руководил помощник корабельного мастера подполковник А.А. Попов, по конструкции был схож с двумя ранее построенными на Охтинской верфи судами – шлюпами «Камчатка» (1817) и «Восток» (1818). Однако новое судно было немного тяжелее, его водоизмещение составило 1040 тонн. При постройке Попов применил ряд новшеств. Так, в целях предохранения строящегося шлюпа от сырой петербургской погоды над местом постройки была возведена крыша. Перед спуском корпус судна на стапеле был обшит медью, чтобы предотвратить процесс гниения деревянного корпуса при длительном пребывании в тропических водах. По...
220 лет с начала первого кругосветного плавания кораблей флота России
07.08.2023 9:43 Новости
220 лет с начала первого кругосветного плавания кораблей флота России
26 июля (7 августа) 1803 года началось первое кругосветное плавание кораблей российского флота. План кругосветного плавания был предложен еще в 1732 г. вице-адмиралом Н.Ф. Головниным во время подготовки Второй Камчатской экспедиции, однако реализовать его не удалось. В 1785 г. к кругосветному плаванию подготовили отряд в составе четырех кораблей под руководством капитана бригадирского ранга Г.И. Муловского. Но война со Швецией (1788–1790) и гибель Муловского в Эландском сражении помешали осуществить этот замысел. В конце XVIII в. российское правительство располагало несколькими проектами кругосветных плаваний. Самым удачным и перспективным из них предложил Иван Федорович. Крузенштерн – один из лучших морских офицеров русского флота того времени. В 1799 г. он подал записку на рассмотрение президента Коммерц-коллегии П.А. Соймонова. Однако тогда этот план поддержки не получил, и Крузенштерн вернулся к нему позже, в 1800–1801 гг. Иван Федорович предлагал строить корабли для...
6 августа 1714 года состоялся Гангутский бой
06.08.2023 11:26 Новости
6 августа 1714 года состоялся Гангутский бой
26–27 июля (6–7 августа) 1714 года в ходе Северной войны 1700–1721 годов между русскими и шведскими флотами состоялось сражение, итогом которого стала одна из самых значимых побед русского Военно-Морского Флота. Ход Гангутского сражения. В конце июня 1714 года российский гребной флот под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина (99 галер и скампавей с 15 тысячами десанта) сосредоточился в бухте Тверминне для того, чтобы прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить войска для усиления российского гарнизона в Або (Турку), говорится в «Большой российской энциклопедии». Действиям российского флота препятствовал шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата и отряд гребных судов) под командованием вице-адмирала Г. Ваттранга, занявший позицию на Гангутском плёсе у юго-западной оконечности полу-острова. Пётр І принял решение перебросить часть сил в шхерный район полуострова Гангут, внезапные действия галер в тылу противника должны были отвлечь его внимание от прорыва основных сил...
3 августа 1916 года на воду спущен ледокол «Святогор»
03.08.2023 9:18 Новости
3 августа 1916 года на воду спущен ледокол «Святогор»
Арктический ледокол «Святогор», позже переименованный в «Красин» в честь советского политического деятеля Леонида Красина, был спущен на воду 3 августа 1916 года. Судно было заложено на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth and Co. Ltd. в Ньюкасле, а после того как было спущено на воду, достраивалось в Мидлсбро. На протяжении нескольких десятилетий это судно было самым мощным арктическим ледоколом в мире. Судно сразу же было использовано для обеспечения проводки английских кораблей с военными грузами в Архангельск. Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась в 1918 году - ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при ее впадении в Северную Двину в Архангельске. В соответствии с советской историографией, целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно. Интервенция была...
Выставка, посвященная династии фон Эссенов, открыта в Петербурге
28.07.2023 17:17 Мероприятия
Выставка, посвященная династии фон Эссенов, открыта в Петербурге
В Кронштадте в филиале военно-морского музея "Кронштадтская крепость" открылась выставка "Морская династия фон Эссенов". Ее главные герои - Николай Оттович фон Эссен, русский адмирал, флотоводец, один из создателей российского военно-морского флота, и его брат Раймонд Фёдорович фон Эссен, морской летчик Черноморского флота. В историю русского флота он вошел как командир корабельного отряда авиации, который впервые в истории российского военного флота в 1916 году провел бомбардировку территории противника. - Я горжусь тем, что меня в свое время пригласили на открытие Аллеи героев российского флота в Кронштадте, где мой двоюродный прадед Николай фон Эссен - часть национальной галереи героев, - говорит Николай фон Эссен, внучатый племянник знаменитого флотоводца, учитель немецкого языка школы 1290 города Москвы. - Теперь вот открыли выставку в честь моих прадедов. В экспозиции представлены уникальные экспонаты - личные вещи двух братьев и фотографии из семейного архива семьи фон...
Как сберечь-сохранить подводный крейсер "Дмитрий Донской"
26.07.2023 8:22 Интервью, мнения
Как сберечь-сохранить подводный крейсер "Дмитрий Донской"
Первого июня, когда военные моряки отмечают День Северного флота, а все им симпатизирующие - еще и День памяти князя Дмитрия Донского, в медиацентре "Российской газеты" состоялась премьера документального фильма, созданного к завершению боевой службы подводного крейсера "Дмитрий Донской" - первого и последнего в серии из шести АПЛ проекта 941 "Акула", аналогов которым во всем мире не было, нет и уже не будет. На ту встречу и диалог подводников с корабелами отозвался давний автор и друг "РГ", капитан 1-го ранга Николай Черкашин. Известный многим как историк флота и писатель-маринист, он призывает сохранить для потомков уникальное творение ума и рук человеческих - подводный крейсер ТК-208, который "равновелик России по масштабу". В канун Дня ВМФ в "РГ" решили опубликовать эти заметки с незначительными сокращениями. Николай Черкашин, капитан 1-го ранга, писатель-маринист, историк флота: Оставим в стороне военно-стратегическое предназначение "Дмитрия Донского". Сегодня у него иная задача:...
Американский летчик, выходец с Урала, бомбил Берлин
13.07.2023 16:59 Новости
Американский летчик, выходец с Урала, бомбил Берлин
Американский летчик с русскими корнями: 40 вылетов в тыл нацистов. Выходец из уральского рода Умовых бомбил Берлин. Судьбоносная командировка. Революционные события в России начала XX в. разметали многие семьи так, что ближайшие родственники ничего не ведали о судьбах друг друга или же, в лучшем случае, имели о них весьма приблизительные сведения. Кандидат геолого-минералогических наук Людмила Алексеевна Умова (1915-1998), жившая в Свердловске (Екатеринбурге), писала о своей близкой и одновременно далекой родне: "Перед войной, где-то в 1913 или 1914 году, дядя Павел с группой других судостроителей поехал в США, кажется, принимать построенные там суда. Когда началась революция, он остался в Америке. К нему туда приехали его жена Жека (Евгения) с маленьким сыном. Где они жили, кем и где он работал, - я не знаю. Сын стал летчиком и во Вторую мировую войну 1939-45 гг. погиб в небе над Лондоном, защищая его от немецких бомбардировщиков"1. В этом описании реальность и невольный вымысел...
Самый старый колесный пароход начал навигацию в Архангельске
30.05.2023 9:21 Новости
Самый старый колесный пароход начал навигацию в Архангельске
В Архангельске на Северной Двине начал навигацию колесный пароход "Николай Гоголь". Это единственный "колесник" России, который не ушел под нож и до сих пор возит пассажиров! В прошедшие выходные на нем успели прокатиться три сотни человек. "Уважаемые гости парохода! По этим палубам стучали каблуки и шаркали лапти людей разных сословий - от крестьян и разночинцев до особ царствующих домов" - так встречает гостей команда судна. "Гоголь" сошел со стапелей Сормовского завода в 1911 году, на борту имелись ресторан и даже библиотека. А позже пароход стал ветераном двух войн. Во время иностранной военной интервенции на Севере он находился в распоряжении революционного командования, доставляя на линию фронта боеприпасы и пополнение. А в 1941-м перевозил делегации США и Великобритании, прибывшие в Россию для переговоров о ленд-лизе. Использовали судно и для помощи раненым, оно работало плавучим госпиталем. В советское время "Гоголь" снова "работал на пассажиров" - из южных районов области...
24 мая 1900 года на воду был спущен легендарный крейсер «Аврора»
24.05.2023 9:36 Новости
24 мая 1900 года на воду был спущен легендарный крейсер «Аврора»
Создание легендарного крейсера было обусловлено международной обстановкой конца XIX века. Напряжёнными были отношения России и Англии, на Балтике возрастала «германская угроза». На фоне разворачивающейся гонки вооружений было принято решение об изменении судостроительной программы России, сформированной в 1881 году. Программа дополнилась тремя «карпасными крейсерами», ставшими впоследствии крейсерами типа «Диана» (именно такое название сначала фигурировало во всех официальных документах). Строительство крейсера началось осенью 1896 года на заводе в Новом Адмиралтействе. Администрация Ижорского и Адмиралтейского заводов настаивала на увеличении определенных ранее сроков работ, так как заводы были перегружены заказами и не успевали изготовить вовремя важнейшие элементы. Итогом стал перенос части заказа на Александровский чугунолитейный завод. Своё название крейсер получил в апреле 1897 года. Император Николай II отдал распоряжение именовать крейсер Авророй - в честь римской богини зари...
Морская жизнь: Главархив — об истории балтийского флота
18.05.2023 12:24 Новости
Морская жизнь: Главархив — об истории балтийского флота
День рождения Балтийского флота принято отсчитывать от даты победы в устье реки Невы 18 мая 1703 года. В тот день гребная флотилия с солдатами Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра I захватила в устье Невы два шведских военных судна. Все участники того боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает». Первые корабли для Балтийского флота строились в 1702–1703 годах, а первой эскадрой на Балтийском море командовал вице-адмирал Корнелиус Крюйс. В 1703 году был заложен город Кронштадт. Как любил говорить строитель русского флота Петр I: «И как политическая пословица сказует о государствах, морского флота не имущих, что не токмо одну руку имеют, а имеющие и флот — обе». Лучшие представители Балтийского флота внесли неоценимый вклад в развитие русского военно-морского дела, в отечественную науку кораблестроения. История сохранила не только имена великих командующих флотилиями адмиралов — Федора Ушакова, Павла Нахимова, Владимира Корнилова, Степана...
18 мая отмечают День Балтийского флота ВМФ России
18.05.2023 8:18 Новости
18 мая отмечают День Балтийского флота ВМФ России
18 мая 1703 года русские моряки одержали первую победу в морском бою. Гребная лодочная флотилия с солдатами Преображенского и Семёновского полков под командованием самого Петра I захватила в устье Невы шведские военные суда «Гедан» и «Астрильд». Эта победа стала важным символом российских амбиций на море и, конечно, послужила дальнейшим стимулом для развития флота. А все участники того боя, к слову, получили специальные медали с надписью: «Небываемое бывает». Однако дата 18 мая стала считаться днем рождения Балтийского флота сравнительно недавно. Она была закреплена приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации от 15 июля 1996 года № 253. Балтийский флот – старейший в стране. Он неразрывно связан с ключевыми моментами нашей истории, будь то основание Санкт-Петербурга и освоение земель вокруг Финского залива или трагические сражения в годы Русско-японской войны. Первые корабли будущего Балтийского флота начали строить ещё в самом начале 1703 года – тогда был...
Главный гироскопист страны
26.04.2023 9:15 Персоны
Главный гироскопист страны
Виктор Иванович Кузнецов, главный конструктор по разработке и созданию гироскопических командных приборов, академик Академии наук СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских, Ленинской и двух Государственных премий СССР, родился 27 апреля 1913 г. в Москве. В 1938 г. окончил Ленинградский индустриальный институт по специальности «Расчет и конструкция летательных аппаратов». В 1937-1940 гг. Виктор Иванович работал инженером-исследователем на заводе № 212 в Ленинграде. Занимался теорией гироскопов. Осенью 1940 г. молодой инженер Кузнецов был направлен в Германию для закупки приборов для Военно-морского флота СССР. Там его и застала война. Виктор Иванович вместе с сотрудниками советского посольства был интернирован Германией. В Москву он вернулся только в августе 1941 г. До 1943 г. работал в НИИ-10 в должности начальника отдела. В 1943–1947 гг. возглавлял отдел в МНИИ-1 при Министерстве судостроительной промышленности СССР. Создал ряд уникальных гироскопических...
В Архангельске стартовала V Международная историческая школа РИО
24.04.2023 16:47 Мероприятия
В Архангельске стартовала V Международная историческая школа РИО
24 апреля 2023 года в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова состоялась церемония открытия V Международной исторической школы Российского исторического общества. Председатель РИО Сергей Нарышкин направил видеообращение участникам школы: «По устоявшейся традиции, Международные исторические школы каждый раз проводятся в разных местах. Смена локаций позволяет знакомить участников с богатейшим культурным наследием нашей страны, демонстрировать многообразие регионов России. На этот раз выбор организаторов был остановлен на Архангельске. Этот старинный приморский город издавна служил воротами России в мир, являлся центром освоения арктических просторов, откуда начали свой путь немало прославленных полярных экспедиций. Здесь, на берегах Северной Двины, испокон веков стояли дворы иноземных купцов. И именно на архангельских верфях молодой царь Пётр загорелся идеей строительства русского флота. Сюда же, в самые суровые годы Великой Отечественной войны, приходили...
21 апреля – день создания Тихоокеанского Военно-Морского Флота СССР
21.04.2023 8:57 Новости
21 апреля – день создания Тихоокеанского Военно-Морского Флота СССР
К 1932 г. Советский Союз имел высокие темпы роста тяжёлой промышленности, что позволило усовершенствовать как сухопутное, так и морское вооружение. Произошла модернизация Военно-Морского Флота: достроили ранее заложенные суда и приступили к строительству новых, модифицированных. Приказ Коммунистической партии по активизации судостроения привел к появлению новых судоверфей, соответствующей инфраструктуры и рабочих мест. Строительство Тихоокеанского флота требовало огромных вложений в оборудование жилых и производственных районов в тайге. Постепенно создавались аэродромы и казармы, а также устанавливались береговые орудия. Важным вопросом оставалось управление новым флотом, которое было возложено на штаб Морских сил Дальнего Востока. Первый приказ командующего М.В. Викторова от 21 апреля 1932 представлял собой список, где были перечислены все военно-морские силы, а также учреждения, которые создавали Тихоокеанский флот ВМФ СССР. Эту дату было решено выбрать в качестве дня рождения...
16 апреля 1722 года издан указ об открытии мореходных школ
16.04.2023 12:10 Новости
16 апреля 1722 года издан указ об открытии мореходных школ
(5) 16 апреля 1722 г. Петр I повелел Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу. Но принимать в эти учебные заведения дозволялось только русских подданных. "Кто из иноземцев и их детей пожелают учится в Адмиралтействе какого мастерства, те должны прежде присягу учинить в вечное фазальство; а без этого их не принимать" (Регламент о Управлении Адмиралтейства и верфи…). В конце своего правления Пётр Алексеевич несколько пересмотрел своё отношение к иностранцам в России. Император стал поощрять выход в отставку иностранцев, которые служили на флоте, стремился поскорее избавиться от иностранного элемента в вооружённых силах и государственных структурах, так как не чувствовал к ним полного доверия. Проводя свои реформы, Пётр Алексеевич огромное внимание уделял организации новой регулярной армии и созданию русского военно-морского флота. Для этого изучалась организация европейских армии и флотов, их вооружение. В Россию приглашались сотни военных специалистов, научных кадров. Однако...
4 апреля 1703 года заложен первый парусный фрегат Балтийского флота
04.04.2023 9:14 Новости
4 апреля 1703 года заложен первый парусный фрегат Балтийского флота
4 апреля 1703 года на Олонецкой верфи был заложен первый российский парусный военный корабль Балтийского флота – фрегат «Штандарт»: он был спроектирован голландским корабелом Выбе Геренсом. Фрегат «Штандарт» поражал воображение современников: в длину от достигал 25 с половиной метров, а в ширину – почти 7 метров. Однако главным новшеством было его военное оснащение. «Штандарт», спущенный на воду в 1703 году, был военным кораблем, оснащенным по тем временам по последнему слову техники: на закрытой батарейной палубе и верхней палубе фрегата были установлены 28 пушек калибром 8, 6 и 3 фунта. А экипаж судна составлял 120 человек. Таким образом, этот корабль в те времена был сильнейшей боевой единицей Балтийского флота. Название «Штандарт» было дано фрегату в честь открытия нового торгового пути через Балтийское море. Это имя впоследствии давалось многим кораблям отечественного флота вплоть до 1917 года. Одним из последних кораблей, его носивших, была всем известная императорская яхта...
В Н.Новгороде прошёл урок мужества, посвящённый Дню моряка–подводника
22.03.2023 9:45 Новости
В Н.Новгороде прошёл урок мужества, посвящённый Дню моряка–подводника
Начальником штаба городского военно-патриотического объединения «Пост №1 имени дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Василия Рязанова», членом Нижегородского регионального отделения «Боевого братства» капитан-лейтенантом Сергеем Хайминовым с учащимися школы №172 Московского района Нижнего Новгорода в форме рассказа был проведён урок мужества, посвящённый Дню моряка-подводника. «В океанском дозоре» – так именовалась тема урока, на котором присутствовали 23 учащихся. Цель урока – расширить и пополнить знания учащихся об истории российского подводного флота; воспитывать чувство патриотизма, мужества, гордости за своё Отечество и его боевую историю; глубокое уважение к профессии моряка-подводника. Из рассказа капитан-лейтенанта Сергея Хайминова старшеклассники узнали, что Главнокомандующим Военно-морским флотом России, адмиралом флота Феликсом Громовым 15 июля 1996 года был подписан приказ №253, в котором предписывалось ежегодно 19 марта отмечать День...
Социальный проект «Инженеры Победы»: интерактивная связь поколений
31.08.2022 17:39 Мероприятия
Социальный проект «Инженеры Победы»: интерактивная связь поколений
31 августа в ТАСС в преддверии Дня Знаний состоялась пресс-конференция «Инженеры Победы: интерактивная связь поколений», посвященная развитию социального проекта по сохранению исторической памяти о победах и достижениях отечественной промышленности в критически важные для страны годы.  Начатый в год 75-летия победы во Второй мировой войне, проект «Инженеры победы», который проводится в рамках Международного молодежного научно-технического фестиваля «От Вина!» (под эгидой Минпромторга России), впервые представил широкой аудитории уникальные архивные данные о конструкторах, инженерах, ученых, внесших ключевой вклад в технологический прорыв 40х-50х годов прошлого века и добиться впечатляющих успехов в дальнейшем.  В работе конференции приняли участие представители власти, науки и промышленности, общественные деятели, журналисты.  Обращаясь к собравшимся, Директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Алексей Матушанский...
«ОСК» принимает участие в международном проекте «Инженеры Победы»
18.05.2020 12:41 Новости
«ОСК» принимает участие в международном проекте «Инженеры Победы»
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) присоединилась к проекту «Инженеры Победы», который реализует международный фестиваль «От винта!», действующий под эгидой Минпромторга РФ. В рамках проекта на портале НЭБ Российской государственной библиотеки создается раздел, на котором будут размещены истории предприятий и инженеров, «ковавших» победу в тылу во время Великой Отечественной войны. Проект проходит в год 75-летия Великой Победы. Его участниками уже стали десятки организаций науки и промышленности, сотни жителей России. Предприятия ОСК также принимают участие в международном проекте «Инженеры Победы». Свои материалы организаторам уже передали Адмиралтейские верфи, Балтийский завод, завод «Красное Сормово», Амурский судостроительный завод, Севастопольский морской завод, Северная верфь и Средне-Невский судостроительный завод. Все они внесли весомый вклад в общее дело борьбы с фашизмом. Так, на Адмиралтейских верфях (во время войны - завод им. А. Марти), Северной верфи (завод...