Новости истории сегодня. Транспорт
Темы
Регионы
09.09.2024 15:52 Мероприятия
Иллюстрации к сказкам Пушкина можно увидеть в московском метрополитене
Московский метрополитен совместно с Фондом наследия русского зарубежья открыли выставку, посвященную иллюстраторам сказок Александра Пушкина. Картины созданы выдающимися художниками русского зарубежья Сергеем Соломко, Валерией Даувальдер, Иваном Билибиным и Борисом Зворыкиным, сообщает пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. «Продолжаем развивать московский транспорт как культурное пространство по поручению Сергея Собянина. Вместе с Фондом наследия русского зарубежья открыли выставку “Сказки Пушкина” в честь 225-летия со дня рождения поэта. Посетить экспозицию можно до 23 сентября в переходе между станциями метро “Динамо” и “Петровский парк”», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Репродукции картин напоминают развороты детской книги со знаменитыми произведениями Александра Пушкина, такими как «Сказка о царе...
03.09.2024 11:09 Новости
3 сентября 1947 года возобновлено строительство Ленинградского метро
Отложенные на время Великой Отечественной войны все работы по строительству Ленинградского метрополитена возобновились 3 сентября 1947 года. На сегодняшний день Петербургское метро является мировым рекордсменом по средней глубине залегания станций. Многие из них имеют оригинальное архитектурно-художественное оформление, а 8 признаны объектами культурного наследия России. Уже в конце 19 века в столице Российской империи всерьез обсуждали перспективы строительства подземной железной дороги. О планах Петербургского метро шумно спорили газеты, видные инженеры обсуждали достоинства и недостатки проектов. Всего известно о десятке дореволюционных проектов. Но для строительства тогда не хватало средств. Вновь вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в 1938 году по инициативе Председателя исполкома ленинградского городского совета Косыгина. Работа пошла. К апрелю 1941 года были заложены 34 шахтных ствола. На время войны все работы по строительству Ленинградского...
28.08.2024 8:59 Новости
173 года назад открыто движение поездов между Петербургом и Москвой
Регулярное движение поездов между Петербургом и Москвой началось 28 августа 1851 года. Николаевская дорога стала первой двухпутной казенной железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию железнодорожной сети государственного значения. Протяженность дороги составила 645 километров, путешествие, вместе с остановками, заняло 19 часов. Николаевская железная дорога построена в середине XIX века для обеспечения регулярного железнодорожного сообщения между Петербургом и Москвой. Позже к ней были присоединены другие линии. Дорога проходила по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. С 26 по 28 августа 1851 года из Петербурга в Москву по железной дороге, на 9 поездах, были перевезены два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков и дивизион артиллерии. В 4 утра 30 августа в Москву отправился царский поезд, состоявший из 9...
14.07.2024 10:06 Новости
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был выставлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 14 июля 1896 года. В ходе мероприятия он совершал демонстрационные поездки. Создателями транспортного средства стали предприниматель Евгений Яковлев и инженер Петр Фрезе. В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства - немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они решили построить подобную машину. Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел...
06.07.2024 10:06 Новости
6 июля 1661 года на берегу Ангары основан город Иркутск
Отрядом Якова Похабова 6 июля 1661 года на берегу Ангары при впадении в нее реки Иркут основан острог, от которого свое начало ведет город Иркутск. Первоначально острог назывался Яндашским по имени тувинского вождя Яндаша Дороги. Место оказалось пригодным для земледелия, водный путь обеспечивал сообщение с Енисеем и Байкалом. На сегодняшний день Иркутск является крупным научно-образовательный центром, в котором обучается свыше ста тысяч студентов. Среди отраслей промышленности - авиастроение, гидроэнергетика и производство продуктов питания. Транспортный узел на Транссибирской магистрали и федеральной автодороге «Байкал». Город неоднократно переживал пожары. Сильно пострадал при пожаре 1716 года. Следующий крупный пожар 1879 года вызвал настолько сильные разрушения, что для полного восстановления города потребовалось более 10 лет. Иркутск относится к историческим поселениям России, исторический центр внесен в предварительный список...
02.07.2024 9:47 Мероприятия
Парад ретротранспорта пройдет в Москве
В День московского транспорта — 13 июля — в столице состоится парад исторических трамваев и ретроавтомобилей. Колонна проследует от станции метро «Новокузнецкая» до «Чистых прудов». Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. «Этот год — знаковый в истории московского трамвая. В апреле мы отметили 125-летие любимого городского транспорта. А 13 июля около 15 исторических вагонов и машины из коллекций наших партнеров проедут по центру столицы. Мы развиваем современную транспортную инфраструктуру и сохраняем память о прошлом в соответствии с задачей, поставленной Сергеем Собяниным», — рассказал Максим Ликсутов. В параде примут участие около 15 исторических трамваев из коллекций Московского метрополитена и Музея транспорта Москвы, а также ретроавтомобили партнеров столичного Департамента...
07.06.2024 9:04 Новости
152 года назад в Москве началось строительство конно-железной дороги
Строительство московской конно-железной дороги началась 7 июня 1872 года, когда военное министерство проложило по центральным улицам города первую временную линию - от Тверской заставы до Красной площади. Ее строительство было начато в связи с проведением в городе Политехнической выставки и приурочено к 200-летию со дня рождения Петра Великого. До этого момента в Москве не было регулярного и доступного вида общественного городского транспорта. Но все первые средства массового пассажирского транспорта основывались на использовании конной тяги. Более зажиточные москвичи пользовались услугами извозчиков или собственными каретами. С каждым годом, в условиях интенсивно развивающегося города, такие средства передвижения не могли решить всех проблем перевозки москвичей, в частности - повысить скорость передвижения, увеличить вместимость транспортных средств и удешевить стоимость проезда. Ведь не каждый москвич мог воспользоваться услугами извозчика. К середине 19 века развитие...
17.05.2024 9:02 Новости
Парад поездов пройдет на БКЛ Московского метрополитена
18 и 19 мая на Большой кольцевой линии (БКЛ) метро пройдет парад поездов, приуроченного к 89-й годовщине со дня открытия первой линии Московского метрополитена. Об этом в своем телеграм-канале сообщил Сергей Собянин. «Девять составов разных эпох метрополитена будут ходить в выходные по БКЛ в честь дня рождения метро. Среди них — “Номерной”, Еж-3, “Русич”, “Москва” и “Москва-2020”», — написал Мэр Москвы. Впервые в параде будут участвовать модификация поезда «Ока» со сквозным проходом, которую за расцветку называют баклажаном, а также новейшие составы «Москва-2024», курсирующие на Замоскворецкой линии метро. Возглавит парад ретропоезд «Сокольники». Его спроектировали к 75-летию московского метро, чтобы показать, как выглядели первые вагоны. Все, кто не успеет проехать в этом поезде по БКЛ, смогут сделать это в любой день на Сокольнической линии. Фото Е...
15.05.2024 14:11 Новости
Об истории проектирования и строительства Сокольнической линии метро
Около 300 станций (с учетом Московского центрального кольца), оплата проезда улыбкой, самое длинное подземное метрокольцо в мире и технологичные поезда «Москва-2024» — все это столичное метро сегодня. Оно давно перестало быть просто городским транспортом: по пути можно выпить кофе, посетить выставку, экскурсию или концерт. 89 лет назад метростроевцы и жители города не могли себе такого даже представить. 15 мая 1935 года в Москве открыли первую линию метро — красную. Поезда следовали от «Сокольников» до «Парка культуры». Она также ответвлялась в сторону «Смоленской». На этом первенство линии не заканчивается. «Воробьевы горы» — первая в мире станция метро, построенная на мосту над рекой. Первой Сокольническая пришла и на территорию ТиНАО, а сейчас строится «Потапово», которое станет первой отапливаемой наземной станцией Московского метрополитена. Как...
15.05.2024 9:16 Новости
89 лет - Московскому метрополитену
Сегодня исполнилось 89 лет со дня открытия первой линии Московского метрополитена. Она проходила от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением от «Охотного Ряда» до «Смоленской». Об этом Сергей Собянин сообщил в своем телеграм-канале. «Сегодня в метро, включая Московское центральное кольцо, 294 станции. Средний возраст вагонов — около 12 лет, мы обновили 74 процента парка», — написал Мэр Москвы. Кроме строительства новых станций на действующих линиях метро, в ближайшие годы в столице заработают еще три радиальные линии: Троицкая, Рублево-Архангельская и Бирюлевская. Московский метрополитен является неотъемлемой частью городской жизни, где ежедневно происходят добрые истории. Так, к 90-летнему юбилею готовится книга с рассказами пассажиров. Интересные истории, связанные с метро, можно прислать до 15 января 2025 года. Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы.
08.05.2024 11:05 Новости
Прямую трансляцию парада Победы покажут в московском транспорте
Пассажиры общественного транспорта 9 мая смогут увидеть трансляцию парада Победы на Красной площади. Ее покажут в метрополитене уже в пятый раз, а в автобусах, электробусах и трамваях — во второй. «Мы поздравим с 79-летней годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. В центре внимания будет роль столицы и московского транспорта в защите нашей Родины. Более чем на 34 тысячах медиаэкранов покажем в прямом эфире парад Победы на Красной площади, чтобы горожане, которые в это время будут в пути, смогли его увидеть», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Кроме того, будут транслировать тематические видеоролики. Пассажиры узнают о роли метрополитена и транспорта в период Великой Отечественной войны, а также о крупных военно-исторических монументах и объектах. В их числе памятник Георгию Жукову, обелиск «Москва — город-герой», Музей военной формы и многие другие. А еще в День Победы покажут фильм «Офицеры» 1971 года с субтитрами. В...
06.05.2024 13:34 Новости
Поезд, посвященный подвигу народа в годы ВОВ, появился в метро Москвы
В Московском метрополитене появился новый тематический поезд, посвященный подвигу народа в годы Великой Отечественной войны. Он разработан совместно с Музеем Победы. Пассажиры тематического состава «Подвиг народа» узнают о советских гражданах, которые самоотверженно трудились на благо страны в тяжелые годы Великой Отечественной войны. «В поезде мы разместили экспозицию “Подвиг народа”, а каждый вагон посвятили определенной теме. Например, в одном из них пассажиры смогут узнать больше о защите Брестской крепости, а в другом — о достижениях и изобретениях советских врачей в тылу. Тематический состав будет курсировать шесть месяцев по Арбатско-Покровской линии», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. В тематическом поезде представлена информация о храбрости и стойкости советских людей, например о кузнеце Шаахмеде Шамахмудове...
03.05.2024 13:18 Мероприятия
В метрополитене Москвы открыта фотовыставка ко Дню Победы
В Московском метрополитене открылась фотовыставка, приуроченная ко Дню Победы. На кадрах запечатлены более 80 ветеранов Великой Отечественной войны — Герои Советского Союза. Познакомиться с экспозицией можно на территории транспортного хаба «Деловой центр» до 16 мая. «К 79-й годовщине Великой Победы мы подготовили фотовыставку в честь героев и защитников Родины. Самому старшему ветерану на момент съемки исполнилось 105 лет. Все фотографии сделаны в рамках проекта “Победители”», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Проект «Победители» существует с 2020 года. В его рамках организуются встречи со свидетелями и участниками Великой Отечественной войны, а также создаются их художественные фотопортреты. Большая часть фотографий представлена на главном историческом портале «История.РФ» и всенародном...
18.04.2024 12:29 Новости
2500 портретов ветеранов разместят в подмосковных автобусах
В канун памятной даты – окончания Битвы за Москву, региональное отделение Бессмертного полка России в Московской области совместно с АО «Мострансавто» запускают акцию «Бессмертный полк в автобусах». «Семейные герои жителей Подмосковья вновь будут сопровождать пассажиров в преддверии Дня Победы на самых разных маршрутах всей Московской области. 2500 тысячи портретов участников Великой Отечественной войны будут размещены в автобусах и начнут курсировать по региону уже с 1 мая», – рассказал руководитель штаба регионального отделения «Бессмертного полка России», член Общественной палаты Московской области Валерий Анисимов. Акция проводится второй год подряд и показала востребованность у жителей Подмосковья. «В Московской области очень бережно относятся к памяти о Великой Отечественной войне, о ее Героях. В преддверии Дня Победы мы готовим много мероприятий, конечно, традиционно поддерживаем и помогаем организовать и «Бессмертный полк». Принять участие в акции...
18.04.2024 9:32 Новости
100 лет назад началось автобусное движение в Москве
Первый автобус начал курсировать по Москве 18 апреля 1924 года. Этот первый автобусный маршрут связал Каланчевскую площадь с Белорусским вокзалом. Предшественниками московского автобуса были линейки - многоместные конные экипажи без всяких удобств. Летом это были открытые кареты на 10-14 мест, в которых особенно неудобно было передвигаться в дождь. Зимой - это были большие сани. Линейки стали курсировать по Москве в 1847 году по трем радиальным маршрутам. Начиная со второй половины 19 века русские предприниматели неоднократно обращались в Городскую Думу с предложением использовать на улицах Москвы автомобильные омнибусы, которые к тому времени появились уже во многих городах Европы. Но городская полиция отклонила этот проект, сославшись на узость московских улиц для таких широких экипажей. В конце 1898 года в Москве появились автомобили, число их стало быстро увеличиваться, но попытки организовать в городе автобусное сообщение не прекращались. Только в 1922 году на московском...
16.04.2024 12:28 Новости
Акция «Блокадный трамвай» прошла в Петербурге
Ровно 82 года назад, 15 апреля 1942 года, в блокадном Ленинграде возобновилось пассажирское трамвайное движение. Об этом сообщает пресс-служба администрации Санкт-Петербурга. В память о подвиге ленинградских транспортников – работников трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома и воинов-автомобилистов на Пискаревском мемориальном кладбище состоялась торжественно-памятная акция «Блокадный трамвай». «Трамвай стал символом возрождения, силы духа и мужества жителей нашего города, который выстоял и победил. Запуск трамвайной линии стал символом возвращения к нормальной жизни и в нашем городе-побратиме – Мариуполе», - отметил губернатор Александр Беглов. В памятной акции приняли участие члены Правительства Санкт‑Петербурга, работники и ветераны «Горэлектротранса» и «Пассажиравтотранса», студенты Учебно-курсового комбината ГЭТ и колледжа «Звёздный», общественного движения «Волонтёры Победы», а также учащиеся четырех школ Московского района: №№ 543, 355, 362 и Морской школы. В...
13.04.2024 14:06 Новости
13 апреля 1902 года в Петербурге был испытан первый троллейбус
Испытания первого в России троллейбуса, который еще называли «электрическим автомобилем», были проведены в городе Санкт-Петербург 13 апреля 1902 года. Весил троллейбус 820 килограммов. Разработкой занималась фирма «Фрезе и К°» - акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей, основанное русским изобретателем, одним из конструкторов первого российского автомобиля Петром Александровичем Фрезе. А электрическое оборудование для него изготавливалось по проекту барона Шуленбурга. В основу токосъемника была положена французская конструкция изобретателя Ломбар-Жерена - по проводам катилась «контактная тележка с троллей». Новинка прижилась не сразу - лишь три десятка лет спустя в Москве были введены троллейбусные маршруты. Первые отечественные троллейбусы марки ЛК-1 собирали небольшим количеством в Москве из привозимых комплектующих: электрооборудование - московский завод «Динамо», кузова - Завода имени Сталина, а шасси для первых десяти...
06.04.2024 10:07 Новости
125-летие со дня запуска первого электрического трамвая в Москве
К началу последнего десятилетия 19 века конно-железные дороги не справлялись с потоком пассажиров. Помимо этого, состояние оборудования - рельсовых путей и подвижного состава - было столь плачевно, что необходимость замены его была очевидна для всех. Регулярное движение электрических трамваев в Москве началось 6 апреля 1899 года. В 1898 году в Москве было начато Переоборудование Долгоруковской линии конно-железной дороги от Страстной площади по улице Малая Дмитровка и далее до Бутырской заставы, а также двух опытных загородных линий: Петровской - от Тверской заставы до Петровского дворца, и Бутырской - от Бутырской заставы по Верхней и Нижней Масловкам до Петровского парка, под линии электрического трамвая. К концу января 1899 года на первом участке от Петровского парка по Верхней и Нижней Масловкам до Бутырской заставы все основные строительные работы были завершены. Началась пробная обкатка линии электрического трамвая, а также обучение эксплуатационного персонала. На...
25.03.2024 15:13 Новости
Кладбище «Воюющих царств» с захоронением колесницы найдено в Китае
В городе Сянъян, провинция Хубэй, центральный Китай, было обнаружено большое кладбище периода «Воюющих царств» (475–221 до н. э.) с прекрасно обставленными могилами и одним захоронением на колеснице, сообщает Тhe Нistory blog. Археологи из Муниципального института культурных реликвий и археологии Сянъян обнаружили кладбище Байчжуан в ходе раскопок, связанных с инфраструктурным проектом, в июне и июле 2023 года. Раскопки возобновились в ноябре 2023 года в сотрудничестве с Институтом культурных реликвий и археологии провинции Хубэй. В результате комплексного исследования памятника было обнаружено 176 гробниц. Все, кроме двух, представляли собой земляные гробницы периода «Воюющих царств». Два исключения относятся к династии Хань (202 г. до н.э. – 9 г. н.э., 25–220 г. н.э.). Большинство гробниц «Воюющих царств», а их 165, представляют собой небольшие ямы длиной от шести до восьми футов и шириной от полутора до шести футов. Девять из них значительно больше и имеют наклонные проходы...
14.03.2024 14:21 Интервью, мнения
Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод
Витражи, смальтовые панно, мраморные барельефы, колонны с резными капителями, лепнина на потолке и окаменелости древних обитателей морей в полу — все это можно увидеть на станциях Кольцевой линии. Почему они выделяются на фоне других исторических станций и как строили первое кольцо московского метро? Торжественная и величественная Кольцевая линия соединяет большинство веток столичного метро и семь железнодорожных вокзалов города. 14 марта исполняется 70 лет с момента ее полного открытия. В этот день в 1954 году запустили третий, последний участок от «Белорусской» до «Парка культуры». Экскурсовод Музея транспорта Москвы Ирина Чижевская рассказала, чем уникальна Кольцевая линия, что символизирует каждая ее станция, почему кольцо так богато декорировали и какие шедевры искусства часто остаются во время поездок незамеченными. Как менялись очертания кольца и откуда взялся коричневый цвет Идея создать...
14.03.2024 9:17 Мероприятия
Выставка трамваев разных поколений и ретроавтомобилей пройдет в Москве
Весенний парад трамваев впервые пройдет на Лесной улице в районе Белорусского вокзала 6 апреля. Торжественный запуск движения электрических трамваев состоялся в Москве 6 апреля 1899 года, уже на следующий день, 7 апреля, первые пассажиры стали пользоваться новым видом транспорта. Спустя 125 лет исторические вагоны вновь проедут по центральным улицам города. Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. «После прохождения парадной колонны трамваи выстроятся прямо на площади Тверская Застава у Белорусского вокзала, где состоится выставка вагонов разных поколений. Спустя 125 лет московский трамвай переживает свое возрождение. Уже на 95 процентов подвижной состав трамвая города состоит из самых современных, полностью низкопольных моделей и задает главные тренды для развития этого вида транспорта в стране», — отметил Максим Ликсутов. Лесная улица — это историческое место: парадная колонна проедет у бывшего здания одного...
12.03.2024 8:54 Новости
12 марта 1918 года Москве возвращен статус столицы России
Вскоре после Октябрьской революции, 12 марта 1918 года, Москве был возвращен статус столицы России, до сего момента принадлежавший Петрограду. Постановление IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов гласило: «В условиях того кризиса, который переживает русская революция в данный момент, положение Петрограда как столицы резко изменилось. Ввиду этого съезд постановляет, что впредь, до изменения указанных условий, столица Российской Советской Социалистической Республики временно переносится из Петрограда в Москву». Москва застраивалась быстрыми темпами, к городу присоединялись бывшие пригороды. В то же время историческая застройка центра города подверглась выборочному уничтожению. Был разрушен ряд храмов и монастырей, в числе которых были Храм Христа Спасителя, Страстной монастырь. В 1922 году Москва стала столицей СССР. В городе началось быстрое развитие транспортной инфраструктуры. В 1924 году в Москве открылось автобусное движение...
05.03.2024 12:24 Новости
Уникальную четырехколесную повозку обнаружили китайские ученые
Китайские археологи при проведении очередного этапа археологических раскопок в мавзолее Циньшихуана, первого императора Китая, обнаружили драгоценную с точки зрения науки четырехколесную повозку, единственную в своем роде. Как сообщает информационное агентство "Синьхуа", раскопки ведутся с 2013 года, но открытие четырехколесной деревянной повозки, которая хорошо сохранилась, стало одним из самых волнующих событий за все время работ. Длина этого древнего "экипажа" составляет 7,2 метра, причем его корпус сохранился неповрежденным, хотя самому артефакту уже около 2000 лет. Более того, красный цвет, в который была выкрашена повозка, до сих пор остается ярким. О предназначении повозки, которой нет аналогов даже по степени сохранности, эксперты еще дискутируют. Есть мнение, она могла и не быть погребальным подношением с сакральным смыслом. Не исключено, что повозка использовалась для доставки гроба в погребальную камеру. Кстати, в мавзолее были обнаружены и повозки других типов и...
03.03.2024 10:05 Новости
304 года назад началось строительство первой подводной лодки в России
3 марта 1720 года в Санкт-Петербурге началось строительство первой российской подводной лодки. «Потаенное судно» Никонова - первая в мире изначально военная подводная лодка. Чертежей и подробного описания судна не сохранилось. Приблизительная длина судна была не более 6 метров, высота 1,5-2 метра. В корпус были вделаны 10 оловянных пластин со сквозными отверстиями для приема воды при погружении. В процессе всплытия вода откачивалась за борт вручную с помощью поршневого насоса. В корпусе была сделана шлюзовая камера с люком для выхода водолаза из лодки, находящейся в подводном положении, движитель в виде весел. Параллельно постройке лодки, Никоновым был разработан один из первых водолазных костюмов для выхода человека из судна в подводном положении для разрушения днища неприятельского корабля, прообраз современного боевого пловца-диверсанта. Памятник первой подводной лодке установлен в городке Сестрорецк, в 11 километрах от Санкт-Петербурга. В 1719 году безграмотный 29-летний...
17.01.2024 16:54 Новости
В Петербурге изготовили карты «Подорожник» к 80-летию снятия блокады
К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Петербурге разработали специальный дизайн проездной карты «Подорожник». Первая партия лимитированных карт уже изготовлена. Уникальный дизайн «Подорожника», посвященный снятию вражеской блокады, выпущен в двух макетах. При разработке дизайна использовалась официальная эмблема памятной даты, утверждённая в Петербурге. Она представляет собой число «80» на фоне двух перекрещивающихся лучей прожекторов. Такие лучи часто видели в небе жители осажденного города. Для цифр использовали шрифты, приближённые к типографике военного времени. Общий тираж юбилейных «Подорожников» составит 100 тысяч штук - по 50 тысяч каждого макета. «Как подчеркнул Президент России Владимир Путин, «жить нужно сегодняшним днем, настоящим и будущим, но и забыть того, что было в Ленинграде, нельзя». В нашем городе память о блокаде священна. Она хранится в музеях, монументах, архивах, литературе, искусстве, в сохранившихся отметинах от снарядов на...
29.12.2023 11:36 Новости
29 декабря 1911 года в Москве был запущен трамвай «Аннушка»
Трамвай «А», который жители Москвы любовно называли «Аннушкой», был запущен по маршруту 29 декабря 1911 года. Он курсировал по Бульварному кольцу и Москворецкой набережной. После него был пущен трамвай «Б» - «Букашка», ездивший на всем протяжении Садового кольца. Первые же трамваи появились в Москве в 1899 году. Первый маршрут «электрической городской железной дороги» проходил от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке. Вскоре в городе появились знаменитые «буквенные» маршруты. К 1915 году в городе насчитывалось уже 34 трамвайных маршрута, протяженность линий возросла до 311 километров. Была еще и «Верочка» - маршрут «В», которая связывала по кольцу Таганку с районом Автозаводской. В Сокольниках ходил маршрут «СК» - Сокольническое кольцо. Надо сказать, что в ту пору трамвай был единственным видом общественного городского транспорта. Трамвайные пути пролегли по всем центральным улицам Москвы, проходили по Красной площади, а на окраинах уходили за город, в дачные поселки ...
19.12.2023 15:28 Новости
Экспонат подмосковного музея стал памятником науки и техники России
Электромобиль на аккумуляторах, купленный в Англии в 1923 году и использовавшийся в семье Владимира Ильича Ленина, прошел процедуру оценки Экспертного совета Политехнического музея. Экспонат музея-заповедника «Горки Ленинские» прошел экспертизу и получил статус «Памятник науки и техники России», сообщает пресс-служба в Министерстве культуры и туризма Подмосковья. «Это признание не только нашего экспоната, но и многолетней профессиональной работы сотрудников музея-заповедника по сохранению предмета. По признанию экспертов, наш электромобиль находится в отличном техническом состоянии, значительно лучшем, чем аналогичный в Лондоне, где такая техника производилась сто лет назад», – рассказал заместитель директора музея-заповедника «Горки Ленинские» по общим вопросам Михаил Колков. Электромобиль представляет собой самоходное кресло на резиновом ходу, с двумя задними колесами большего диаметра и двумя передними меньшего диаметра с малой колеей. Сейчас он находится в большом доме усадьбы...
13.12.2023 13:18 Новости
16 панно времен СССР отреставрированы в московском метрополитене
16 уникальных элементов оформления трех станций – «Каховская», «Варшавская» и «Каширская» – отреставрировали при строительстве Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. «При интеграции этих станций в состав БКЛ были проведены реставрационные работы, которые позволили сохранить уникальные элементы оформления трех станций, впервые открытых на Каховской линии в 1969 году. Все 16 панно из листового алюминиевого сплава являются яркими художественными свидетельствами своей эпохи», – сказал Андрей Бочкарёв. Заммэра добавил, что бережное отношение к культурному наследию – неотъемлемая часть работы столичных метростроителей. «Сегодня пассажиры могут увидеть все 16 отреставрированных элементов на обновленных станциях, действующих в составе Большого кольца метро», – отметил Андрей Бочкарёв. Спецпроект о БКЛ метро Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (генеральный...
22.11.2023 12:04 Новости
Первая автоколонна отправилась по Дороге жизни 22 ноября 1941 года
Во время Великой Отечественной войны единственной транспортной магистралью связывающей блокадный Ленинград с остальной страной была «Дорога жизни» через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни, официально - Военно-автомобильная дорога № 101. Первая автоколонна с продовольствием отправилась по льду Ладоги 22 ноября 1941 года. Магистраль действовала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. В октябре 1941 года начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. В основном работы заключались в обобщении разрозненных данных о ледовом режиме озера, трассировки дороги исходя из этих данных и расчете затрат на ее сооружение. Начальником тыла Ленинградского фронта Лагуновым 13 ноября был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец - маяк Кареджи». Военно-автомобильную дорогу предполагалось устроить шириной 10 метров...
20.11.2023 17:19 Новости
Конный трамвай в СССР
Конка (конно-железная городская дорога, конный трамвай) является одним из старейших в мире видов общественного городского транспорта наряду с омнибусом ("конным автобусом"). Первая в мире конка появилась в американском городе Балтимор в 1828 году, она была каретного типа. В Европе каретные конки первыми ввели австрийцы в 1830-е гг., они же создали в 1837 году первую европейскую конку вагонного типа. Для сравнения, в Париже конка была пущена только в 1853 или 1855 годах. В России первая конка появилась в Петербурге, сначала грузовая (1860 г.), а затем и пассажирская (1863 г.). В Москве конный трамвай открылся в 1872 году, в Казани - 1875 году, Одессе - 1880 году, Харькове и Риге - 1882 году, Тифлисе - 1883 году. Последнюю конку Российской империи открыли аж в 1915 году в г. Нежин Черниговской губернии. Как ни удивительно, но одну конку открыли даже в СССР, в уральском Ирбите в 1926 году. Хотя конка считается предшественником электрического трамвая, обе системы...
16.11.2023 10:47 Новости
На станции метро Киева закрыли изображения советской эпохи
Изображения советских времен на станции Киевского метрополитена "Вокзальная" закрыли деревянными щитами в рамках декоммунизации на Украине. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу столичного метро. "В рамках декоммунизации и дерусификации на станции метро "Вокзальная" начаты работы по маскировке <…> изображений большевистских вождей, серпа и молота, а также прочей коммунистической символики. Соответствующие элементы архитектурной отделки <…> помещены под специальные деревянные щиты", - говорится в сообщении пресс-службы метрополитена в соцсети. В дальнейшем руководство столичного метро планирует провести демонтаж советской символики, однако этому препятствует тот факт, что станция "Вокзальная" является недвижимым объектом культурного наследия, имеет охранный статус и оберегается непосредственно государством. По этой причине руководство метрополитена направило "необходимые письма и обращения" для получения разрешения на их демонтаж. В прошлом году аналогичные...
15.11.2023 12:16 Новости
90 лет назад в Москве началось регулярное движение троллейбусов
Первый московский троллейбус был пущен 15 ноября 1933 года. Он прошел от Тверской заставы до села Всехсвятское. Это была первая в Москве и СССР троллейбусная линия. Сегодня в столице насчитывается 8 троллейбусных парков, которые обслуживают 88 маршрутов, работает Московский троллейбусный ремонтный завод. Впервые идея постройки троллейбусных линий на пригородных направлениях в Москве была высказана в 1924 году. Она возникла вновь в конце 1932 года. Отечественной промышленности было поручено изготовить два опытных троллейбуса на основе отечественных узлов. Обе машины получили индекс «ЛК» - Лазарь Каганович, по имени инициатора введения в Москве троллейбусного сообщения. Первые машины было решено пустить на загородном участке, и в октябре 1933 года на Ленинградском шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе была смонтирована троллейбусная линия длиной 7,5 километров. В селе Всехсвятское был построен небольшой гараж с мастерскими. Обе машины...
30.10.2023 17:17 Новости
Повозку и колесницу обнаружили в Китае при раскопоках
В Китае археологи при проведении раскопок у стен мавзолея Цинь Шихуана, первого китайского императора, обнаружили редкие реликвии, включая повозку с шестью овцами и четырехколесную деревянную колесницу. Как сообщает Arkeonews, находки были сделаны в Сиане, на северо-западе Китая. Раскопки проводились возле мавзолея Цинь Шихуана, первого императора Китая времен правления династии Цинь (221-206 гг. до н.э.). Там расположена знаменитая терракотовая армия. В рамках нового исследования было найдено несколько удивительных артефактов. Особое внимание археологи обращают на хорошо сохранившуюся четырехколесную деревянную колесницу с богато украшенным прямоугольным зонтиком. Эта колесница уже признана древнейшей в своем роде. Еще одна найденная археологическая редкость - повозка, которую тянули шесть овец. Она была обнаружена в погребальной яме, где в ряд перед ней выстроились шесть скелетов овец. Основной корпус этой древней "кареты" практически не сохранился. Но ученым удалось определить...
29.09.2023 12:12 Новости
29 сентября 1907 года в Петербурге открылось трамвайное движение
В Санкт-Петербурге 29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения. Один из авторов проекта, инженер Генрих Графтио, лично провел первый вагон по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару, через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. В конце 19 века инженеры многих крупных городов мира работали над использованием электричества для передвижения внутригородского транспорта. Не оставались в стороне и русские, еще в 1880 году инженер-артиллерист Федор Пироцкий продемонстрировал, что вагон может ехать по рельсам без лошади. История трамвайного движения в Петербурге начиналась довольно сложно. Уже полтора десятилетия во многих крупных городах России успешно ходили вагоны на электрической тяге, а в столице государства появлению трамваев мешало сопротивление владельцев коночных парков, главным средством передвижения на то время в столице все таки оставалась конка. Подготовка к эксплуатации в столице...
27.09.2023 10:46 Новости
27 сентября 1801 года был представлен первый в мире велосипед
Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда, представленного 27 сентября 1801 года, был уроженец Прикамской земли Ефим Михеевич Артамонов, крепостной Пожвинского завода. Конструкция изобретения была настолько прочна, что мастер смог совершить на нем нелегкое путешествие со скоростью 10 км/ч от Урала до Петербурга на коронацию Александра I. Велосипед, построенный на Нижнетагильском заводе, был железным, имел вид двухколесной тележки с педальным приводом на переднее колесо и рулем, а переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса, расположенные одно за другим, скреплялись изогнутой металлической рамкой. Велосипед приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, размещенных на оси переднего колеса. Впервые велосипед был представлен 27 сентября 1801 года в Петербурге во время торжеств по случаю коронации Александра I. Изобретение так удивило всех присутствующих и царя, что за создание велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована...
19.09.2023 9:22 Новости
Утраченные детали барельефа московского метро изготовили заново
На станции метро «Новокузнецкая» продолжаются работы по реставрации барельефов. Об этом сообщил исполняющий обязанности заместителя Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. «Московский метрополитен — это гордость и достояние столицы, и мы хотим сохранить его для будущих поколений. По задаче, поставленной Сергеем Собяниным, мы бережно восстанавливаем культурное наследие метро. Барельефам на станции “Новокузнецкая” возвращаем первоначальный вид. Все работы идут под надзором Департамента культурного наследия Москвы и будут завершены до конца года», — рассказал он. Первоначальный вид вернут гипсовому фризу, посвященному Красной армии, который создали скульпторы Саул Рабинович и Николай Штамм. На данный момент специалисты практически полностью выполнили расчистку рельефа от старых слоев краски, укрепили разрушенные фрагменты, а также устранили трещины. Утраченные детали уже восстановлены...
29.06.2023 9:24 Мероприятия
8 июля в Москве пройдет парад ретротранспорта
В День московского транспорта, 8 июля, пройдет традиционный парад ретротранспорта. В нем примут участие 14 исторических трамвайных вагонов, а также уникальные автомобили разных времен из коллекций Музея гаража особого назначения Федеральной службы охраны России, комитета классических автомобилей Российской автомобильной федерации и авторетроклуба «ГАЗ-21». «Парады ретротранспорта в столице стали доброй традицией. В День московского транспорта колонна исторических трамваев и автомобилей разных времен вновь проедет от метро “Новокузнецкая” до Чистопрудного бульвара, где все желающие смогут познакомиться с экспонатами. Приглашаю горожан на наш традиционный парад, чтобы посмотреть, как выглядел транспорт Москвы в прошлом. Благодарю всех наших партнеров, которые присоединятся к событию», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. В 11:00 колонна ретротехники отправится...
05.06.2023 11:11 Новости
Отреставрированное старинное такси представлено в Москве
Коллекцию Музея транспорта Москвы после реставрации пополнил извозчичий городской экипаж с кузовом типа фаэтон. Такие дрожки возили пассажиров в России с середины XVIII века до 1940-х годов. Легкие экипажи с рессорами и поднимающимся верхом назывались пролетными, или просто пролетками. «Музей транспорта Москвы продолжает готовить коллекцию к открытию постоянной экспозиции в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице. Специалисты реставрируют и восстанавливают будущие экспонаты и даже создают полноразмерные неходовые макеты важного в истории Москвы транспорта, который уже полностью утрачен. Здесь можно будет увидеть сохранившуюся всего в одном или нескольких экземплярах уникальную технику. Работы выполняются по поручению Сергей Собянина. Уверены, в будущем это будет один из самых посещаемых музеев столицы», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим...
06.04.2023 13:46 Новости
Главархив рассказал о работе московских трамвайных линий
День рождения московского трамвая отмечается ежегодно 6 апреля. В этот день в 1899 году состоялось торжественное открытие линии, а 7 апреля впервые в столице на линию вышел транспорт на электрической «тяге» и в него сели первые пассажиры. Сегодня Главархив рассказал о работе московских трамвайных линий. В 1947 году мощность оснащения трамвайных парков Москвы выросла в 1,5 раза по сравнению с 1913 годом. Художественный образ трамвая русские художники часто выбирали для того, чтобы показать финал жизни своих героев, которые живут в кризисные времена мировой истории. Николай Гумилёв написал знаменитое стихотворение «Заблудившийся трамвай», Юрий Живаго умер в трамвае от сердечного приступа, актриса Ольга Воскресенская из фильма Никиты Михалкова уносилась прочь от преследователей, бросая финальную фразу, ставшую афоризмом: «Вы звери, господа». В фондах Главархива сохранились рассекреченные документы о работе...
29.03.2023 14:05 Интервью, мнения
За счет чего стремительно поднялась послевоенная экономика СССР
У экономик бывают состояния, когда они работают на пределе. Когда поставлены в положение человека, чьи силы настолько напряжены, что, кажется, он вот-вот оборвется. Загадка "экономического чуда". Как это могло быть? Страна, потерявшая 25,5 млн человек в Великую Отечественную (прямые потери), 13% населения, в рекордные сроки восстановила довоенные размеры своей экономики. В войну были уничтожены 32% национального имущества, 6 млн зданий, 31,9 тыс. промышленных предприятий, 60% мощностей по выплавке стали и добыче угля, 30% скота и т.п. Но! Довоенный уровень производства по электроэнергии достигнут в 1946 г., углю - в 1947 г., нефти - в 1949 г., стали - в 1948 г., минеральным удобрениям - в 1948 г., кирпичу - в 1949 г., цементу - в 1948 г., оконному стеклу - в 1947 г., пиломатериалам - в 1949 г., легковым автомобилям - в 1946 г., грузовым - в 1948 г., тракторам - в 1948 г. (СССР). Продолжать? По тканям - в 1948-1951 годах, обуви - в 1951 г. Мясо и масло - 1948-1951 гг., молоко - 1949...